Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель исследования обусловливает базовые задачи работы:
- Дать характеристику основным направлениям взаимодействия России и европейского Союза;
- дать определение наркомании как международной проблеме;
- рассмотреть основные методы борьбы и профилактики наркомании, применяемые в
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗЕ……………………6
Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС……………………………………………………13
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И ЕС В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ. СОВМЕСТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ……………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49
все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решения на правоохранительные органы;
тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий;
все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
существующая система лечения и реабилитации наркозависимых характеризуется направленностью на старую социальную структуру больных (психически больные, бывшие криминальные элементы и т. д.);
в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики;
существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировым показателем;
существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплата труда специалистов не способствует улучшению качества работы;
ситуация с реабилитацией приводит к созданию мифа о неизлечимости наркомании, что утяжеляет положение наркоманов;
наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа[16].
На данный момент проблема развития наркомании в России остается нерешенной и не найдено метода не только искоренения, но даже приостановки этой эпидемии. Это грандиозная социальная и государственная проблема, которая полностью решена только тоталитарном обществе, которое держится на страхе (Сингапур, Малайзия). А в демократическом обществе, как показывает опыт европейских стран и США, эта проблема столь сложная и многогранная, что пока ее решить не удается[17].
Однако нельзя утверждать, что проблему наркомании замалчивают или пытаются игнорировать на государственном уровне. 19 апреля 2011 года в Иркутске прошел Президиум Госсовета, на котором были обозначены основные направления антинаркотической политики России на ближайшие годы.
Первое. Необходимо в сжатые сроки сформировать государственную систему мониторинга ситуации с наркотиками, разработать и утвердить методику проведения этого мониторинга. Как минимум это даст возможность получить достоверные данные о распространении наркомании среди подрастающего поколения и соответственно скорректировать работу.
Второе – профилактика наркомании. Здесь важны и активная антинаркотическая пропаганда, и постоянная работа с группами риска, поддержка волонтёрских движений. Во всём мире с наркотиками, с потреблением наркотиков борются не только государственные структуры, их эффективность далеко не везде очевидна, но и добровольческие объединения. Именно там как раз и проходит, вероятно, самая сложная работа.
Третья задача – это раннее выявление потребителей наркотиков. Практика тестирования учащихся школ в регионах уже апробирована. Это непростая тема, далеко не все родители положительно восприняли такое тестирование их детей. Это этическая и юридическая проблема. Между тем родители, которые сталкивались с проблемой, те, кто пережил трагедию деградации, а иногда даже гибели их детей, понимают значение ранних тестов.
Четвёртое направление работы – это лечение, реабилитация и последующая социализация потребителей наркотиков. Спрос на такие услуги уже сейчас значительно превышает возможности государственных структур. Более того, количество наркологических медицинских учреждений в последние годы сократилось, их финансовое положение и техническое состояние далеко не лучшее[18].
Эти приоритетные направления в работе определил Президент РФ Дмитрий Медведев. Но в ходе того же заседания он обратил особое внимание на то, что наркомания – проблема не только российская – она глобальная, и очень многие значимые в данном аспекте вопросы невозможно решить без учета мирового (в первую очередь – европейского) опыта противодействия наркомании.
1.3. Стратегии и методы, применяемые в борьбе с наркоманией в Европейском Союзе.
В странах европейского союза к наркотикам и проблемам, связанным с ними, относятся крайне серьезно. И меры, которые предпринимаются европейцами в решении данных вопросов, зачастую гораздо эффективнее, чем применяемые в России и даже в Северной Америке. Дело в том, что в послевоенные десятилетия, которые ознаменовались по всему миру активнейшим распространением наркотиков, США применило в борьбе с ними жесткую репрессивную модель. В Европе же поступили умнее и дипломатичнее – скопировали методы, применяемые в антинаркотическом сообществе в США, но, убедившись в их неэффективности, стала корректировать свою наркополитику.
Несмотря на то, что каждая страна ЕС подходит к проблемам употребления и оборота наркотиков по-своему, существует общеевропейское регулирование и общеевропейские принципы – они отражают понимание масштаба явления и необходимость консолидации усилий всех стран для борьбы с ним.
