Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ (на примере журнала «Русский репортер»)

Автор: b********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей семиотической структуры интернет-версий периодических изданий и изучение ее взаимосвязи с моделью печатного издания.
Объектом исследования является интернет-версия периодического издания в совокупности окружающих ее и взаимосвязанных с нею явлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Исследование феномена интернет-версии………………………..5
2. Интернет-версия издания как разновидность креолизованного текста……………………………………………………………………………..9
3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна…………13
4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания……………………..19
5. Семиотический анализ интернет-версии журнала «Русский репортер» ………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

         В зависимости от своей функции иллюстрация будет  по-разному декодироваться реципиентом  информации и относится к различным  типам знаков. 

         Так представляющая иллюстрация – это пример иконического знака. Получатель информации будет соотносить изображение в сообщении с непосредственно текстом. Организующая иллюстрация может содержать в себе иконические и индексальные знаки. Обычно с помощью объединения ряда иконических символов получается одна единая иллюстрация, несущая в себе определенные смыслы. Объектом изображения интерпретирующей иллюстрации обычно является вербальный текст сообщения. Иконическое изображение воспринимается получателем информации как разъясняющее. Обычно в качестве интерпретирующей иллюстрации выступает инфографика. Трансформирующее изображение понимается он не буквально, а интерпретируется в переносном смысле. Декоративные иллюстрации могут выступать только как элемент оформления, а могут и демонстрировать сам предмет сообщения.

         В визуальном знаке  выделяются два уровня сообщения: денотативный (уровень фактического сообщения, воспринимаемого органами чувств) и коннотативный (смыслы, возникающие в конкретном идеологическом, культурном, эмоционально-ценностном контексте).

         Визуальный знак, как утверждает У. Эко [Елина 2009: 48], «воспроизводит не сам объект, а некоторые условия его восприятия, которые затем транскрибируются в иконический знак. Выбор условий для образования знака определяется кодами узнавания. Существует множество иконических кодов, пользуясь которыми можно воспроизвести в сознании зрителя-интерпретатора любое тело или предмет (штрихами, игрой света и тени, цветовыми пятнами, обвести объект контурной линией и т.д.)».

         В отличие от вербальных (символьных) иконические коды очень  неустойчивы. Они слабее и меняются в зависимости от особенностей восприятия отдельных лиц. С. Эйзенштейн указывает на "плазматичность" семиотического кода изображения, его свободу от однозначной интерпретации, способность меняться при обращении к "живым струнам человеческой души" [Эйзенштейн 2002: 83].

         Поэтому понимание  структурной целостности поликодового сообщения и правильное использование  основ веб-дизайна позволяют создать  не только удобную, но и воздействующую на пользователя графическую модель интернет-версии издания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

         5. Семиотический анализ интернет-версии журнала «Русский репортер»

         Объектом анализа  является интернет-версия журнала «Русский репортер». По форме – это сокращенный  печатный вариант издания, публикующий  наиболее значимые материалы.

         Стартовая страница по сути представляет собой превью  журнала и строится по следующему макету:

         - большая репортажная  фотография вверху (на самом деле, это подборка фотографий, которые  листаются справа налево);

         - «шапка» издания,  копирующая печатную версию, с  перечислением рубрик журнала;

         - превью важных  публикаций, сделанные по принципу  «фотография - лид» (при этом соблюдается  деление по рубрикам);

         - рекламные баннеры;

         - ссылки по общим  разделам «темы», «рубрики», «кухня  редакции», «журнал»;

         - выходные данные.

         В данном случае стоит прежде всего говорить об эргономичности макета интернет-версии, так как он выполняет сразу несколько функций.

         Во-первых, страница выполнена в традиционных цветах «Русского репортера» (красный, черный), что отсылает пользователя к оригиналу. В данном случае цвет – качественно использованный знак-индекс. Учитывая, что верность традициям – одна из основных тенденций современных СМИ, данный ход дизайнеров и верстальщиков выглядит оправданным. Цветовое деление рубрик носит декоративный, разграничивающий характер.

