Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель исследования обусловливает базовые задачи работы:
- Дать характеристику основным направлениям взаимодействия России и европейского Союза;
- дать определение наркомании как международной проблеме;
- рассмотреть основные методы борьбы и профилактики наркомании, применяемые в
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗЕ……………………6
Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС……………………………………………………13
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И ЕС В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ. СОВМЕСТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ……………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49
Европейская наркополитика неустанно движется в сторону усиления наказаний для продавцов и перевозчиков наркотиков, и уменьшения ответственности для индивидуальных потребителей. Австрия, например, внедрила принцип "терапия вместо наказания": человек, употребляющий наркотики признается не преступником, а больным, которого надо не сажать, а лечить. В целом по Европе для мелких нарушителей наркозаконодательства судьи все чаще заключения заменяют на штрафы и отработки – общественные исправительные работы, комьюнити сервис. От этого выигрывают все – нарушителям не ломают жизнь долгосрочным заключением, общество получает исполнителей работ, которые никто на себя брать не хочет, а правительство – экономию средств на содержании в тюрьмах[23].
Международные Конвенции оставили на усмотрение сторон вопрос о необходимости привлечения к уголовной ответственности за употребление наркотиков. Отдельные страны по-разному решают эту проблему.
Так, во Франции, Италии, Швейцарии, Люксембурге прием наркотиков запрещается, но в Италии этот запрет только констатируется законом, но наказание за его нарушение не определяется. В Великобритании и Ирландии уголовно наказуем только прием опиума. В Бельгии уголовно-правовой запрет распространяется на групповое применение наркотиков. В Дании, Германии, Нидерландах, Португалии употребление наркотиков не является преступлением.
Однако в законодательстве не всех стран, где прием наркотиков уголовно не наказуем, предусмотрена дифференциация в подходе к факту приобретения или обладания наркотиками для собственного употребления. Так, в Бельгии, Дании, Германии приобретение наркотических средств для личного использования наказывается так же, как и приобретение их с целью дальнейшей продажи. Законодательство Бельгии и Греции не делает различий между обладанием наркотиками торговцами и потребителями. В Греции, Италии, Португалии приобретение наркотиков с целью личного потребления рассматривается как отличное от приобретения в связи с торговлей ими[24].
В Греции ненаркоманы, добывающие наркотики исключительно для личного применения или незаконно использующие наркотики, подвергаются тюремному заключению от 2-х до 5-ти лет. Наркоманы, совершившие то же деяние, не подвергаются мере пресечения, но являются субъектами принудительного лечения в специализированном медицинском учреждении. Итальянский закон также проводит границу между приобретением для личного потребления и приобретением для третьих лиц: в первом случае в целях поощрения к лечению предусматриваются административные меры, во втором — уголовное наказание.
Германия, Ирландия, Италия, Португалия и Великобритания рассматривают обладание наркотиками потребителем с целью личного потребления как отличное от приобретения в связи с продажей в дальнейшем. Соответственно разнятся и санкции за эти деяния.
Некоторые страны дифференцируют ответственность в зависимости от того, в отношении какого наркотического средства совершено деяние. В этом смысле особо выделен гашиш: деяния с ним наказываются менее строго в Ирландии, Нидерландах, Италии, Испании. Законодательства Бельгии, Дании, Франции, Германии, Греции, Люксембурга, Португалии не делают различий между наркотическими средствами. В Великобритании наркотики разделены на три уровня по степени опасности, и в зависимости от уровня определяется наказание.
В соответствии с законодательствами различных стран Европы и США наиболее опасными и распространенными видами преступлений признаются:
— нелегальное производство наркотиков;
— нелегальное обращение наркотиков (экспорт, импорт, доставка, контрабанда);
— хранение наркотических средств (владение ими);
— нарушение полномочий, предоставляемых властями в сфере производства и обращения наркотиков в стране;
— сообщение ложной информации при учете обращения наркотиков в стране[25].
В вопросах борьбы с наркотиками европейцы всячески поощряют новейшие инициативы – вроде интернет-лечения наркозависимости. Такой эксперимент внедрили всего в нескольких странах, но и он играет важную роль. Программы включают тесты на знание воздействия наркотиков, нарко-игры, тесты на исследование зависимости и уровня потребления. Кроме того, в них входят удаленные программы лечения – как индивидуальные, так и с помощью специалистов-консультантов. Распространено, например, создание виртуальных групп самопомощи. В своих экспериментах европейцы пытаются достичь результативности. В 2005-м году на преодоление проблем, связанных с наркотиками, ЕС потратил 34 млрд. евро. Ежегодно эти расходы возрастают на несколько миллионов.
