Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель исследования обусловливает базовые задачи работы:
- Дать характеристику основным направлениям взаимодействия России и европейского Союза;
- дать определение наркомании как международной проблеме;
- рассмотреть основные методы борьбы и профилактики наркомании, применяемые в
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗЕ……………………6
Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС……………………………………………………13
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И ЕС В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ. СОВМЕСТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ……………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49
Однако в то время, как Россия и Евросоюз обсуждают новые направления в объединенной борьбе с наркотиками, специалисты дают крайне невысокие оценки этому сотрудничеству. Глобальная война против распространения наркотиков потерпела провал. К такому выводу пришли авторы нового доклада комиссии, созданной ООН для оценки ситуации в этой области.
В их докладе доказывается, что война с распространением наркотиков привела к усилению наркоторговли и организованной преступности, обходится налогоплательщикам в миллионы долларов и уносит жизни тысяч людей.
В нем приводятся данные ООН о том, что употребление опиумсодержащих средств возросло с 1998 по 2008 гг. на 35%, кокаина на 27% и марихуаны на 8,5%.
Авторы доклада выступают с критикой в адрес правительств, которые считают методы борьбы с распространением наркотиков эффективными. Многие специалисты, считают, что эти методы борьбы с наркоманией не приносят результатов и дорого обходятся налогоплательщикам.
Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн подверг критике доклад международной комиссии по борьбе с наркоманией, которая, в частности, призвала к легализации некоторых видов наркотиков. «Сейчас основным стратегическим направлением должно стать снижение спроса. Там, где работа в этом направлении хорошо поставлена, это приносит результаты», - сказал Брюн[39].
Практически во всех договорах, которые Евросоюз заключает с третьими странами содержится пункт об обязательствах по противодействию наркотрафику. Однако, до сих пор не выявлена эффективность включения подобных положений в договоры, так же как и неясны результаты антинаркотических программ, финансируемых ЕС в странах, расположенных по пути наркотрафика. К примеру для центрально-азиатских государств предназначена программа по модернизации охраны границ – BOMCА. Представляется, что данный план ЕС невозможно выполнить без активного российского участия. Тем не менее, при объективной необходимости участия Евросоюза и его государств в операциях по противодействию наркоугрозе на территории центрально-азиатских государств, Россия и ЕС до сих пор являются скорее соперниками, чем партнерами на постсоветском пространстве. Практические контакты между соответствующими службами затруднены, как и обмен информацией. Не лучше дело обстоит и в том, что касается сферы внутренней безопасности. Казалось бы, от объединения усилий в борьбе с наркоторговлей выигрывают обе стороны. Взаимодействие нужно углублять и как можно активнее. Но сотрудничество идет туго. Соглашение с Европолом пробуксовывает. Выдвигавшиеся ранее идеи о применении единого европейского ордера на арест на территории всех европейских стран и об установлении связей с Евроюстом не нашли своего воплощения. Достигнутое сторонами облегчение визового режима распространяется лишь на некоторые избранные группы населения. К обсуждению практических аспектов свободного передвижения рабочей силы Россия и ЕС даже не подступали. Сотрудничество по вопросам миграции находится в зачаточном состоянии[40].
В Гаагской Конвенции 1912 года была поставлена цель – «выкорчевать потребление наркотиков за пятнадцать лет», в то время как в современной Гаагской программе Евросоюза на 2005-2010 годы речь идет всего лишь о «сокращении потребления в известной степени». Несмотря на определенный прогресс в международном сотрудничестве, даже цель, зафиксированная в конвенциях по контролю над наркотиками – «ограничение использования находящихся под международным контролем психоактивных веществ в медицинских и научных целях» – до сих пор не достигнута[41]. Главной причиной низкой эффективности международного сотрудничества в борьбе против наркотрафика является коррупция на всех уровнях – от местного, до международного масштаба – транснациональных корпораций, не заинтересованных в уничтожении плантаций коки, каннабиса или опия. Сводки о достижениях в борьбе с наркотрафиком демонстрируют результаты конфискации грузов у наркокурьеров (как сказал В.Черкесов о России, мы «вынуждены по всей стране горстями собирать эти десятки тонн героина»[42]). Несомненные успехи в усилении пограничного контроля и совместных операциях по захвату контролируемых поставок наркотиков имеют результатом ликвидацию отдельных предприятий – звеньев в цепи производства, арест одного или нескольких членов преступной группировки, но почти никогда – уничтожение всей сети, прежде всего ее верхушки, хотя бы в местном или региональном масштабе.