Базовым документом, принятым в сфере регулирования и борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Европейского Союза, является Европейский план борьбы с наркотиками 2009-2012, который основывается на концепции снижения спроса и предложения на психотропные вещества. Этого собираются достигать посредством стирания границ между различными видами национальных политик в сфере оборота наркотиков, объединения, унификации и наращивания взаимодействия между членами европейского союза. Для эффективной реализации поставленных задач необходим постоянный масштабный сбор информации – как в области борьбы с распространением наркотиков, так и в областях лечения и профилактики наркомании. Этим занимается Центр Мониторинга наркотиков и наркозависимости (European Monitioring Centre for Drugs and Drugs Addiction), который создан для сбора информации, изучения опыта разных стран, разработки стратегий и реализации изменений в наркополитике ЕС.Основан в соответствии с решением № 1920/2006 Европейского Парламента и Совета от 12 декабря 2006 года.
Роль EMCDDA состоит в обработке и получении статистической, документальной и технической информации о наркотиках и наркомании, чтобы тем самым обеспечить ЕС достоверными данными о ситуации с наркотиками в Европе. Исходя из этого, в соответствующих сферах разрабатываются мероприятия и принимаются меры. Он расширяет анализ, чтобы охватить также данные о новых тенденциях в употреблении наркотиков. Приоритетные направления деятельности EMCDDA состоят из:
• мониторинг состояния проблемы наркотиков и новых тенденций, в частности, с употреблением поли-наркотиков;
• мониторинг решений, применяемых в проблемах связанных с наркотиками, предоставление информации о передовой практике в странах ЕС и содействие обмену такой практики между ними;
• поддержание системы быстрой передачи информации и оценки рисков новых психоактивных веществ;
• разработка механизмов и инструментов, чтобы помочь Комиссии стран ЕС контролировать и оценивать свою политику в области борьбы с наркотиками.
Организация и методы работы центра определены таким образом, чтобы обеспечить объективность результатов касающихся информации о наркотиках. Его деятельность в этих рамках можно резюмировать следующим образом:
• сбор и анализ имеющихся данных;
• улучшение данных методов сравнения;
• распространение данных;
• сотрудничество с европейскими и международными организациями не входящих в ЕС стран;
• распространение информации о новых разработках и тенденциях.
Центр также имеет в своем распоряжении Европейскую информационную сеть по наркотикам и наркомании (Reitox). Сеть состоит из одного центрального отдела в каждой из стран ЕС и в каждой стране, заключившей соглашение об участии в EMCDDA, а также координатора Комиссии[19].
Процветание, социальная обеспеченность и безопасность – на эти цели направляет свои действия Европейский Союз по борьбе с наркотиками. В этом контексте ЕС ориентирован, в основном, на сокращение спроса и предложения, которые связаны с борьбой с организованной преступностью и повышением уровня охраны здоровья. Основные усилия по борьбе с наркотиками в ЕС направлены, прежде всего, на героиновый и кокаиновый трафик, синтетические наркотики.
Основными компонентами программ Еросоюза по борьбе с наркотиками являются: усиление координации между компетентными органами в ЕС в области нарушения законов, штрафные санкции и эффективное международное сотрудничество. Для этого и существуют такие организации, как Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании и такие инструменты, как финансовые стратегии и программы, которые дополняют политические рамки для эффективного контроля над распространением и потреблением наркотиков.
Наркопроблемы в ЕС выносятся на общественное обсуждение, ими занимается много общественных и государственных организаций. И, согласно статистике по изучению предварительных результатов внедрения данного плана, в ЕС стабилизировалось или даже уменьшается употребление героина, конопли и синтетических наркотиков – кроме кокаина. Количество наркозависимых в ЕС значительно ниже, чем, например, в США, как и количество пораженных ВИЧ /СПИД. Европа всячески пытается привлекать своих граждан к решению наркопроблем: государства признают, что они не всесильны, и сами справиться неспособны.