Одним из основных постулатов европейской наркополитики является массовое использование на официальном и практическом уровнях малоизвестного у нас термина – «снижения вреда» (harm reduction). Речь идет о вреде, которую влекут и бесконтрольное употребление, и незаконный оборот наркотиков, и репрессивные действия системы правосудия.
Антинаркотическая международная политика Евросоюза проводится совместно Сообществом и государствами-членами; в некоторых областях, особенно в торговой политике, противодействии незаконному обороту прекурсоров, отмывании денег, государства-члены передали свои компетенции на наднациональный уровень.
В остальных сферах борьбы с наркотиками Евросоюз обладает полномочиями, которые делит с государствами-членами, способствует достижению ими общих позиций и проводит согласованную политику, например, в международном сотрудничестве. Специальная структура – Горизонтальная группа по наркотикам при Совете ЕС состоит из представителей Комиссии и государств-членов и собирается ежемесячно для того, чтобы анализировать и направлять антинаркотическую деятельность ЕС.
Действия на наднациональном уровне направлены на координацию деятельности государств-членов. В сфере здравоохранения Комиссия дополняет работу национальных служб по уменьшению ущерба, наносимого здоровью граждан наркотиками, включая информационные кампании по предотвращению наркомании. Противодействие наркотрафику является важным элементом сотрудничества национальных полицейских, таможенных служб и судебных органов. Наконец, ЕС предпринимает антинаркотические действия в международном контексте, сочетая политические инициативы (планы действий и диалоги со странами в разных регионах мира) с оказанием помощи посредством программ развития.
И сегодня Евросоюз принимает участие в обсуждении проблем, связанных с распространением наркотиков, на глобальном уровне – в рамках УПН ООН ЕС, где стремится доказать правомерность своей политики – сбалансированного подхода, предлагающего одновременное сокращение спроса и предложения наркотиков. При этом международное сотрудничество ЕС основывает на принципах, принятых специальной сессией по наркотикам Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1988 года; среди них – общая ответственность международного сообщества за сложившуюся наркоситуацию в мире и противодействие трафику с опорой на согласованность действий всех государств.
ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И ЕС В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ. СОВМЕСТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ.
Стратегическими приоритетами международного сотрудничества ЕС называет противодействие наркотрафику по «кокаиновому» и «героиновому» путям, мотивируя такое решение тем, что маршруты транспортировки каннабиса и синтетических наркотиков установить очень сложно. Отсюда и два основных направления взаимодействия: первое – с Афганистаном, Ираном, Пакистаном и транзитными странами, в первую очередь с Россией; и второе – с государствами Латинской Америки и Западной Африки.
Борьба с наркотрафиком в ЕС усиливается, ее эффективность растет – прежде всего, благодаря интегрированности национальных систем борьбы с каналами поставок в общесоюзные структуры Европола.
В конце 1990-х-2000-х годах международное сотрудничество в рамках политики Евросоюза в области наркотиков основано на пяти базовых элементах:
политический диалог;
планы действий по взаимодействию со странами и регионами мира;
международные соглашения по предотвращению торговли прекурсорами;
соглашения о торговых преференциях;
финансирование программ по противодействию наркотикам.
Политический диалог поддерживается посредством регулярных встреч представителей Евросоюза с ключевыми партнерами в борьбе с наркоугрозой – каждые полгода с США, ежегодно – с Россией и Ираном. Еще в 1990-е годы ЕС заключил ряд двусторонних договоров по противодействию незаконной торговле прекурсорами со странами Андского Пакта, Мексикой, США, Чили и Турцией[26].
Комиссия ЕС вместе с государствами-членами входит в состав Дублинской группы, созданной в 1990 году и включающей, кроме того, США, Канаду, Австралию, Норвегию и Японию. Группа проводит неформальные консультации и обмен информацией по глобальным, региональным и специфическим национальным проблемам незаконного производства наркотиков, трафика и потребления; составляет доклады о наркоситуации в различных регионах мира и дает соответствующие рекомендации. Аналогичные функции на европейском уровне выполняет группа Помпиду при Совете Европы, где ЕС и государства-члены играют ведущую роль. Анализ информации о путях наркотрафика Евросоюз проводит совместно с Интерполом, Международной группой по борьбе с финансовыми преступлениями (ФАТФ), Всемирной таможенной организацией (ВТО).