Таким образом, говорить об эффективности или результативности взаимодействия России и стран Евросоюза в борьбе с распространением и нелегальным оборотом наркотиков, мягко говоря, преждевременно. Однако оптимизм внушает тот факт, что диалог между странами существует, поиск решения ведется, причем в последнее время – все активнее. Значит, надежда на глобальную антинаркотическую политику еще существует.
Конец формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наркомания является, несомненно, самой страшной болезнью общества нашего времени. С каждым днем все большее количество людей попадает в наркозависимость, пытаясь при помощи нее уйти от своих ежедневных проблем. Платой за это является собственная жизнь, ведь наркозависимость необратима. Даже после специальных курсов лечения, бывших наркоманов не бывает, человек не в состоянии полностью освободиться от наркотической зависимости. Именно поэтому проблема борьбы с наркоманией, распространением психотропных веществ, должна решаться на наднациональном уровне. Практически во всем цивилизованном обществе проблема наркомании возведена в ранг государственной и решается на самом высшем уровне. Однако, несмотря на многочисленные программы, гигантское финансирование, создание всевозможных служб безопасности и прочие меры, наркомания и наркобизнес во всем мире продолжают развиваться угрожающими темпами.
Весь мир признает, что наркотрафик ставит под угрозу мировой порядок, однако, международное сотрудничество малопродуктивно в сравнении с функционированием незаконного бизнеса как на региональном уровне, так и в глобальном масштабе. Пути наркотрафика хорошо известны, остановки и места складов также, тем не менее, гибкость сетевой организации, позволяющая изменять пути и перемещать производство и хранение наркотиков, делает наркотрафик практически неуязвимым. Обмен информацией между сотрудничающими преступными группировками также налажен лучше, чем между правоохранительными органами. Получается, что обширным сетям, руководимым международным преступным сообществом и транснациональными корпорациями, противостоят полицейские и судебные структуры национальных государств – именно государства, а не международные организации до сих пор определяют порядок международного сотрудничества в борьбе с наркотиками. В случае Евросоюза взаимодействие полицейских и судебных ведомств происходит главным образом на межгосударственной основе, Европол ограничен в возможностях оперативных действий совместно с государствами-членами. Международному сотрудничеству мешают несовпадение интересов стран в том или ином регионе. В целом на сегодняшний день эффективность борьбы с наркоугрозой зависит от интеграции усилий партнеров, от степени взаимодействия в рамках специальных программ и стратегий.
В заключении необходимо отметить основные позиции данной курсовой работы:
- наркомания является общемировой угрозой и ведущую роль в решении данной проблемы должно играть государство;
- и Россия, и Европейский Союз давно признали распространение наркомании национальной катастрофой. Вопросы противодействия распространению наркомании, развитию наркобизнеса решаются в обоих субъектах на государственном уровне;
- и в России, и в большинстве стран Европейского Союза, употребление наркотиков не является уголовным преступлением, а признается болезнью, подлежащей лечению;
- в большинстве развитых демократических государств давно достигнуто понимание о том, что решить проблему распространения наркомании, наркобизнеса отдельно взятым странам невозможно. Для снижения наркотической угрозы необходимо объединять усилия мирового сообщества;
основной международный документ по объединенной борьбе с наркотиками – Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ – акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- основные цели взаимодействия России и ЕС в настоящий момент - интеграция в вопросах противодействия нелегального оборота наркотиков, препятствия наркотрафику, эффективное взаимодействие по всем направлениям антинаркотической политики;
- основными конкретными мероприятиями сотрудничества России и Европы являются сегодня упор на конкретных мероприятиях на путях контрабанды наркотиков, в частности героина из Афганистана;
- специалисты оценивают результативность совместной борьбы Европы и России против наркотрафика и наркобизнеса не слишком высоко, следовательно, нужно и необходимо рассматривать новые способы и методы глобальной войны против распространения наркотической угрозы по территории Евразии.
