Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка
Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
Задачи:
- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли
- убедить в своей правоте
- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.
Риторика – царица всех наук.
Придя в себя, переходите
к выяснению, в чем, собственно, проблема.
Проведите «негативный
Не всем удается хладнокровно воспринимать критику в свой адрес. А бывает, что противник попадает четко в цель и задевает самые чувствительные струны вашего «Я». После таких тяжелых разговоров требуется время «залечить раны». Для этого стоит завести дома «шкатулку самоподдержки». Собирайте в нее листки бумаги, на которых записывайте ваши положительные качества. Как вспомните о себе что-то хорошее – сразу кладите в шкатулку. А в трудные моменты, когда задето ваше эго, перечитывайте эти записи. Обращайтесь за помощью к друзьям и близким. Спросите у них: «Ну неужели я такой, как говорят?» – ведь они вас знают лучше, их мнение куда надежнее, чем мнение посторонних людей. А еще полезно почаще освежать в памяти список своих прав. Вырежьте его, повесьте на видном месте и регулярно читайте, вдумываясь в каждый пункт.
Каждый имеет право:
Самостоятельно решать, что и как делать.
Обладать недостатками, не быть идеальным.
Быть равным всем другим людям независимо от личных качеств.
Не чувствовать себя виноватым, не оправдываться за свое поведение.
Иметь собственное мнение, независимо от того, что об этом думают другие.
Быть выслушанным и понятым.
Отказывать другим, не поддаваться на уговоры, не лезть в чужие неприятности.
Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Быть непостоянным в своих мнениях.
Хвалить себя и не считать это эгоизмом.
Не давать ответов сразу, тщательно обдумывать свои решения.
Иметь свои собственные секреты.
Не ориентироваться на мнения других и делать по-своему
Самостоятельно решать, можно в данном случае поступиться своими правами или нет.
Говорить о том, что нужно, и просить это предоставить.
Вопрос №10. Способы доказательства. Индукция, дедукция. Рассуждение по аналогии.
Дедуктивное умозаключение, Деду́кция (от лат. deductio — выведение) — умозаключение, в котором вывод про отдельный предметный класс делается на основе (абстрактного) класса в целом, то есть от общего к частному.
Дедуктивное умозаключение может быть непосредственным (когда знания получаются непосредственным восприятием предмета или явления) и посредственным (когда используются имеющиеся знания, выводы). В непосредственном умозаключении вывод делается на основе не более чем одной предпосылки, оно представляет собой некоторoе действие над суждением и не всегда может быть сведено к простому изменению его формы. Основные способы построения непосредственных умозаключений:
Превращение структуры: «Все P есть S» => «Ни один НЕ S не есть P», «Некоторые S есть P» => «Некоторые S не есть P»
Обращение — обмен местами субъекта и предиката. При этом распределение не изменяется только если объёмы субъекта и предиката равны, в остальный случаях: «Все S есть P» => «Некоторые P есть S»
Противопоставление является последовательным применением двух предыдущих
Примеры:
Человек смертен.
Сократ — человек.
Сократ смертен.
Рисунок написан на холсте.
Холст на стене, над полом.
Рисунок над полом.
Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. В преобладании индуктивного мышления восточные народы отличаются от европейских, разрабатывавших прежде всего дедуктивное умозаключение.
Вопрос №11. Риторические методы. Спекулятивные приемы.
Спекулятивные приемы
Знать, чтобы защититься
Нередко противники, стремясь добиться победы любыми средствами, прибегают к всевозможным спекулятивным приемам. Мы вынуждены остановиться на этом, чтобы читатель не был застигнут врасплох.
Применять подобные приемы самим в серьезной дискуссии не стоит. Перечислим их.
Преувеличение
Прием состоит в неоправданном обобщении, преувеличении, в заявлении преждевременных выводов, например: "Все женщины - обманщицы", "Все мужчины - подлецы" и т.п.
Преувеличение может быть использовано для достижения и иных целей, как, например, случилось в следующем сюжете.
Из кабинета врача выбегает молодая монашка и вся в слезах исчезает.
- Что случилось? - спрашивает врача его коллега.
-Да ерунда: я сказал ей, что она беременна!
- Но ведь этого не может быть! Она же монашка! Ты же ее оскорбил!..
- Зато икать перестала.
Использование авторитета
Состоит в ссылках на известных личностей, что нередко бывает просто "притянуто за уши", так как речь может идти совсем о другом. Но для слушателей часто достаточно одного упоминания известного имени: "Я бы не согласился полностью с мнением оратора, но если и Н. придерживается этой точки зрения, то тут уж ничего не поделаешь..."
