Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель исследования обусловливает базовые задачи работы:
- Дать характеристику основным направлениям взаимодействия России и европейского Союза;
- дать определение наркомании как международной проблеме;
- рассмотреть основные методы борьбы и профилактики наркомании, применяемые в
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗЕ……………………6
Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС……………………………………………………13
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И ЕС В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ. СОВМЕСТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ……………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49
2) гражданином РФ или лицом, обычно проживающим на территории РФ;
3) совершение за границей некоторых из перечисленных в ст. 3 действий, если они преследовали цель последующего незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации[7].
Основу внутренней правовой базы по противодействию наркотиков в России составляет принятый 8 января 1998 года и вступивший в силу 15 апреля Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Россия также является участником международной полиции – интерпола. В 1990 г. в члены Международной организации уголовной полиции был принят СССР. Впоследствии его правопреемником стала Россия. Официально днем создания Национального центрального бюро Интерпола в России является 27 сентября 1990 года. С 1 января 1991 г. НЦБ Интерпола в России приступило к работе. За короткий промежуток времени НЦБ установило контакты с правоохранительными органами более чем 60 стран мира; положительно решен вопрос о членстве России в Комиссии ООН по наркотикам; российские делегации принимали участие в работе сессий этого директивного международного органа по вопросам контроля за наркотиками. В целом, нашим государством ведется кропотливая работа в указанной сфере, проводятся соответствующие мероприятия по противодействию незаконному обороту НСиПВ[8].
Напомним, что основной международный документ по объединенной борьбе с наркотиками – Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ – акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Впервые в международной практике были предусмотрены так называемые «контролируемые поставки», представляющие собой метод работы правоохранительных органов, при котором под надзором компетентных служб допускается ввоз или прохождение по территории одного или нескольких государств партий наркотиков в целях выявления лиц, участвующих в наркобизнесе.
Важным положением Конвенции является установление контроля за веществами, а именно прекурсорами, которые используются при изготовлении наркотиков. Кроме того, в соответствии с Конвенцией государства соглашаются модернизировать свои национальные законы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Одним из главных пунктов этого документа явилось определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявлении организованных преступных группировок.
Наконец, Конвенция предписывает государствам принимать все необходимые меры по предупреждению незаконного производства наркотиков.
В совокупности с двумя предыдущими, данная Конвенция поддержана международным сообществом и на их базе осуществляется взаимодействие между подавляющим большинством государств планеты[9].
Сегодня правовой основой сотрудничества России с Европейским Союзом по вопросам борьбы с преступностью является соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС от 24 июня 1994 года, а также целый ряд двухсторонних правительственных соглашений в этой сфере со странами Европейского союза. В настоящее время через Министерство иностранных дел РФ решается вопрос о включении Госнаркоконтроля в данные соглашения качестве субъекта сотрудничества, координирующего деятельность всех других федеральных министерств и ведомств РФ в данной области.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС
История борьбы с распространением наркотиков или, по крайней мере, попыток как-то контролировать их оборот насчитывает уже почти 95 лет. В феврале 1909 года Шанхайская опиумная комиссия, участие в работе которой приняли 13 стран, в том числе Россия, пыталась найти пути ограничения ввоза наркотиков из азиатских стран. И сегодня, спустя почти век, мировое сообщество еще очень далеко от решения данной проблемы.
Она стала лишь острее. На место опиума для курения пришли "тяжелые" наркотики для внутривенного применения, распространенность наркомании растет, болезнь молодеет. Сегодня Минздрав заявляет о том, что на территории России зарегистрировано 400 тысяч наркоманов, но даже сами врачи считают, что реальная цифра раз в десять больше. Именно поэтому основной задачей, на которую должны быть нацелено мировое сообщество – это ограничение распространения и употребления наркотиков, особенно среди молодежи[10].
Вторая половина XX века принесла человечеству новые синтетические яды, и ЛСД в том числе. Наркотики к 1970-1980-м годам превратились в постоянный элемент массовой культуры на Западе, но и Россию смертельное шествие наркомании не обошло, хотя в советское время об этом мало кому было известно. Безусловно, развитию наркомании в России способствовало разрушение тоталитарного строя, что вызвало появление многих свобод, среди которых, к сожалению, и наркотики. Кроме того, в ходе афганской войны десятки тысяч солдат употребляли наркотики. И возвратясь с неё, они продолжали это делать. К концу восьмидесятых в Советском Союзе уже сформировалось преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был тогда около 500 тонн в год. Стоимость наркотиков падает, а количество наркоманов растет[11].
В начале 1990-х годов Россию постигла настоящая эпидемия наркомании – с 1985 по 1995 год число только зарегистрированных наркоманов выросло в 5 раз. Ситуация ухудшается тем, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, переходят от «легких» наркотиков к «тяжелым». В 1997 году на лечении в Московском НИИ наркологии число наркоманов, принимавших героин, составляло 30%, а уже через год их стало 75%[12]! В целом с конца 80-х годов производство и потребление наркотиков во всем мире увеличилось в среднем в два раза. Так, объемы производства кокаина увеличились почти в два раза (в 1,8 раз), с 532 до 994 тонн, каннабисной группы – в 2,5 раза, синтетических наркотиков – в 7 раз (с 70 до 494 тонн), опиатов - в три раза, с 2794 до 8870 тонн[13].
