Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ (на примере журнала «Русский репортер»)

Автор: b********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей семиотической структуры интернет-версий периодических изданий и изучение ее взаимосвязи с моделью печатного издания.
Объектом исследования является интернет-версия периодического издания в совокупности окружающих ее и взаимосвязанных с нею явлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Исследование феномена интернет-версии………………………..5
2. Интернет-версия издания как разновидность креолизованного текста……………………………………………………………………………..9
3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна…………13
4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания……………………..19
5. Семиотический анализ интернет-версии журнала «Русский репортер» ………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

         Для решения этой задачи задействуются три технологических  слоя: «содержание (англ. " content"), оформление (англ. "presentation") и поведение (англ. "behavior"). За каждый слой отвечает соответствующая технология, называемая веб-стандартом: HTML (англ. "Hypertext Markup Language" – «гипертекстовый язык разметки») за содержание, CSS (англ. " Cascading Style Sheets" – «каскадные таблицы стилей») за оформление и язык программирования JavaScript – за поведение» [Гаррет 2008: 91]. Их разделение, осуществляемое путем следования определенным практикам, является одним из способов обеспечить нужную «масштабируемость» сайта, отбрасывая слои при определенных условиях. Веб-стандарты основываются на спецификациях, разрабатываемых международными организациями и зачастую приходящих в противоречие с их воплощением в конкретных клиентах пользователя. Неразвитость спецификаций, браузерные ошибки и «борьба» стандартов – вот типичные проблемы, сопутствующие реализации творческой идеи веб-дизайнера. Они выступают в качестве еще одного ограничения, заставляющего искать «обходные пути» и расширяющего комплекс приемов и практик веб-дизайна.

         Прежде чем перейти  к рассмотрению выразительных средств на практических примерах с целью выявить специфику их использования, необходимо понять, каким образом строится знаковая модель интернет-версии и как мы ее определяем. Несмотря на существующие в научной среде различия в понимании таких терминов, как «структура» и «композиция», необходимо определить их в рамках этого исследования как, соответственно, организационный и оформительский планы, схемы страницы и сайта. Таким образом представляется возможным, используя определение, введенное С.И. Галкиным, считать графическую модель «фиксированным сводом приемов, принципов и правил оформления» [Галкин 2005: 120] и исследовать ее организацию по уровням композиции – сайт, раздел, подраздел, рубрика. Определенные системные особенности видоизменяют сам способ макетирования – технологической реалией становится использование шаблонов, ограничивающих вариативность модели на уровне конкретной страницы. Графическую модель интернет-версии представляется возможным также систематизировать с помощью применяемых при изучении газетного оформления понятий «элементов оформления» и их «комплексов». Целесообразен перенос в дизайн интернет-версий целых классов элементов, выделенных в теории дизайна периодических изданий, – среди них пробельные, шрифтовые и иллюстрационные.

         Новый класс со своей  спецификой представляют навигационные  элементы. При этом необходимо иметь в виду уже рассмотренные технологические ограничения веб-дизайна, которые отражаются на уровне конкретных элементов, но также затрагивают и такие общие параметры дизайн-модели, как формат.

         Таким образом, технологическую  базу семиотической модели составляет веб-дизайн, накладывающий множество ограничений как на технологическом, так и на концептуальном уровне, обуславливая специфику способов решения задач, стоящих перед дизайнером. При этом строится графическая модель с помощью как привнесенных из традиционного СМИ элементов оформления, так и совершенно новых, функциональные особенности которых всецело определяются своеобразием интернет-среды.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания

         Важно рассмотреть использование оформительских элементов в качестве иконических выразительных средств, их регламентируемое технологическими ограничениями и другими факторами своеобразие, уделяя особое внимание элементам, заимствованным из дизайна периодического издания. В каждом конкретном случае немаловажно прояснить, каким целям служит тот или иной характер применения, что именно делает его выразительным средством.

