Ответы на экзамен "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Задачи:

- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли

- убедить в своей правоте

- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.

Риторика – царица всех наук.

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзаменам - Риторика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

       В  торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились

поздравительные речи,

панегирики

надгробные речи.

        Во  второй части «Риторики» Аристотель  объяснил, при соблюдении каких  условий оратор сможет убедить  слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.

     Третья часть  «Риторики» посвящена вопросам  стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть:

 

                       · правильной           · благозвучной

                       · ясной                    · связной

                       · выразительной      · уместной и т.д.

 

      Аристотель  первый заговорил о необходимости  использовать разные стилистические  средства в зависимости от  того,

- с какой целью произносится речь,

- с какой аудиторией оратор имеет дело.

 

      5. Демосфен (ок. 384 – 322 до н.э.)

      Наиболее выдающимся мастером  ораторского искусства Древней  Греции считается Демосфен. Его  речи против македонского царя  Филиппа вошли в историю и  стали нарицательными. Филиппиками  мы сейчас называем любую гневную  обличительную речь.

     Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики:

 

            Оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда.

Вопрос  № 4.Риторские школы в Древнем  Риме (Цицерон, Квинтилиан).

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики.

 

       1. Марк Туллий Цицерон (106 –  43 до н.э.)

 

       Вершиной развития ораторского  искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона – одного из самых выдающихся ораторов мира. Его имя стало нарицательным.

      Родился Цицерон недалеко от  Рима в семье, принадлежащей  к древнему роду. Предполагают, что  одним из его предков был  простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: цицеро – сорт гороха, отсюда это провинциальное прозвище.

      С детства Цицерон отличался  необыкновенной любовью к наукам, свободно владел греческим языком, как ученик прославился необычайной  понятливостью и быстротой, с  какими он осваивал науки.

      В Риме Цицерон изучал философию,  право, риторику, поэзию. Цицерон  твердо решил посвятить себя  в будущем политике и адвокатскому  ремеслу.

      Цицерону было 25 лет, когда он  произнес в зале судебных заседаний  свою первую защитительную речь. В ней он осудил разбой, «наглость» и «наглецов», выразил веру в добро и справедливость.

      Цицерон много думал о Риме, народе, истории и судьбах республики. Эти мысли нашли отражение  в многочисленных речах. Он  неизменно выигрывал судебные  дела, за которые брался. Популярность его росла; он стал сенатором, а затем и консулом..

Суть своей  риторической системы Цицерон изложил  в трех трактатах:

«Об ораторе»,

«Брут»,

«Оратор».

       Все эти произведения объединяет  общая идея – идея необходимости  и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.

      Трактат «Об ораторе» состоит  из трех книг и написан в  форме диалога. Собеседники Цицерона  – известные в свое время  ораторы. Содержание – ответ  Цицерона на сомнение одного  из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Из трех разделов философии (учение о природе, этика, логика) Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику.

     В этой работе Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны1 классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию. На русской почве уже в XIX веке взгляды Цицерона разделяли и лицейские учителя Пушкина – Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич.

Итак, оратор, по Цицерону, должен:

1.изобрести, 

2. расположить, 

3. украсить (выразить, изложить известным слогом).

      Этому оратора обучали три крупные раздела риторики:

I.   Изобретение  (inventio),

II.  Расположение (dispositio),

III. Украшение  (elocutio).

К ним примыкали:

IV. Произнесение (actio),

V.  Память (memoria).

      Именно эти разделы на многие  времена определили содержание классической риторики. Без этих пяти канонов невозможно и современное обучение красноречию.

      В диалоге «Об ораторе» Цицерон  впервые дает обстоятельную разработку  вопроса об использовании юмора  в красноречии, опираясь на  работы греческого ученого Феофаста «О смешном», «Характеры».

      Большое внимание в трактате  уделено проблеме воздействия  на чувство слушателя в публичном  выступлении. Цицерон исходит  из того, что люди в своих  поступках чаще руководствуются  чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.

      Трактат «Брут» в хронологическом  порядке излагает историю римского  красноречия и неоценим как  источник информации о ранних  римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями – Брутом и Аттиком. Трактат содержит немало практических указаний и советов и завершается автобиографическим очерком.

