Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка
Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
Задачи:
- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли
- убедить в своей правоте
- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.
Риторика – царица всех наук.
7. К аргументам
приятного нам собеседника мы
относимся снисходительно, а к
аргументам неприятного –
8. Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, с чем вы согласны с оппонентом.
9. Проявите
эмпатию. «Эмпатией»
10. Будьте хорошим слушателем.
11. Избегайте конфликтов.
12. Проверяйте, правильно ли вы проверяете друг друга?
13. Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.
14. Покажите,
что предлагаемое вами
Вопрос №8. Как применять правила убеждения. Функции правил убеждения.
Функция убеждения
Итак, ограничивающее ли его убеждение или расширяющее может определить только сам человек. Убеждение нельзя рассматривать абстрактно, игнорируя человека, который ими пользуется и вырывая из контекста, из той ситуации в которой они работают. Потому что каждое убеждение выполняет определенную функцию - защищает, поддерживает, мотивирует.
Например, убеждение " я должен сдать экзамены " по структуре является ограничивающим. Там же присутствует слово должен ! Но если у человека нет другого способа мотивировать себя на подготовку к экзаменам, то это убеждение является полезным (хотя и расширяющим его назвать можно с большой натяжкой). Функция этого убеждения - мотивировать подготовку к экзаменам.
Убеждение вполне полезное для девочки-подростка " нельзя общаться на улице с незнакомыми мужчинами " выполняет функцию защиты и безопасности в сексуальной области . Это убеждение не связано с общением - оно связано с возможными последствиями общения с определенными людьми. И оно является полезным до тех пор, пока девочка не сможет самостоятельно оценивать опасность ситуации и "гормоны не будут бежать впереди головы".
Другое дело, что данную функцию может выполнять и другое убеждение, не столь ограничивающее.
Естественно, когда девочка перестанет быть подростком и станет взрослой женщиной это убеждение уже станет ей мешать, и станет вполне ограничивающим. В более осознанном возрасте больше может подойти что-то вроде " я способна объективно оценить ситуацию ".
Правда только в том случае, если это действительно так.
Да, действительно, убеждения вполне нелогичны и являются просто правилами жизни. Это очень общие правила, но структура человеческой психики такова, что она не может жить без правил - хоть какие-то но должны быть. Если есть убеждение, то оно выполняет определенную функцию, важную для человека. И должно быть хоть какое-то правило, которое будет эту функцию выполнять. Иначе человек просто не будет знать, как действовать в данном контексте, как взаимодействовать с ценностью. Пока данная ценность для него важна.
Вы еще помните, что убеждение - это не просто правило, это правило описывающее взаимодействие с ценностями.
Естественно, если ценность уже не важна отпадает важность и в убеждениях, которые с этой ценностью связаны.
Именно так могут образовывать определенные группы ограничивающих убеждений - у человека сменился набор ценностей, а вот набор убеждений (правил жизни) не изменился. Просто часто люди тупо пользуются правилами, не понимая их смысла.
Но иногда это действительно единственный выход - если люди не способны самостоятельно оценивать ситуацию. Как с той девочкой-подростком.
Вопрос №9. Классификация собеседников. Тактика убеждения.
Классификация основных типов собеседников
1. Вздорный человек, "нигилист" - нетерпелив, несдержан, выходит за рамки темы. По отношению к нему следует вести себя таким образом:
- обсудить спорные моменты заранее,
- оставаться хладнокровным и компетентным,
- по возможности формулировать решения его словами, но с Вашим содержанием,
- предоставить другим опровергнуть его,
- привлечь его на свою сторону,
- беседовать по возможности с глазу на глаз,
- в экстремальных случаях приостановить беседу и продол-жить только после того, как "нигилист" остынет,
- посадить во время
совещания или групповой
2. Позитивный человек
- добродушный, трудолюбивый и
спокойный. По отношению к
- вместе
выяснить и завершить
- следить, чтобы другие были с ним согласны;
- в трудных вопросах искать помощь у него;
- в группе собеседников посадить его на свободное место.
3. "Всезнайка" всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться таких правил:
- посадить рядом с ведущим беседу;
- иногда напоминать, что другие тоже хотят высказаться;
- попросить,
чтобы он дал и другим
- дать ему возможность вывести и сформулировать пред-варительные заключения;
- иногда
задавать ему сложные
4. Болтун часто
бестактно и без видимой
- когда
начнет отклоняться от темы, спросить,
какую он видит связь между
только что сказанным и
- когда начнет отклоняться в сторону, его надо тактично остановить;
- спросить участников беседы, каково их мнение;
- в случае
необходимости ограничить
- следить,
чтобы болтун не переворачивал
проблему "с ног на голову"
только затем, чтобы
5. "Трусишка"
отличается недостатком
- задавать ему легкие, информативные вопросы;
- одобрить
его, чтобы он развил свое
замечание или встав-ленное
- помогать ему сформулировать мысли;
- решительно
пресекать любые попытки
- применять ободряющие формулировки типа: "Хотелось бы услышать и Ваше мнение";
- специально
благодарить его за любой
6. Хладнокровный, неприступный собеседник - замкнут, чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной беседы, так как все это кажется не достойным его внимания и умственных усилий. Любым способом необходимо:
- заинтересовать его в обмене опытом;
- спросить его: "Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, всем было бы интересно узнать, почему";
- в перерывах и паузах постараться выяснить причины такого его поведения.