         В первую очередь  стоит обратить вниание на формат сайта, выбранный изданием тот или иной тип макета («фиксированный» или «резиновый», «попиксельный» или «эластичный» [Кирсанов 2006: 201]), его особенности и критерии выбора. Специфика формата сайта определяется свойствами экранной среды, ее конечностью по горизонтали и неограниченным вертикальным измерением. Ввиду этого особую роль играет верхняя часть страницы, это своего рода обложка, на которой концентрируется внимание пользователя и с которой почти всегда начинается просмотр. Наиболее распространен в настоящее время фиксированный тип макета; его ширина статична и должна определяться исходя из статистических данных по часто использующимся разрешениям экрана для конкретного сайта, дабы удовлетворить техническим условиям большинства его посетителей. Зрительно упорядочивает экранное пространство, облегчая визуальный поиск информации, применение модульных сеток. Оно ограничивается спецификой формата, в частности, произвольной высотой макета. Несмотря на то, что в настоящее время полноценные модульные сетки на страницах интернет-версий применяются редко, их широкое внедрение в практику веб-дизайна представляется необходимой и достижимой перспективой. Популярной альтернативой классической модульной сетке выступает разбивка контента на горизонтальные секции.

         Цветовая гамма  – самый узнаваемый компонент  графического облика сайта, это подтверждает тот факт, что именно цвета часто  выступают в качестве визуальной параллели между печатным изданием и его интернет-версией. Следует заметить, что для многих газет открытие сайта совпало с переходом на цвет, поэтому развитие таких приемов в печатном и онлайновом медиа зачастую идет синхронно.

         Различные цвета  способны вызывать у человека определенные эмоции (возбуждение, успокоение, агрессивность и т.д.) Связанно это с тем, что восприятие цвета у людей сформировано в результате их взаимодействия с окружающей средой. На протяжении длительного периода исторического развития человек был чрезвычайно зависим от мира, и цвета являлись для него знаками окружающей обстановки.

         Связи между цветом и окружающей средой закрепились  у людей на подсознательном уровне. Поэтому человек эмоционально реагирует  на цвет вне зависимости от своих  мыслей. В связи с этим цвета  весьма эффективны в медиа-сфере. По А. Назайкину цвет может выполнять следующие коммуникационные функции [Назайкин 2005: 72-73]:

         - привлекать внимание читателей,

         - способствовать пониманию сути,

         - формировать позитивное отношение,

         - выделять определенные элементы страницы.

         Цвет, как знак-индекс, во многом обусловлен особенностями  психологического восприятия человека. Наслаивание предыдущих кодов позволяет  реципиенту воспринимать конкретные цвета, соотнося их с некими значениями. Например, черный и темно синий – цвета темного времени суток, времени отдыха, сна, ног вместе с тем и возможной опасности. Учитывание  психологического восприятия цвета – одна из основных тенденций в веб-дизайне.

         Так же сейчас актуально наложение на фон страницы цвета или градиента, с выделением «полотна» макета контрастным цветом. Дизайну определенных разделов или рубрик, своеобразие которых необходимо акцентировать, бывает свойственна смена фонового цвета; как правило, так поступают со страницами мультимедиа или фотогалерей. Точно так же цветовая маркировка разделов, как и в цветных газетах, является на страницах интернет-версий обычным делом, встречаясь повсеместно еще на уровне навигационных меню.

         Типографика относится  к тем областям веб-дизайна, которые  более всего подвержены воздействию технологических ограничений. Самое очевидное ограничение – трудности с использованием «фирменных» шрифтов, не установленных на компьютере пользователя. Как правило используется два, максимум три шрифта, т.е. применяется малогарнитурная верстка. При этом ведутся активные дискуссии вокруг вопроса об удобочитаемости тех или иных общеиспользуемых экранных шрифтов. Тем не менее даже при очевидной скудности выбора интернет-версии умудряются создавать интересные шрифтовые композиции, используя богатые типографические возможности языка стилевого оформления CSS. Момент имитации «фирменной» газетной гарнитуры здесь хотя и присутствует, но не настолько важен, чтобы дизайнер не мог обойтись стандартными средствами. «Между тем, в связи со стремительным развитием технологий веб-дизайна и повсеместным улучшением качества доступа к сети все чаще встает вопрос об использовании в качестве заголовков и других текстовых элементов графических изображений или задействовании возможностей мультимедийных дополнений к браузерам» [Брингхерст 2006: 78].