Большинство программ акцентируются на молодежи. Каждый третий молодой европеец хоть раз употреблял наркотики. Для борьбы с последствиями употребления наркотиков европейские законодатели считают нужным прежде делать легкодоступной информацию (как о самих вещества, так и о службах помощи) и облегчать доступ к программам реабилитации и реинтеграции в социум. ЮНОДК выбрал лозунг «Наркотики контролируют вашу жизнь? В вашей жизни, вашей среде нет места наркотикам» в качестве темы международной кампании по борьбе с наркотиками. Кампания проводится в целях повышения информированности общественности о вреде и разрушительной силе наркотиков на организм человека и ответственности общества за здоровье наших детей. Кампания призвана направить общественную дискуссию на обсуждение темы производства и выращивания наркотиков как одной из наиболее серьезных проблем, оказывающих непосредственное влияние на злоупотребление и незаконный оборот наркотических веществ[20].
Еще одна программа - «Профилактика наркотиков и информация» установлена решением центра ЕС по борьбе с наркотиками на период с 01.01.2007 по 31.12.2013 годы и является частью общей программы «Основные права и справедливость», направленной на предупреждение и снижение уровня употребления наркотиков.
Целями данной программы являются:
• предотвращение и снижение потребления наркотиков, наркомании и связанных с ними рисков;
• улучшение информации о вреде употреблении наркотиков;
• поддержка реализации антинаркотической стратегии ЕС;
• содействие транснациональным мероприятиям;
• вовлечения гражданского общества в реализацию и развитие Стратегии Европейского союза по наркотикам;
• контроля, осуществления и оценки планов действий.
Программа рассчитана на все группы населения употребляющие наркотики.
Помимо обозначенных программ в течение первого десятилетия 21 века ЕС запустил ряд инициатив в борьбе с наркотиками, в том числе:
Программу государственных действий по гигиене (2003-2008), которая посвящена стратегии и связанным с наркоманией мерам.
Рекомендацию Совета государств-членов по предотвращению и сокращению связанного с наркотиками риска и разработки и реализации глобальных стратегий;
план действий ЕС по борьбе с наркотиками на 2000-2004 годы, который свидетельствует о необходимости консультации с представителями гражданского общества на более регулярной основе, и на 2005-2008 годы, который направлен на сокращение потребления наркотиков и социального вреда и ущерба здоровью, вызванного использованием и незаконной торговлей наркотиками
Стратегию ЕС по наркотикам на 2005-2012 годы, которая охватывает все действия, предпринимаемые ЕС (меры, направленные на достижение высокого уровня защиты здоровья, благополучия и социальной сплоченности)[21].
Стратегия, в свою очередь, является приложением к Гаагской программе развития пространства свободы, безопасности и правосудия на 2005-2010 годы. В ней подчеркивается, что Евросоюз выступает за «всеобъемлющий, сбалансированный и междисциплинарный подход к решению проблемы наркотиков. Этот подход должен быть основан на сочетании, во-первых, действий по профилактике наркотических заболеваний и помощи по избавлению от наркозависимости; во-вторых, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, прекурсоров и отмыванием денег и, в-третьих, усиления международного сотрудничества[22].
Стратегия концентрируется на двух важнейших направлениях политики – сокращении предложения и потребления наркотиков, а также включает и другие темы: международное сотрудничество, научные исследования, обмен информацией. В сфере сокращения спроса Стратегия ЕС нацелена на конкретные результаты: сокращение «до известной степени» потребления, наркозависимости, ущерба от наркомании, социальных рисков посредством создания эффективной всеобъемлющей системы сокращения спроса, что предполагает предупреждение наркозависимости, в том числе, вмешательство на самой ранней стадии привыкания к наркотикам, уменьшение вреда здоровью, реабилитация наркоманов и их возвращение к нормальной жизни. В Стратегии также уделяется внимание проблемам, вызванным употреблением незаконно приобретенных психоактивных средств вместе с сигаретами, алкоголем и разрешенными обычными лекарствами.
В направлении сокращения предложения Стратегия и Планы действий предусматривают к 2012 году добиться повышения эффективности деятельности правоохранительных ведомств государств-членов и ЕС по противодействию изготовлению и транспортировке наркотиков, поставке прекурсоров, в том числе и для синтетических наркотиков, использованию доходов от наркобизнеса для финансирования терроризма, а также отмыванию денег. Борьба с организованной преступностью требует также интенсификации действий по предотвращению преступлений, связанных с наркотиками, и координации сотрудничества на национальном и региональном уровнях с использованием имеющихся правовых инструментов, таких как Конвенции ООН, а также рамочные решения Совета ЕС.