         Во-вторых, использование  очень удобной для читателя рубрикации. Это касается шапки издания, превью и ссылок по общим разделам. В  первом и последнем случае используются вербальные знаки-символы, когда одно слово обозначает целую группу однотипных явлений. Что касается превью, то их главная функция представление. Текст и фотография тут находятся в комментирующих отношениях. Фото – представляет нам предмет статьи, подпись – объясняет, конкретизирует его.

         В-третьих, композиционное размещение выполнено в соответствии с психологическими особенностями людей, о которых говорили Бове и Аренс: фото – заголовок - текст. Это проявляется как во всей композиции страницы (первый крупный снимок – заголовки – комментарии), так и в отдельных ее компонентах ( например, превью: фото доктора Рошаля, под ним заголовок «Третий политик России» и подпись «За что воюют доктор Рошаль и Минздрав»).

         К тому же размещение компонентов интернет-страницы соотносится  с традиционным печатным расположением  публикаций. Так, например, превью колонок расположено справа в столбик, как обычно заверстываются колонки в газетах и журналах. Это опять же знак-индекс, основывающийся на традиции и стереотипном мышлении пользователей (определенные типы материалов ищутся читателями в конкретных местах).

          Рекламные баннеры  по своим форме и расположению  похожи на анонсы основных  материалов. В данном случае такое  формальное копирование рассчитано  на восприятие реципиента, который  просматривая страницу в целом  не сможет сразу отличить рекламные  материалы от журналистских и, соответственно, получит коммерческую информацию. Стоит отметить, что баннеры ненавязчиво расположены на странице: во-первых, они рассредоточены, а, во-вторых, в основном размещены внизу интернет-полосы.

         Говоря о стартовой  странице интернет-версии журнала, стоит отметить не только грамотные дизайнерские решения, которые являются наиболее удобными для восприятия (формы фотографий, шрифты, размещение материалов, цвета и т.д.), но и правильное использование семиотических основ. Однако все это в большей мере относится к деятельности дизайнера, а не журналиста.

         Использование знаков разных систем в журналисткой деятельности можно рассмотреть на примере  рядовой страницы интернет-версии журнала. Безусловно, роль дизайнера здесь  по-прежнему важна, к тому же общий макет страницы остается прежним. Но в данном случае важнее изучить взаимоотношение текста и иллюстраций.

         Для примера возьмем  репортаж Даниила Ильченко от 28 апреля 2011 года «Наука по барабану». 

         Каркас интернет-полосы такой же как у стартовой страницы: «шапка» издания с основными рубриками, следом большие фотографии, относящиеся к публикации (пролистываются справа налево, по желанию пользователя можно преобразовать в превью), ниже текст статьи, справа от материала рекламные баннеры, ссылки на некоторые публикации, объединенные в группы.

         Если поделить весь материал на вербальные и невербальные знаки то, к невербальным будут  отнесены все фотографии и графическое  выделение заголовка и подзаголовков, к вербальным – сама публикация, состоящая из заголовка, подзаголовка, лида и основного текста. В данном случае важно рассмотреть комплексное взаимодействие этих элементов.

         Как говорилось в  теоретической части работы, первоочередно  читатель обращает внимание на крупные  компоненты. Поэтому графическое выделение отдельных текстовых элементов, таких как заголовок и лид, в практике СМИ обязательно. Это, так называемые, индексальные (указующие) знаки, целью которых является привлечение внимания.

         В данной статье к  индексальным символам так же относятся разделительные подзаголовки, предназначенные, в первую очередь, для удобства чтения достаточно объемного текста. К тому же они обозначают границы между разными подтемами публикации.

         Публикация посвящена  нескольким дням из жизни молодого химика Алексея Бобровского, по форме – репортаж с элементами очерка. Непосредственно в текст материала вставлено 6 фотографий из 18 представленных выше. Снимки тоже носят репортажный характер и дополняют вербальную половину публикации.

