Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, реферат
Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?” Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью) , включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.) Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования и прежде всего необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений “детей” и “отцов” не только возрастных, но и социальных (институциональных) условий и факторов, действующих в современном российском обществе. По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда (начиная со студентов вузов)
Введение
I. Молодежь о своем материальном положении
2. Работа в жизни молодых россиян
3. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи
4. О политической самоидентификации молодого поколения
5. Российская молодежь о политических лидерах страны и своей готовности к социальному протесту
6. О национально-этнических установках молодых россиян
7. Религиозность российской молодежи
8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов Основные выводы
Сказанное, однако, вовсе не означает, что вхождение в жизнь нынешнего и особенно следующего поколения молодежи, будет проходить бесконфликтно. Повышение требований к образованию и квалификации, заметное снижение спроса на рабочую силу в сфере финансов, бизнеса, торговли (то есть именно в тех сферах, которым отдает предпочтение подавляющее число молодежи) уже сейчас начинает сказываться, вызывая беспокойство молодых людей за свое будущее. С учетом этих процессов можно с большой долей вероятности прогнозировать нарастание подспудных поколенческих конфликтов, протекающих пока в латентных формах.
Подобные
конфликты могут обостряться, если
будут подогреваться политическими средствами,
наподобие того, как это имело место в
ходе президентской кампании 1996 г., когда
молодежь новой России фактически противопоставлялась
“консервативному старшему поколению”
. То есть имела место открытая апелляция
к “молодежному шовинизму” . И нет никаких
гарантий, что новое поколение, половина
которого, с одной стороны, убеждено в
том, что ему удастся добиться в жизни
большего, чем поколению их родителей,
а с другой, уверено, что “современный
мир жесток и чтобы выжить и преуспеть,
необходимо драться за свое место в нем”
, не попытается реализовать свои намерения
практически.
6. О национально-этнических установках молодых россиян
При исследовании ряда национально-этнических установок молодежи авторы доклада исходили из того, что одним из наиболее распространенных критериев оценки этноцентризма является отношение к межнациональным бракам. Данные исследования свидетельствуют о том, что в этнических взглядах населения не произошло изменений под влиянием распада СССР и национальных конфликтов. Считают, что брак следует заключать только с представителем своей национальности 10,1% молодежи и 9,8% старшего поколения; за межнациональные браки 75,7% молодежи и 74,6% старшего поколения (соответственно 14,2% и 15,6% затруднились ответить) .
Подобная
позиция отнюдь не означает национально-этнической
индифферентности молодежи, о чем
свидетельствует противоречивое восприятие
ею “изъятия” из паспорта РФ нового
образца графы о
Как показывают сопоставления с предыдущими опросами РНИСиНП, полученное распределение голосов по поводу фиксации национальной принадлежности в паспорте остается достаточно устойчивым. Оно, безусловно, связано с соотношением гражданского и этнического самосознания россиян и характеризует в определенной степени состояние политической ориентации в российском обществе. Позиция по этому вопросу может быть интерпретирована в качестве одного из индикаторов стремления защитить этническую идентификацию, с одной стороны, или усилить гражданскую идентификацию, с другой. Если оценить приведенные результаты опроса, то получается, что окончательный выбор в массовом сознании молодежи в целом пока еще не сделан ни в пользу одного, ни в пользу другого варианта.
Рассматривая вопрос о преобладании этнонациональных или гражданских установок в сознании молодежи, следует обратить внимание на весьма большой разброс соответствующих показателей в зависимости от места проведения опроса. Из всех регионов, в которых проводился опрос, только в пяти наблюдается ситуация, близкая к общероссийской. В четырех регионах наблюдается отчетливое преобладание этнонациональных установок и в пяти — преобладание общегражданских позиций. Приведем данные по этим “отклоняющимся” регионам в порядке убывания этнонациональной установки (см. табл. 18) .
Заметим, что в ряде регионов и особенно в национальных республиках, где проводился опрос (Татарстан и Республика Коми) , наблюдается весьма существенное отклонение от общероссийских данных в пользу суждения о свободном выборе фиксации национальной принадлежности граждан по их желанию. В столице Татарстана Казани это отклонение составляет + 13,4%, а в столице Коми Сыктывкаре + 5,2%.
Таблица 18
Соотношение этнонациональной и общегражданской установок в сознании молодежи по ряду регионов РФ, в %
|
Стоит отметить, что ситуация с преобладанием общегражданских или этнонациональных установок не является однозначной даже при сопоставлении с национальными республиками — субъектами РФ. Если в Коми явно, а в Татарстане незначительно преобладает общегражданская установка, то в таких регионах, как Дальний Восток, Северный Кавказ и Волго-Вятский р-н, преобладает этнонациональная установка.
Более развернутое представление о национально-этнических установках молодежи дают их ответы на открытые вопросы анкеты о симпатиях и антипатиях к представителям иных национальностей и различным государствам.
Представим два ряда национальных групп, к которым наиболее значимо выражена симпатия и антипатия опрошенных (см. табл. 19) .
Таблица 19
К людям какой национальности россияне испытывают чувство наибольшей симпатии или антипатии, в %
А) Симпатии
|
Б) Антипатии
|
Наиболее важный результат, вытекающий из полученных данных, состоит в том, что 11,0% молодежи испытывают чувство симпатии ко всем национальностям и почти 20% не испытывают отрицательных чувств к представителям иных национальных групп. Заметим также, что шесть национальных групп (белорусы, немцы, французы, итальянцы, англичане и японцы) попадают в перечень наций, вызывающих только симпатии, что является еще одним подтверждением структурных изменений в национальном самосознании россиян в целом и русских в частности.
Обращает
на себя внимание тот факт, что антипатии
российской молодежи переместились
в сторону античеченских
Вопрос
о “дружественных” и “
Таблица 20
Какие государства россияне считают дружественными и какие враждебными для России, в %
А) Дружественные государства
|