Автор: b********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования – определение особенностей семиотической структуры интернет-версий периодических изданий и изучение ее взаимосвязи с моделью печатного издания.
Объектом исследования является интернет-версия периодического издания в совокупности окружающих ее и взаимосвязанных с нею явлений.
Введение……………………………………………………………….3
1. Исследование феномена интернет-версии………………………..5
2. Интернет-версия издания как разновидность креолизованного текста……………………………………………………………………………..9
3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна…………13
4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания……………………..19
5. Семиотический анализ интернет-версии журнала «Русский репортер» ………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………33
ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА
ЖУРНАЛИСТИКИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Никулина
Мария Владимировна
Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ
(на
примере журнала
«Русский репортер»).
Курсовая работа студентки
4 курса очного отделения
филологического
факультета
Научный руководитель:
Есин
В.И.
Орёл – 2011
Содержание
Введение…………………………………
1. Исследование феномена интернет-версии………………………..5
2. Интернет-версия
издания как разновидность
3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна…………13
4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания……………………..19
5. Семиотический
анализ интернет-версии
Заключение……………………………
Список литературы…………
Приложения……………………………
Введение
Освоение печатными СМИ Интернета проходило очень интенсивно с момента создания Всемирной паутины, и создание ими интернет-версий стало обычной практикой. В условиях стремительного роста аудитории сети и продолжительного падения доходов периодики, форсированного перетеканием читателей, а вслед за ними и рекламы во Всемирную паутину, ставится вопрос о дальнейших перспективах прессы, вытеснении ее новыми электронными масс-медиа.
Многие полагают, что иначе как интегрировавшись в новую цифровую медийную парадигму, печатным СМИ не выжить [Вартанова, Лукина, Фомичева]. Поэтому проблематика интернет-версий, вызванная к жизни трансформацией масс-медиа в современных условиях и связанная с выявлением различных аспектов взаимодействия сайтов газет и журналов с периодическим изданием, является как никогда актуальной – она затрагивает будущее прессы.
Одной из важнейших проблем здесь представляется изучение особенностей семиотической структуры интернет-версии периодического издания. Дизайн интернет-версий развивается как часть еще находящейся в процессе становления дисциплины веб-дизайна, которая, в свою очередь, опирается на целый ряд областей знания, а также на инновационную технологическую платформу Интернета. При этом дизайну интернет-версии присущи уникальные качества, которые отражают специфику комплексных характеристик самого феномена интернет-версии, также переживающего этап бурного развития. Семиотическая модель интернет-версии находится в эпицентре трансформации масс-медиа в сети и уже поэтому представляет повышенный научный интерес.
Цель исследования – определение особенностей семиотической структуры интернет-версий периодических изданий и изучение ее взаимосвязи с моделью печатного издания.
Объектом исследования является интернет-версия периодического издания в совокупности окружающих ее и взаимосвязанных с нею явлений.
Предмет исследования
– семиотическая структура
Задачи исследования:
1) определить понятие интернет-версии;
2) обозначить общую
специфику явления интернет-
3) рассмотреть интернет-страницу как тип креализованного текста;
4) понять взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов в составе интернет-публикации;
5) определить функции
веб-дизайна и прояснить
6) рассмотреть композицию интернет-версии периодического издания и установить способ классификации применяемых в дизайне интернет-версии оформительских элементов.
Решение этих задач
позволит лучше понять структуру
интернет-версии издания и интергрировать
эти знания на практике.
1. Исследование феномена интернет-версии
Интернет-версия - это явление, образующееся на стыке двух сред: традиционной медиа-среды и Интернета. Интернет-версия является прежде всего веб-сайтом, «т.е. информационным узлом (ресурсом) в сети Интернет; в то же время, согласно действующему и проектному законодательству Российской Федерации и многих развитых стран, интернет-версии подходят под определение СМИ (будучи в том числе незарегистрированными как средство массовой информации)» [Кастельс 2004: 76]. Однако интернет-версии и интернет-издания, не имеющие печатного аналога, функционируют по-разному. Набор их задач разнится в силу, прежде всего, отсутствия у «самостоятельных» интернет-СМИ каких-либо связей с периодическим изданием, которое делегирует интернет-версии, например, часть своих задач. Таким образом, интернет-версию периодического издания - это «представительство периодического издания в Интернете (его веб-сайт), выступающее в роли СМИ» [Лукина, Фомичева 2005: 19]. По мнению Засурского Я.С. [Засурский 1999: 73], основные признаки интернет-версии: существование в форме веб-сайта, средства массовой информации и наличие устойчивых и комплексных связей (организационных и иных) с периодическим изданием.
