Ответы на экзамен "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Задачи:

- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли

- убедить в своей правоте

- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.

Риторика – царица всех наук.

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзаменам - Риторика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

Вопрос  №1. Предмет риторики. Риторика в системе знаний.

Риторика – это  теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Задачи:

-  научиться выступать  публично, так чтобы донести свои  мысли

-  убедить в своей  правоте

-  воздействовать на  чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.

Риторика – царица всех наук.

Во всем многообразии видов и  родов произведений словесности  риторика изучает определенный аспект словесного творчества — аргументацию.

Было бы неправильным ограничить предмет  риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация.  Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях?  Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийная система и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того или иного руководства, — риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

Риторика включает два основных раздела — общую риторику и  частную риторику. Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в  завершенном высказывании. Частная  риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности.

Главная цель изучения риторики практическая — владение искусством целесообразного  слова. Искусство слова — самое  нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его  требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существует легких путей к трудным целям.

Но у риторики есть и образовательная  цель, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без  свободного владения литературным языком, без систематического образования  — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. B противном случае искусство слова становится пустословием.

Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного  языка — инструмента аргументации.

Вопрос  №2. Основной риторический закон. Классификация речей.

Ораторская речь:

1) академическая речь  – лекции, научный доклад, научный  обзор. Появилась в 18 веке.

2) судебная речь - это  публичная речь, обращенная к  суду и всем участвующим и  присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.

Разновидности судебной речи

речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (обвинительная речь)

речь адвоката по уголовным  делам в суде первой инстанции (защитительная  речь и речи адвокатов-представителей потерпевшего, гражданского истца и  гражданского ответчика)

речь подсудимого в  свою защиту (самозащитительная речь)

речь потерпевшего и его представителя

речи гражданского истца  и гражданского ответчика или  их представителей (в пределах гражданского иска по уголовным делам)

речи гражданского истца  и ответчика, их представителей по гражданским  делам

речи прокурора и  адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции

речи прокурора и  адвоката по уголовным и гражданским  делам в суде второй инстанции

речи общественных обвинителей  и общественных защитников по уголовным  делам

речи представителей общественных организаций и трудовых коллективов по гражданским делам

реплика как особый вид  судебной речи

Предмет судебной речи

Предмет судебной речи —  это те вопросы, которые суд, исследуя конкретное преступление или правонарушение, разрешает при постановлении  приговора, решения или определения. Он определен уголовно-процессуальным или гражданско-процессуальным кодексом.

Композиция  судебной речи

1. Вступительная часть

2. Главная часть

3. Заключение

Вопрос  №3 Риторика в Древней Греции (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

Колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука.

1. Софисты.

Софисты –  это представители новой философской  мысли. В центре интересов софистов стоял человек. Софисты были глашатаями образа «общественного человека» - идеала Древней Греции.

В основе их риторического  учения лежала идея об относительности  истины:

       Истина – это только субъективное  суждение о ней. Поэтому нельзя  утверждать, что одно мнение истиннее  другого; можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого. Именно софисты впервые заговорили о силе слова и создали теорию красноречия.

      Главное место в софистической  педагогике занимала теория убеждения.  Убеждение в споре называлось  эристикой (греч. erizo - спорю).

      Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин – софизм. В современном языке он используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми». То есть софизм – это доказательство по форме как будто правильное, а по существу ложное, основанное на игре слов.

 

      Примеры софизмов.

«Кто лжет, говорит то, чего нет; но того, чего нет, нельзя сказать , следовательно, никто не может лгать»

«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее, следовательно, вор  желает хорошего.»

Однако это обстоятельство не может перечеркнуть все заслуги софистов. Более того, следует отдать должное мощному прогрессу в истории древнегреческой культуры, который был связан с софистами.

      Первый  трактат по риторике (по свидетельству  Аристотеля) принадлежал софисту Кораксу, политическому оратору и адвокату.