7. Незаинтересованный собеседник - тема его вообще не интересует, он лучше бы поспал. Поэтому нужно:
- задавать ему вопросы информативного характера;
- придать теме беседы увлекательную и интересную форму;
- задавать ему стимулирующие вопросы;
- выяснить, что интересует лично его.
8. "Важная птица" не выносит никакой критики, чувствует себя выше остальных собеседников. Следующая тактика: - не позволять ему разыгрывать роль гостя;
- незаметно предложить и дан. возможность занять равноправное с другими участниками положение;
- полезно
пользоваться в диалоге
9. Почемучка - только
и создан, чтобы сочинять и
задавать вопросы, независимо
от того, имеют ли они реальную
основу или нет. Просто
- всегда все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один - то ему самому. На вопросы информативного характера отвечать сразу;
- сразу
признавать его правоту, если
нет возможности дать ему
Тактика грамотного убеждения
Умение держать себя в руках важно. Скорее всего были случаи, когда вы сожалели о своем поведении. Думали, что результат мог быть лучше, но вас подвели эмоции или неуверенность.
«Нападение» на собеседника — не лучший вариант. Вас задели, принизили вашу значимость. И вы пытаетесь восстановить свое достоинство, накричать на собеседника, возвыситься над ним. Так можно получить только ответную прямую или скрытую агрессию – «нарваться» на конфликт или нажить тайного врага. Но в любом случае решение проблемы будет не в вашу пользу.
Пассивное поведение – это тоже проявление эгозащиты. В таком случае человек признает свою слабость, уступает более сильному противнику, чтобы оградить себя. И как правило, конфликт разрешается также в ущерб его интересам.
Наиболее результативный вариант взаимодействия в сложной ситуации – уверенное требование, без страха и напряжения, но в то же время и без агрессии. Такое поведение называется ассертивным (от английского слова assertiv – активные, напористые действия, направленные на отстаивание собственных прав). Рассмотрим подробно его технику.
Говорите от своего имени
Когда вы недовольны происходящим и хотите «продиктовать» свои условия, стоит воспользоваться методом «Я высказывание». Тогда ваши переговоры через три стадии.
На первой — излагаете другой стороне ситуацию так, как она вам представляется. Но не пытайтесь сразу заклеймить собеседника, не давайте никаких негативных характеристик. Спокойно и беспристрастно, глядя в глаза обидчику, уверенно расскажите, о чем вы собираетесь с ним поговорить. Неплохо, если ваш оппонент выскажет свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
После этого можете дать волю эмоциям. Но опять же, не скатывайтесь к обвинениям в адрес собеседника (вы можете спровоцировать конфликт). Не начинайте фразы со слова «Вы». Рассказывая о своих переживаниях, говорите «Я чувствую, что», «Я недоволен», «Меня задевает». Не кричите, ваше недовольство и так прозвучит убедительно.
Главное на этом этапе — излить все «наболевшее». Иначе потом, вместо того чтобы искать выход из ситуации, вы будете постоянно возвращаться к недосказанному.
От эмоций нужно переходить к конкретным требованиям. Сообщите, какого результата вы ждете, и настаивайте на нем. Или призывайте собеседника искать компромисс. Выдвигайте свои предложения по разрешению ситуации, предлагайте сотрудничество. Можете также спросить, как бы оппонент поступил на вашем месте.
После того как вы с собеседником о чем-то договорились или получили от него отказ, стоит описать ему возможные последствия. Расскажите о позитивных вариантах разрешения проблемы, о том, как хорошо будет, если он сделает по-вашему, и как вы будете ему благодарны. О негативных последствиях говорите мягко, не агрессивно, исключите угрозы. Используйте обороты «мне придется», «я буду вынужден».
С седьмого раза
Настаивать на своих
требованиях можно с помощью
техники «заигранной пластинки»
Предположим, вам нужно,
чтобы подчиненный сделал сверку
с контрагентами к
В таком противостоянии побеждает более настойчивый. Среднестатистический человек сдается на седьмом повторе. Но будьте осторожны, ведь требование действительно может быть невыполнимо. Если ваш помощник слишком долго упирается, придется переходить к совместному поиску решения. Спросите, что нужно, чтобы он выполнил ваше задание в срок. Может быть, проще будет принять его условия, чем препираться. К тому же, выдвигая предложения, подчиненный берет на себя ответственность за то, что при соблюдении его условий все будет выполнено должным образом.
Когда вы используете эту технику при общении с незнакомыми людьми, например, в налоговой инспекции или в банке, нужно быть готовым к тому, что на вас будут смотреть, как на ненормального. Но это также играет в вашу пользу: с «психами» предпочитают соглашаться.
Согласитесь с обвинениями
Очень сложно сохранять самообладание, когда на вас обрушивается агрессия со стороны других. Особенно если это происходит неожиданно и бьет в слабое место.
Бывает, что внезапное нападение приводит вас в «нокдаун», и вы просто не знаете что делать. Избежать таких потрясений невозможно, нужно просто дать себе время отойти.