Это определение является в значительной степени рабочим, однако позволяет существенно конкретизировать круг рассматриваемых явлений. Таким образом в понятие «интернет-версии» не входят: электронные копии газет и журналов, распространяемые цифровым путем (поскольку они не являются веб-сайтами и могут распространяться на «твердых» носителях, например компакт-дисках); сайты-визитки, содержащие только самую базовую информацию о печатном издании, скажем, сведения о редакции и рекламные расценки – они не являются средствами массовой информации; самостоятельные интернет-СМИ – по причине отсутствия каких-либо связей с периодическим изданием.
Исходя из названных признаков интернет-версий определяется их место в основных классификациях веб-ресурсов. В ключевой для исследования классификации по функциям они относятся к информационным. В классификации самих интернет-версий прежде всего интересен характер видоизменения их уникальных свойств, формирующих их специфику, например, связи с периодическим изданием. Исходя из наиболее распространенного в отечественной литературе способа разделения интернет-версий по характеру переноса контента из периодического издания в сеть на «клоны» и перерабатывающие или самостоятельно производящие информационный продукт сайты газет и журналов [Лукина, Фомичева 2005] логично предложить комплексную классификацию по стратегиям развития.
Она имеет в виду такие характеристики интернет-версии, «как степень интеграции в информационную инфраструктуру Интернета, самостоятельности в производстве контента и экономической свободы» [Лукина, Фомичева 2005: 45] . Наиболее сложной формой интернет-версии по этой классификации является интернет-версия-«портал». В основу ее положены расширение функций интернет-версии как веб-ресурса и переработка контента периодического издания в противовес прямому копированию; ей свойственны сложная структура и обогащение мультимедийной и других составляющих содержания по сравнению с тем, что предлагает «оффлайновая» версия. «Находясь в русле конвергентных процессов, протекающих в Интернете, интернет-версии портального типа не просто адаптируют печатное издание в ряде аспектов к новой медиаплатформе, а трансформируют его» [Лукина, Фомичева 2005: 50]. Рост популярности этой стратегии, ее универсальность, предполагающая максимально широкую, жизнеспособную бизнес-модель и поэтому привлекательная для издателей, позволяют утверждать, что за ней будущее интернет-версий.
Сделав эти выводы,
необходимо проанализировать, какого
рода отношения связывают
- организационный (работа в качестве связной организационной единицы);
- содержательный (обмен контентом в «сыром» или «готовом» виде);
- репутационный (интернет-версия пользуется авторитетом «материнского» издания для привлечения аудитории);
- оформительский (взаимовлияние графических моделей печатного издания и его веб-сайта)
- структурный (структура интернет-версии зачастую основана на системе разделов и рубрик печатного издания);
- кадровый (обмен журналистами, объединенная работа редакций);
- маркетинговый (взаимное продвижение родственного издания на страницах газеты и интернет-версии);
- экономический (газета или журнал и интернет-версия выступают в качестве единого экономического субъекта, разделяя убытки и доходы);
- рекламный (совместное предоставление рекламных площадей).
Рассматривая спектр этих отношений, необходимо отметить те, которые наиболее существенны при изучении семиотической структуры интернет-версии: это содержательный аспект взаимодействия, структурный и, безусловно, оформительский - важнейший для данной работы. Здесь издание и его интернет-версия пересекаются во многих направлениях, прежде всего это проявляется в обмене компонентами графической модели. Тем не менее последние почти всегда переосмысливаются с учетом специфики нового носителя, которым для газетно-журнального дизайна является Интернет, его возможностей и ограничений.
Специфика информационного поля, в котором функционирует интернет-версия, влияет на форму и содержание интернет-версии в трех выделенных ранее нами направлениях: контента, структуры и оформлениях [Лукина, Фомичева 2005: 67]. В случае с контентом речь идет прежде всего об обогащении (мультимедийными возможностями, производящей силой для которых является дигитализация, и интерактивными, добавляющими к профессиональному, журналистскому контенту целый сектор «любительской журналистики», выступающей на страницах интернет-версий в роли комментария по отношению к авторским материалам), переработке и реорганизации (в том числе и с учетом индивидуальных потребностей пользователя, что является проявлением процесса персонализации).
Ключевым фактором
трансформации, меняющим структуру
интернет-версии по сравнению с печатным
изданием, является гипертекстовость,
«которая дает возможность сгруппировать
разноуровневые объединения медиагруппы
вместе, в результате имеет место структурная
интеграция различных изданий и веб-проектов»
[Урина 1996: 113]. Множественность источников
контента – из издания, собственные или
от партнеров – и их видовое разнообразие
(материалы, сервисы) также приводит к
усложнению структуры.
2. Интернет-версия издания как разновидность креолизованного текста
Под креолизованными текстами понимаются тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной, принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык» [Сорокин, Тарасов 1990: 180]. Страницы интернет-версий печатных изданий можно отнести к креолизованным текстам на основании того, что они представляют из себя целостное единство кодов различных семиотических систем.