Автор: b********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования – определение особенностей семиотической структуры интернет-версий периодических изданий и изучение ее взаимосвязи с моделью печатного издания.
Объектом исследования является интернет-версия периодического издания в совокупности окружающих ее и взаимосвязанных с нею явлений.
Введение……………………………………………………………….3
1. Исследование феномена интернет-версии………………………..5
2. Интернет-версия издания как разновидность креолизованного текста……………………………………………………………………………..9
3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна…………13
4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания……………………..19
5. Семиотический анализ интернет-версии журнала «Русский репортер» ………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………33
В настоящее время,
очевидно, что роль креолизованных
текстов стремительно возрастает по
мере «эскалации изображения» [Головина
1986: 302], которое знаменует собой
качественно новый процесс
В семантике изображения различают денотативное и коннотативное значение. В по мнению С. Мощевой [Мощева 2007: 148-150], различают три вида сообщений: лингвистическое, визуальное кодированное (символическое), визуальное некодированное (буквальное). Иконический комплекс, по мнению данного автора, содержит два рода означающих: означающие, означаемыми которых являются реальные предметы, и означающие, означаемыми которых являются идеи, образы. Соответственно, информация первого типа является денотативной (в известной степени буквальной), и ее понимание не представляет для адресата трудности, основывается на антропологических знаниях. Информация второго типа – коннотативна и основывается на ассоциативных связях; ее понимание предполагает наличие у адресата знания культурного кода, социальных связей, национальной специфики, т.е. информация второго типа допускает многовариантность толкования.
В процессе восприятия
креолизованного текста происходит
двойное декодирование
Роль изображения в процессе восприятия и понимания креолизованного текста неоднозначна. Исследования креолизованных текстов на материале художественных текстов показывают, что присоединение к вербальному тексту с упрощенным или с усложненным содержанием изображения, находящегося с ним в отношении синонимии или дополнения, приводит к уменьшению эмоциональности художественного текста, снижает его информативность и убедительность. Причина этого – «психологические особенности восприятия креолизованного текста, т.е. реципиент, воспринимающий текст без изображения, приписывает ему такие характеристики, которые могут быть извлечены из самого текста, а также из своей концептуальной системы, из своей картины мира, где содержатся лингвистические и нелингвистические знания относительно описываемых предметов и явлений. Добавление изображения накладывает ограничения на восприятие текста, ведет к перестройке смыслового кода реципиента в сторону сужения его концептуального поля, при этом возможности интерпретации текста уменьшаются» [Головина 1986: 26].
Известно, что к основным текстовым категориям относятся целостность и связность (целостность – это единство текста, способность существовать в коммуникации как внутренне и внешне организованное целое; связность заключается в содержательной и формальной связи частей текста). Целостность креолизованного текста проявляется в согласовании вербального и иконического компонентов и прослеживается на содержательном, содержательно-языковом, содержательно-композиционном уровнях.
Связность вербального и визуального компонентов на содержательном уровне обнаруживает себя в семантических связях, которые представлены следующими основными типами [Мощева 2007: 148-150]:
а) прямая денотативная
соотнесенность имеет место между
вербальными и визуальными
б) опосредованная денотативная соотнесенность между вербальными и визуальными знаками (т.е. знаки обоих кодов обозначают разные предметы и предметные ситуации, которые взаимодействуют между собой тематически или ассоциативно).
в) чаще всего в текстах вербальные и невербальные средства дополняют друг друга, тем самым создавая более яркий, более запоминающийся образ.
Очевидно, что во всех указанных случаях невербальные средства помогают формировать определенный образ как публикации в отдельности, так и интернет-страницы в целом.
Связность вербального и визуального компонентов на содержательно-языковом уровне проявляется в том, что семантическая зависимость одного компонента от другого выражается соответствующими языковыми маркерами в вербальной части текста.
Связность вербального
и визуального компонентов
Креолизованные тексты могут быть частично или полностью креолизованными. В первой группе вербальные и иконические компоненты вступают в отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными. Такое сочетание находим часто в газетных, научно-популярных и художественных текстах [Анисимова 1996: 75].
Большая спаянность,
слияние компонентов
Основная задача
журналиста и верстальщика заключается
в том, чтобы обеспечить реципиенту
наиболее благоприятные условия для понимания
текста. Для того, чтобы достичь необходимого
коммуникативного эффекта, важно правильно
использовать вербальные и невербальные
компоненты.