В области же конструктивного сотрудничества России и Евросоюза в борьбе с незаконным оборотом наркотиков можно выделить следующие основные формы:
Выработка единой, согласованной антинаркотической политики, основанной на Конвенциях ООН 1961, 1971 и 1988 годов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных средств.
"Гармонизация" национальных законодательств с целью создания условий для эффективного проведения совместных мероприятий одновременно в нескольких странах и повышения уровня взаимодействия между полицейскими органами, прокуратурами и судебными инстанциями.
Осуществление работы по дальнейшему развитию договорно-правовой базы, двухстороннего и многостороннего сотрудничества со странами-членами ЕС. Разработка и проведение международных операций, а также реализация проектов по осуществлению контроля за оборотом наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в легальном обороте.
Создание эффективного механизма обмена информацией в отношении правоохранительных, профилактических и других аспектов борьбы с наркопреступностью. Проведение совместных мероприятий и обмен опытом по вопросам сокращения спроса на наркотики, профилактике наркомании, лечении и реабилитации наркобольных.
Важным должно стать и взаимодействие по совместной подготовке специалистов в области незаконного оборота наркотиков в рамках программ, финансируемых ЕС и ООН. Сотрудничество России со странами ЕС уже осуществляется, в том числе и на двухсторонней основе[27].
Совет Европы участвует в борьбе с незаконным употреблением и оборотом наркотических средств в рамках деятельности группы многодисциплинарного сотрудничества, известной как «Группа Помпиду». Группа была создана в 1971 г. по предложению президента Франции Жоржа Помпиду, а в 1980 г. вошла в структуру Совета Европы. Она играет роль форума, в рамках которого министры, должностные лица, эксперты и специалисты осуществляют сотрудничество и обмениваются информацией и практическим опытом в области борьбы с незаконным употреблением и оборотом наркотических средств. Группа проводит различные учебные мероприятия в поддержку программ профилактики и реабилитации, разрабатывает учебные программы и пособия для учебно-информационных центров Совета Европы в двенадцати странах. В настоящее время в работе Группы принимают участие 35 государств[28]. В своей деятельности Группа Помпиду придерживается многодисциплинарного подхода, который позволяет ей работать со всеми структурами, участвующими в борьбе с наркоманией: органы здравоохранения, социальной политики, образования, юстиции, охраны правопорядка, а также службами, занимающимися вопросами спорта и молодежи. Гибкость ее работы отражается в многообразии применяемых методов – от создания систем мониторинга ситуации в крупных городах до учебных программ. Благодаря этому Группа создает основу для проведения скоординированных действий в рамках всей Европы. В условиях меняющейся ситуации с наркоманией на европейском континенте Группа призвана выполнять три функции: продвигать новаторские подходы в решении проблем наркомании, стимулировать дальнейшее взаимодействие и выполнять координирующую роль.
Группа Помпиду осуществляет свою деятельность на четырех уровнях:
• на уровне министров: один раз в два года проводятся заседания министров стран-членов Группы, где обсуждаются приоритеты и программы ее работы;
• на уровне «постоянных корреспондентов» – ответственных работников ведомств, занимающихся координацией борьбы с наркоманией, – они собираются один раз в полгода для решения вопросов текущей деятельности и осуществления контактов с правительствами государств-членов Совета Европы;
• на уровне экспертов – специалистов, ученых, которые принимают участие в деятельности рабочих групп, семинарах, заседаниях для решения технических вопросов;
• на уровне секретариата – группы сотрудников Совета Европы, которые следят за выполнением рабочих групп, занимаются подготовкой заседаний на всех уровнях и выполняют другие административные обязанности[29].
Одним из важнейших направлений деятельности Совета Европы является распространение программ в страны-партнеры, в которых проблема распространения наркомании приобретает угрожающий характер. В Восточной Европе основным объектом деятельности группы Помпиду является, безусловно, Россия, в первую очередь – как страна, где распространение наркомании растет в геометрической прогрессии, во-вторую – как базовый транзитный канал наркотрафика из Азии в страны Евросоюза. Всего в России реализуется более 300 программ, проектов и мероприятий в рамках деятельности Совета Европы. Главная цель – первичная профилактика. К примеру, в Сибири ведется работа в рамках пилотной программы "Сети поддержки по профилактике наркомании для родителей и специалистов", реализуемой на территории Уральского федерального округа. В целом по всей России параллельно осуществляется реализация нескольких пилотных проектов, смысл которых заключается в том, чтобы на разных территориях отработать разные методы профилактики.