Универсального лекарства от наркомании пока не найдено. Не обнаружено и средства противодействия развитию наркобизнеса во всем мире – слишком выгоден он для многих дельцов. Однако, находясь на пути глобализации, Россия и Европейский Союз все теснее сплачиваются в противодействии этой угрозе. На данный момент говорить о результатах преждевременно – сотрудничество обозначается, скорее планами. Но если данное взаимодействие будет развиваться по уже намеченному пути, то не исключено, что через какое-то время союзники смогут уверенно рапортовать о существенных результатах в деле борьбы с наркоманией и наркобизнесом на территории всего евразийского пространства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая база
Монографии и публикации
4. Андреева Т.И. Интернет и профилактика наркотических проблем / Обществ. Фонд «Выбор», Информ. Центр по пробл. алкоголя и наркотиков, Междунар. независимая ассоц. трезвости, 2000.
5. Богданов В. Наркотрафик утопили в "Канале" //Российская газета, 14.12.2011.
6. Бокерия С.А. Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Автореферат дисс. канд. юр. наук. М., 2006.
7. Буянов Н.И. Размышления о наркомании. М.: Инфра-М, 2009.
8. Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью. Международный и сравнительно-правовой аспекты. 2000.
9. Гасанов Э.Г. Схватка с наркомафией //Независимая газета 13.11.97
10. Группа Помпиду может координировать борьбу России и ЕС с наркотиками // РИА-Новости, 07.04.2011.
11. Гусев С.И. Актуальные проблемы борьбы с наркоманией //Советское государство и право, 1988, №5.
12. Давиденко С. Наркополитика в ЕС: осторожные эксперименты / Электорнный ресурс – режим доступа - http://aestheticstv.ru/events/
13. День борьбы с наркотиками / Электронный ресурс – режим доступа - http://sfw.org.ua/1148978954-
14. Елин Л. Война с наркоманией: пока без победителей. СПб.: НЕВА, 2007.
15. Ерасов А. М. Наркобизнес и организованная преступность// Наркотизм и организованная преступность (материалы Круглого стола научно-практической конференции). Смоленск, 1999.
16. Ильин В.В., Сапега С.А. Эпидемия наркомании в мире: пути выхода из кризиса // Материалы международной научно-практической конференции "Борьба с наркобизнесом: проблемы и пути их решения": ОЮИ НУВД, 17-18 октября 2002.
17. Калачев Б.Ф., Моднов И.С. Незаконное распространение наркотиков как многофакторная угроза национальная безопасности России. М., ВНИИ МВД России.
18. Карпец И.И. Преступления международного характера. М. Юридическая литература. 1979.
20. Кретова Е.Е. Нормативно-правовое регулирование предупреждения наркомании и наркобизнеса в странах Евросоюза и США //Российский следователь, 2005, № 7.
21. Кривобок Р. Россия и ЕС - вместе против афганского героина // РИА-Новости, 14.02.2011
22. Марцинкевич И. Н. Предупреждение наркотизма как способ предупреждения преступности // Проблема предупреждения наркомании в современном обществе. М., 1996.
23. Малый М. Как бороться с наркоманией в России //Россия как она есть, 16.05.2004.
24. Материалы президиума Государственного совета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи» от 19 апреля 2011 //Электронный Ресурс - режим доступа - http://президент.рф/%D0%BD%D0%
25. Международное уголовное право /под ред. И.М. Блищенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец и др. М. Наука, 1995.
26. Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Европейским центром мониторинга наркотиков и наркомании об обмене информацией и опытом в борьбе с контрабандой нелегальных наркотиков и их употреблением, 26 октября 2007.