         Большинство представленных снимков находятся в представляющих отношениях с лидом материала: «Химик-полимерщик. Бомж. Доктор наук. Барабанщик. Лауреат премии президента РФ. Астроном-любитель… У Алексея Бобровского много социальных статусов. И его это совершенно не смущает. Равно как и образ жизни, который многим показался бы ненормальным. Впрочем, норма — понятие условное. Может быть, ненормальны как раз те, кто живет по-другому».

         Для большинства  социальных ролей героя материала  репортер подобрал иллюстрацию:

         1) химик-полимерщик (изображение двух молодых людей в защитных очках и белых халатах в окружении различных банок и колб);

         2) барабанщик (на  фотоснимке человеку сидящий  за барабанной установкой);

         3) астроном любитель (человек сидящий за телескопом);

         4) бомж ( человек спящий  на полу в захламленном помещении).

         Однако эти же фотографии выполняют интерпретирующую функцию относительно основного  текста материала (в той же последовательности, что и ранее):

         1) «Провозившись  с колбами еще полчаса, он  наконец гасит свет в комнате,  где над письменным столом висит диплом:

         «Бобровскому Алексею  Юрьевичу, старшему научному сотруднику МГУ имени М. В. Ломоносова, присуждена премия президента Российской Федерации  в области наук и инноваций для молодых ученых за 2009 год за крупные научные достижения по созданию многофункциональных фотохромных жидкокристаллических полимеров для инновационных технологий»

         2) «Молодежные рок-группы  в начале 90-х вырастали как  грибы после дождя. Научившийся  кое-как держать ритм Бобровский  был нарасхват. Он умудрялся  играть в шести коллективах одновременно: «“Последняя пивная отрыжка”, “Солнце”, Mojo Working, “Бадуин” («То ли от “бодун”, то ли от “бедуин” — я не знаю, хотя больше склоняюсь к первому варианту»), “Мортифлейд” и еще с кем-то, не помню». Спектр стилей растянулся от регги до хард-рока».

         3) «По ночам он  любит смотреть на звезды. Со  словами «Главное в наблюдательной  астрономии — чтобы было удобно»  он садится на стульчик под  телескопом и заглядывает в  окуляр.

         Белой ягодой светит Юпитер, висящий прямо над выходом  из подвала. Тремя горошинами вокруг него вращаются галилеевы спутники: прижимающаяся к планете тусклая Ио, кружащаяся чуть поодаль Европа и оторвавшаяся дальше всех ярчайшая Каллисто. Четвертый спутник, Ганимед, сейчас не виден, он скрылся в тени Юпитера».

         4) «— Из общаги МГУ меня окончательно выперли в январе 2005-го. Вещи, как сейчас помню, на Татьянин день выносил — лиловый тазик и сумку с одеждой. Впрочем, к тому времени общага мне и не нужна была вовсе, разве что душ принимать удобнее было. С 2004-го я здесь обитаю. <…> Шесть квадратных метров, в одном углу свалены в кучу гитарные чехлы, в другом — потертый малый барабан, несколько стульев без спинок, компьютер на узком столике, стеллажи с проводами, микрофонами, штативами и свернутым в рулон матрасом на самом верху».

         В данном случае пользователю сложнее соотносить текст с фотографией, так как, в отличие от традиционной версии, большинство снимков расположены  отдельно от вербальных знаков, а те, что включены в «тело» материала, заверстаны так больше для удобочитаемости текста.

         Однако, безусловно, фотографии выполняют функции, возложенные  на них: декоративную, представляющую и интерпретирующую, что позволяет  не просто соотносить текст с невербальным изображением, но и дает потенциальную  возможность открыть новые смыслы в сообщении.

         Основываясь на анализе  двух различных по задачам интернет-страниц, можно сделать вывод, что использование  поликодовых текстов упрощает и  направляет восприятие реципиента. Говоря о интернет-версиях, стоит отметить, что при использовании знаковых систем дизайнерам и верстальщикам приходится учитывать традиционное оформление издания. С одной стороны, это ограничивает их работу, но с другой играет на стереотипном мышлении читателей, дает возможность обращаться к устоявшимся в сознании кодам.

Информация о работе Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ (на примере журнала «Русский репортер»)