3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна
Для дизайна интернет-версии ключевым является положение, что она (по данному нами ранее определению) является веб-сайтом. Следовательно, органической основой дизайна интернет-версии должен быть веб-дизайн – область дизайна, занимающаяся оформлением веб-ресурсов. Интернет-версия скреплена с периодическим изданием сложными и многосторонними взаимосвязями, в том числе в сфере графического оформления. Как следствие, требуется рассмотреть, с одной стороны, веб-дизайн в качестве комплексного явления, формирующего базис дизайна интернет-версий, проанализировать состав графической модели, выражающийся через композицию и поликодовые объединения.
Веб-дизайн как основа
графической модели интернет-версии
является независимой, с самостоятельным
теоретическим фундаментом, но не оторванной
от научно-дисциплинарного
Информационная
1) «семантичность»
разметки документа, т.е.
2) соблюдение принципа «прогрессивного улучшения», предполагающего, что семиотическая целостность контента не должна нарушаться при отображении сайта в различных средах просмотра;
3) соблюдение принципа
доступности, направленным на
предоставление полноценного
4) наличие четкого оформительского регламента, постоянство в следовании ему;
5) невмешательство
в процесс интерактивного
6) прямое или опосредованное
обеспечение максимальной
Как видно, во главу угла при выполнении информационной функции ставятся потребности пользователя веб-сайта (информация), ценности (время) и ресурсы (внимание). Стремление пользователя как можно быстрее отыскать информацию, нехватка времени и ограниченность внимания как ключевого ресурса пользователя порождают ряд особенностей в потреблении, которые дизайнеру следует учитывать и является основой концепции «удобства пользования» («юзабилити»), постулаты и конкретные рекомендации которой соотносятся со многими из указанных выше компонентов информационной функции.
Эстетическая функция заключается в создании цельного и индивидуального образа и, применительно к интернет-версиям печатных СМИ, выражение через него графического «лица» уже существующего бренда издания. Можно сказать, что «в случае с интернет-версиями эстетическая функция распадается на собственно эстетическую, с помощью которой повышается степень доверия и «симпатии» посетителя к проекту, и идентификационную, которая посредством эстетических характеристик дизайна сайта формирует его четкий, запоминающийся графический облик и связывает в восприятии посетителя традиционное издание и его представительство в сети» [Беляев 2007: 23]. Одна из главных проблем здесь – конфликт между стандартами восприятия выразительных средств, то есть «соглашениями» веб-дизайна, и знаковой системой дизайн-модели сайта. Решение этого конфликта в исключительную пользу одной из сторон может обернуться потерей сайтом «лица» либо, наоборот, понижением его функциональных качеств.
Эстетическая и информационная функции для различных типов веб-сайтов могут обладать неоднозначным приоритетом. Однако для информационных сайтов, в т.ч. интернет-версий периодических изданий последняя функция представляется более значимой в силу доминирования информации в такого вида веб-проетах. Важность технологической же функции неизменна для сайтов любого типа. Здесь приобретает особое значение знание дизайнером технологической базы веб-дизайна, то есть комплекса технологий, вовлеченных в процесс производства веб-сайта.
Технологическая база веб-дизайна обладает весьма сложной спецификой и заслуживает повышенного внимания, поскольку ее особенности напрямую сказываются на визуальной и функциональной стороне конкретных элементов оформления, используемых в графической модели. Имеет смысл говорить о целой гамме ограничений, которые определяют набор используемых дизайнером в графической модели интернет-версии элементов оформления, выбор выразительных средств для них и способов реализации. Эти ограничения можно структуризовать в рамках концепции, распространенной в западной теории веб-дизайна, - «концепции «дизайна неизвестного» [Беляев 2008: 57 ], которая в некотором смысле является антитезой популярному принципу в представлении информации компьютерным программным обеспечением «Что видишь, то и получаешь» [Беляев 2008: 57 ]. В веб-дизайне предугадать, как будет выглядеть конечный продукт в различных условиях, может оказаться трудной задачей. Осложняют ее решение следующие «неизвестные» [Роберт 1994: 158]:
1) клиенты пользователя (браузеры) и их версии;
2) устройства просмотра,
их физическая разрешающая
3) пользовательские настройки;
4) специфика операционной
среды и технические
5) пропускная способность интернет-канала;
6) размеры окна
в системах с оконным
Задачей дизайнера является создать дизайн-модель настолько гибкую, чтобы она выполняла свои функции в максимально полном объеме при любом значении «неизвестного»: компьютер пользователя может быть подключен к Интернету по высокоскоростному ADSL-каналу или по обычной телефонной линии посредством факс-модема, браузер может поддерживать самые современные технологии, а может и располагать лишь базовыми возможностями по отображению страниц. Это в равной степени касается выполнения как информационной функции, так и эстетической.