К числу основных причин и факторов развития наркобизнеса в мире, можно отнести следующие:
Слабость правительств, неспособность государства осуществлять эффективный контроль над находящейся под их юрисдикцией территорией.
Проведение государством политики попустительства по отношению к наркобизнесу или политики молчаливого примирения в связи с приносимым им доходом обществу, либо из опасения контрмер со стороны преступников.
Мощным фактором развития наркобизнеса является политическая и экономическая нестабильность. Это связано с использованием значительных финансовых ресурсов от производства и продажи наркотиков для достижения политических целей. Подтверждением этому являются случаи, когда финансы, получаемые от контрабанды наркотиков, идут на закупку оружия для развязывания и поддержания межнациональных конфликтов. При этом расширяются взаимосвязи организованной преступности с террористическими и экстремистскими группировками.
Ослабление и дисфункции социальных институтов, чрезмерно высокие темпы социально-экономических и политических преобразований также могут существенно влиять на развитие наркобизнеса в государстве. Отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с резким обострением социально-экономических проблем является в этих условиях благоприятной средой для развития наркобизнеса. В подобных случаях в наркобизнес активно вовлекаются наиболее активные люди с ограниченными финансовыми и экономическими ресурсами.
Коррумпированность правительств, члены которых получают огромную прибыль от противозаконной деятельности и потому не предпринимают никаких мер для ее сокращения или сдерживания. Различие между коррумпированным и вступившим в сговор с преступниками правительством заключается лишь в степени непосредственного участия его членов в наркобизнесе.
Увеличивающийся спрос на незаконные товары, легкость преодоления пограничных барьеров для ввоза наркотиков.
Сохранение неравенства между промышленно развитыми и развивающимися государствами, невыгодное положение, в которое поставлены последние в системе международной торговли, препятствуют их нормальному экономическому прогрессу и реализации возможностей, предоставляемых законной коммерческой деятельностью. Привлекательной альтернативой нищете становится выбор противоправных способов бизнеса. Либерализация внешнеторговой деятельности.
Экономические кризисы, стимулирующие поиск улучшения финансового положения путем участия в незаконном бизнесе. Предприниматели используют там накопленные знания и опыт традиционных производств. В условиях кризиса участие в наркобизнесе позволяет временно смягчить проблему занятости значительной части населения. В этих условиях деятельность противозаконных формирований начинает восприниматься положительно. Подобная лояльность имеет для преступников существенное значение, так как затрудняет работу служб контрразведки и противодействует результативности операций правоохранительных органов[14].
Все перечисленные факторы могут быть применены к ситуации с наркоманией в России, поскольку нестабильность современного российского общества, коррумпированность чиновников, отсутствие стабильной системы социальной поддержки – все эти обстоятельства являются яркими характеристиками сегодняшней России. В целом, среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России безусловно самыми вескими являются следующие:
развал системы детских и молодежных организаций;
резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе;
массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни;
ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей;
ослабление семейных связей (в частных случаях).
высокий уровень экономической и уголовной преступности в стране.
низкая степень правового воспитания граждан; недостаточная степень эффективности деятельности исполнительной власти.
недостаточно разработанная молодежная политика, отсутствие у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение "позитивных форм" досуга; излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений.
недостаточная степень гражданского сознания. Пробелы в федеральном законодательстве, особенно в вопросах обеспечения населения антинаркотической пропагандой и противодействия пропаганде наркотиков
особые требования должны быть предъявлены и к средствам массовой информации. Демократическое устройство вовсе не обязывает отменять цензуру, скорее напротив, необходимо ужесточить её, повысив качественный уровень телевещания[15].
В России о наркомании как о проблеме заговорили в конце 80-х годов 20 века. Спустя немногим более 20 лет наркомания - одна из самых серьезных проблем, стоящих перед Россией. Эта проблема разделяется на три части. Первая: что делать с людьми уже сегодня приверженными наркомании. Вторая: как минимизировать количество наркотиков в обществе и остановить процесс возникновения новых наркоманов. Третья проблема состоит в том, чтобы минимизировать влияние людей подверженных наркомании на общество в целом. Наркомания способствует распространению вируса СПИД и инфекционного гепатита, а это уже вопрос выживания всей нации. И, наконец, нельзя забывать о росте влияния и благосостояния структур, занимающихся нелегальной торговлей наркотиками и о коррупции, которую эта торговля порождает.
Как и в любом другом государстве, наркомания в России имеет свою специфику. В целом, в России просматриваются следующие особенности и тенденции наркомании:
рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
высокий темп рост наркомании, особенно детской и подростковой;
значительное расширение ассортимента наркотиков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);
тенденция омоложения, более ранний возраст употребления наркотических веществ;
широкая доступность так называемых вовлекающих наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое), к состоянию, характерному для большей части молодежи;
феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;
проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;