Труды Коракса до нас  не дошли. Мы знаем о них от других авторов (например, из сочинений Платона). Коракс дает такое определение риторики:

 

                               «Красноречие – это служанка  убеждения».1

 

      Учеником  Коракса был прославившийся своим  ораторским искусством Горгий  Леонтийский. Горгием был написан  один из первых учебников красноречия.  Горгий первый взялся обучать  риторике всех желающих с тем,  чтобы они умели покорять людей  речью, делать их «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению»2. Славился Георгий и своими экспромтами3 на любые предлагаемые ему темы.

      Горгий, несомненно, был незаурядным психологом. Эффект своих речей он усиливал  тем, что выступал в пурпурных  одеждах.

 

   2. Сократ (470-399 до н.э.)

       Первый вызов софистическому  идеалу риторики был брошен  Сократом – учеником софистов  и впоследствии их безжалостным  критиком.

Сократ был  учеником софистов, однако в то время  как софисты строили расчеты  на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние.

       В отличие от странствующих  софистов Сократ все время  жил в Афинах, где у него  сформировался круг учеников. Это  была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога.

      Этот диалог принимал форму  то спокойной беседы, то напряженной  полемики. Поиск знаний о добром  и справедливом сообща, в диалоге  с одним или несколькими собеседниками  сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе

- не ради  развлечения,

- не ради  практических дел,

- а ради  обретения истины.

       Итак, прекрасная речь, по Сократу, - это диалог, в котором рождается  истина.

 

       3. Платон (427-347 до н.э.)

Учеником  Сократа был Платон.

     Платон (греч. «широкоплечий» - прозвище, настоящее имя - Аристокл) познакомился  с Сократом в своем родном  городе Афинах и как ревностный  ученик посещал собеседования  с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав свою школу – Академию – Платон (в то время ему было 30 лет) продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики.

    Платон  оставил разнообразное литературное  наследство: письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Содержанием многочисленных диалогов являлись философская беседа или философский спор. Для риторики наибольший интерес представляют диалоги:

        «Горгий»,

        «Федр»,

        «Пир».

      В диалоге «Горгий» представлена  критика существующей риторики (т.е.  риторики софистов).

     В знаменитом диалоге «Федр»  Платон изложил свою теорию  подлинного и убедительного красноречия.  Одним из персонажей этого  диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:

чтобы речь вышла  хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;

сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;

необходимо  правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы) и т.д.

Суждения  об этике, выраженные Платоном в диалогах «Федр», «Горгий», сохранили свое значение до наших дней. Так, например, Платон утверждал: «Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости».

 

       4. Аристотель (384-322 до н.э.)

       Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем.

       По мнению Аристотеля, дело риторики  – не убеждать, а в каждом  данном случает находить способы  убеждения.

      Знаменитый аристотелевский трактат  «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских.

       В 17 лет Аристотель прибыл в  Афины, чтобы получить там образование.  Он поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем. Долгие годы из связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга («Платон мне друг, но истина дороже»).

       После смерти Платона Аристотель  в Афинах открыл свою школу  – так называемый Ликей (см. об этом, а также о других интересных фактах из жизни знаменитого ученого в книге Граудиной Л.К., Кочетковой Г.И. «Русская риторика», с. 32-34).

В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие мысли Платона об ораторском искусстве.

       Книга состоит из трех частей.

       В первой части Аристотель  определял риторику следующим  образом:

 

                                     Риторика – искусство убеждать.

 

Это определение  вплоть до нашего времени оставалось самым популярным.

       Все речи Аристотель делил  на три вида:

- совещательные,

- судебные

- торжественные (эпидейктические).

     «Дело речей  совещательных – склонять или  отклонять», - считал Аристотель; «судебных  – обвинять или оправдывать», «хвалебных – хвалить или порицать». Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству.

      В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место, но мало походил на суд современный. Тогда мог выступать обвинителем каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, например, в Афинах достигало 500 человек.

      В условиях  запутанного судебного права  судиться в Древних Афинах  было делом нелегким. К тому  же не все обладали даром  слова, чтобы расположить к  себе многочисленных судей. Поэтому обвиняемые прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления. Выступления заучивались наизусть и произносились в суде.

Информация о работе Ответы на экзамен "Риторика"