         Одним из классов  оформительских элементов, получивших в дизайне интернет-версий толчок к дальнейшему развитию, стали  декоративные элементы. В интернет-версиях, ставящих на свои страницы большое  количество разнотипного контента, такие  функции декоративных элементов, как выделение, разграничение и группировка, приобретают особое значение. Их происхождение разнородно. «Простейшие декоративные элементы – линейки, рамки – пришли из дизайна периодических изданий, более сложные украшения – тени, трехмерные эффекты, градиенты и декоративные уголки – связаны с веяниями моды в мире веб-дизайна и относятся к знакам-индексам, помогающим пользователям ориентироваться в пространстве интернет-СМИ» [Лукина, Фомичева 2005: 176]. Часто, особенно при оформлении располагающих интерактивным потенциалом объектов на странице, встречаются иконки, они обязаны своим происхождением дизайну графического интерфейса пользователя. Даже простейшие декоративные элементы могут выступать проводником общей для печатного издания и интернет-версии графической концепции. При неоспоримых функциональных достоинствах декоративных элементов дизайнерам не стоит ими увлекаться - большое количество сложных декоративных элементов создает весомую нагрузку на интернет-канал посетителя, следует соблюдать умеренность в их использовании и принимать во внимание различные техники оптимизации изображений для ускорения загрузки страницы.

         Главная проблема с  пробельными элементами в дизайне  интернет-версий заключается в частом отсутствии баланса на странице. Помимо случаев, когда такая проблема связана с неаккуратным или непрофессиональным подходом к созданию макета или несовместимостью браузеров, по-разному рассчитывающих размерные характеристики объектов на странице, она может вызываться отсутствием оперативного контроля за количеством заверстываемого контента (в отличие от любого печатного издания). Одно из главных видимых последствий – крупные, неэстетичные шахты в нижней части колонок. Кроме того, многие дизайнеры, стремясь вместить больше информации как в самый просматриваемый верхний сегмент страницы, так и в остальные ее части, попросту забывают об использовании белого пространства как средства визуальной пунктуации, дающего зрению «отдохнуть». Немногие закладывают в дизайн-модель пробельные элементы с целью придать макету важнейшие композиционные качества, например, ритм. Такие формальные характеристики текста, связанные с пробелами, как интерлиньяж, отступы и выключка, при отсутствии технологии переносов очень важны для обеспечения высокой удобочитаемости и, как следствие, повышения качества восприятия текстового контента.

         Все вышеперечисленные  элементы относятся к знакам-индексам, то есть знакам, помогающим ориентироваться  в интернет-пространстве и создающим  определенные ассоциации. Однако не менее важны иконические символы.

         Иллюстрации (изобразительные элементы) встречаются в интернет-версиях повсеместно и в больших количествах, причем количество иллюстративного материала практически не зависит от тематики «материнского» печатного издания. Как правило, иллюстрации большого формата встречаются в специальных разделах-фотогалереях, в основной части сайта их размеры не превышают несколько сот пикселей, что можно определить как «средний» формат. Еще одна тенденция – заверстывание больших иллюстраций на страницы разделов, посвященных науке, культуре - свидетельствует о постепенном приближении интернет-версий газет по этому параметру к журнальному дизайну. Обращает на себя внимание отсутствие какой-либо изобретательности при заверстке иллюстративного материала как сопровождения к тексту – как правило, это проставление в оборку в начале абзаца, причиной этому являются жесткие ограничения редакционных систем управления контентом при заверстке материалов.

         Изобразительный материал – основной фактор, влияющий на время загрузки страницы, поэтому к его оптимизации необходимо относиться с должной тщательностью.

         Как правило, на невербальный аспект поликодового текста приходится половина нагрузки по передаче сообщения. Специалисты отмечают, иллюстрация  должна привлечь и захватить внимание читателя, дать ему определенное представление о предмете, создать у него конкретное впечатление.

         Исследования психологов показывают, что люди воспринимают поликодовый журналистский текст таким образом [Бове, Аренс 2001: 311]:

         - смотрят на иллюстрацию;

         - читают заголовок;

         - читают текст сообщения.

         С точки зрения семиотики  социальной коммуникации иллюстрация  в сообщении может выполнять  следующие функции [Назайкин 2005: 10-13]:

         - представляющую;

         - организующую;

         - интерпретирующую;

         - трансформирующую;

         - декоративную.

Информация о работе Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ (на примере журнала «Русский репортер»)