      Трактат «Оратор» отвечает на  вопрос: «Каков идеал красноречия?»  В поисках идеала Цицерон исходит  из трех основных назначений ораторского искусства:

- учить, 

- услаждать, 

- побуждать.

       Идеальный оратор тот, кто в  своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение,  и подчиняет себе их волю. Первое  – долг оратора, второе –  залог популярности, третье – необходимое условие успеха.

       Цицерон сформулировал признаки  разных видов красноречия, утверждая,  что настоящий оратор тот, кто  «умеет говорить о низком –  просто, о высоком – важно   и о среднем – умеренно».

Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»:

       …Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами     чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев…

      Все эти качества современники  находили в Цицероне. Он не был кабинетным теоретиком красноречия. Он был пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, т.е. художником слова.

      О чем бы он ни говорил  и ни писал – о политическом ли убийстве или о моральной проблеме – он всегда находил самые точные и выразительные слова, которые складывались в ритмические стройные периоды, полные

- то пафоса,

- то иронии,

- то гнева.

 

      2. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 –  ок. 100 г. н.э.)

       Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Квинтилиан:

адвокат,

педагог,

руководитель  первой государственной риторской  школы.

       Знания Квинтилиана в области  риторики были так обширны,  что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием «Образование оратора» (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

       Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:

I книга –  о воспитании будущего оратора  в семье и у грамматика до  начала занятий риторикой;

II книга –  о природе риторики как науки,  общие сведения, о занятиях в  риторической школе;

III-IX книги  – энциклопедия традиционной  теории ораторского искусства;

X книга –  обзор греческой и римской  литературы как образцов, представляющих  ценность для будущего оратора;

XI книга –  о внешних приемах и манерах  оратора;

XII книга –  о моральном и общественном  облике оратора.

       В своем трактате Квинтилиан  изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы.

      Основные положения труда Квинтилиана  близки идеям Цицерона, однако  есть в них и существенные  отличия.

      Так, например, для Цицерона философия  по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан  считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике.

      Значительно подробнее, чем Цицерон,  разрабатывает Квинтилиан вопрос  о технике красноречия:

о манере поведения  оратора перед слушателями,

о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений,

о постановке дыхания и голоса.

       Сравним также высказывания Цицерона  и Квинтилиана о риторике.

Ц и ц е  р о н (вслед за Аристотелем): Риторика – искусство убеждать.

К в и н  т и л и а н: Риторика –  наука хорошо говорить. Потому что  искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.1

       Многие расхождения во взглядах  Цицерона и Квинтилиана коренились  в том, что они жили в разные  эпохи существования Римского  государства: Цицерон – в эпоху  республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению – выражать мысли и чувства.

     Направление в ораторском искусстве,  возглавляемое Квинтилианом, было  своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.

       Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни. Философия и риторика были не просто частями культуры античного типа; они были самым ее сердцем.

      Без предварительного знакомства  с античной риторикой, которая  лежит в основании всех европейских  риторик, в том числе и русской,  невозможно понять и осмыслить  пути развития этого учебного  предмета в России, понять сущность  и структуру первых отечественных сочинений, учебных руководств по красноречию.

Вопрос  №5. Риторика в эпоху Средневековья  и Возрождения.

 

Вопрос  №6. Риторика восточных славян (Кирилл Туровский, Даниил Заточник).

Кирилл Туровский  – один из выдающихся древнерусских  ораторов («достопамятный вития наш 12-го века», «воссиявший паче всех на Руси»), оставил богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей – вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории русского красноречия.

Вопрос  №7. 14 правил, помогающих убедить.

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ  ПРАВИЛ ПОМОГАЮЩИЕ УБЕДИТЬ 

1. (Правило  Гомера)

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность.

Наиболее  убедителен следующий порядок аргументов:

Сильные –  средние - один из самых сильных.

2. (Правило  Сократа) 

Для получения  положительного решения по очень  важному для вас вопросу поставьте  этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса; по которым он без затруднения скажет вам «да»

3. (Правило  Паскаля) 

Не загоняйте  собеседника в угол. Дайте ему  «сохранить лицо» 

4.  Убедительность  аргументов в значительной степени  зависит от имиджа и статуса убеждающего.

5.  Не загоняйте  себя в угол, не понижайте свой  статус.

6.  Не принижайте  статус и имидж собеседника. 

Информация о работе Ответы на экзамен "Риторика"