Фактически здесь используется правило статуса из правил убеждения.
Дискредитация собеседника
Основывается на следующем: если не могу опровергнуть доводы, тогда поставлю под сомнение личность их автора. Вспомним правило имиджа и статуса.
Что делать, если оппонент опустился до такого уровня? Не следуйте его примеру, а хладнокровно объясните присутствующим его вероломство. Рекомендуется в некоторых случаях такие выпады проигнорировать или сказать: "Ведите себя корректней".
Изоляция
Заключается в "выдергивании"
отдельных фраз из выступления, их изоляции
и преподнесении в урезанном
виде, чтобы они имели значение,
совершенно противоположное
С точки зрения риторики правильным является выделение из выступления только тех частей, которые имеют самостоятельное значение, сами по себе ясны и не могут быть извращены, будучи извлеченными из общего текста.
Абсолютно некорректно опустить то, что предшествует или следует сразу за констатацией. Эта техника была особенно распространена в период "холодной войны", а сейчас применяется некоторыми кандидатами на выборах и в недобросовестной рекламе.
Один из рекламных роликов МММ звучал так: "По заключению американского журнала "Бизнес-Уик", МММ является наиболее быстро развивающейся российской компанией". Авторы жульнически выхватили выделенные слова, опустив предшествующие им слова: "...по мнению московских пенсионеров...": В результате оценка пенсионеров была выдана за точку зрения солидного делового издания.
Изменение направления
Состоит в том, что собеседник не атакует наши аргументы, а переходит к другому вопросу, который не имеет отношения к предмету дискуссии. Он пытается обойти "горячее" место и вызвать у присутствующих интерес к иным проблемам. Встретившись с подобным маневром, можно спросить: значит ли уход от проблемы, что собеседник согласен с нашими утверждениями, или ему нечего возразить?
Вытеснение
Оппонент преувеличивает второстепенные проблемы, взятые из нашей речи, оттесняя на задний план нашу главную мысль. Переключается на второстепенную тему и пытается из мухи сделать слона. При этом отдельные факты переоценивает, другие игнорирует в зависимости от своих потребностей. Он продолжает утверждать или доказывать то, что никогда не вызывало сомнения, и цепляется за мелочи и отдельные слова.
Введение в заблуждение
Основывается на сообщении путанной информации, слов и полуистин, которыми нас забрасывает собеседник. Он переходит к дискуссии на тему, которая легко может переродиться в ссору.
Как поступать в таком случае? Не тушеваться, последовательно рассмотреть каждое утверждение оппонента.
Отсрочка
Ее целью является
создание препятствий для ведения
дискуссии или затягивание
Эту технику нельзя считать безусловно спекулятивной, особенно когда неожиданно сталкиваешься с сильными аргументами. В данном случае желательно не показывать удивления и не проявлять смущения, а применять указанный прием в целях получения необходимой отсрочки.
Обеспечив себе время для размышления, мы получаем возможность обнаружить слабые места в аргументации собеседника и разработать свои контраргументы. Во всяком случае, выиграв время и освободившись от нажима, мы получаем возможность обдумать основной вопрос. Ведь дискуссия может быть и острой, но при этом оставаться честной. Если собеседник нас убедил, то это следует признать. Это вовсе не зазорно, так как нужно иметь больше смелости для того, чтобы изменить свое мнение, чем для того, чтобы остаться ему верным.
Апелляция к чувству
Представляет собой особо опасную форму "вытеснения". Оппонент не выступает как деловой человек и специалист, а взывает к сочувствию. Путем более или менее сильного воздействия на наши чувства он ловко обходит нерешенные деловые вопросы во имя каких-то своих морально-этических норм, принципов и целей. Если собеседник применяет эту технику, мы должны вернуть дискуссию на деловые рельсы. Практика постоянно подтверждает, что очень трудно предотвратить и нейтрализовать искусно примененную технику апелляции, так как она направлена на чувства слушателей и нейтрализует разум.
Искажение
Представляет собой неприкрытое извращение того, что вы сказали, или перестановку акцентов, поэтому применение этой техники следует резко осудить. Часто ею пользуются демагоги, когда их "припрут к стенке", да и не только в этом случае.
Вопрос №12. Невербальные средства оратора. Образ оратора. Влияние впечатления на результат убеждения.
Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.