Молодежь России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?” Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью) , включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.) Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования и прежде всего необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений “детей” и “отцов” не только возрастных, но и социальных (институциональных) условий и факторов, действующих в современном российском обществе. По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда (начиная со студентов вузов)

Содержание

Введение
I. Молодежь о своем материальном положении
2. Работа в жизни молодых россиян
3. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи
4. О политической самоидентификации молодого поколения
5. Российская молодежь о политических лидерах страны и своей готовности к социальному протесту
6. О национально-этнических установках молодых россиян
7. Религиозность российской молодежи
8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов Основные выводы

Работа содержит 1 файл

Молодежь новой России.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

      Обращает  на себя внимание, что такие качества, как обязательность, стремление к независимости и инициативность занимают гораздо более низкие позиции, чем это требуется логикой и содержанием развития рыночных отношений. Независимость, разумеется, коррелирует со стремлением к свободе, но это качество выбирают в данном контексте только 9,8% молодежи. Обязательность — безусловное условие успеха в складывающейся системе общественных отношений, в рыночных взаимосвязях, но и оно получает поддержку только 17,5% молодежи. Большее число молодых людей избирает отзывчивость (22,5%) . Представленные данные, скорее всего, говорят о том, что российская молодежь ещё недостаточно активно повернулась в сторону рыночных отношений, проявляет слабую требовательность к себе и явно недооценивает необходимость повышения культуры делового общения.  

           

      4. О политической  самоидентификации  молодого поколения 

      Нынешняя  молодежь до 26 лет включительно, послужившая  предметом настоящего исследования, представляет особый интерес для  оценки современного политического  процесса в России как группа, в значительной степени явившая собой “первый плод” социально-политических преобразований последних 5-10 лет.

      Анализ  состояния политической социализации молодежи показывает, что поколение 18-26 летних, так же как и общество в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Однако основания фрагментации в молодежной среде значительно отличаются от тех противоречий, которые все ещё разрывают старшее поколение. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.

      При этом следует сразу оговориться, что у молодежи, как специфической социально-демографической группы, в силу естественных причин отсутствует либо достаточный социальный опыт, либо социальная память, выходящая за пределы относительно стабильных последних нескольких лет, когда современная молодежь и начала процесс своей социализации. Она выросла в условиях совершенно иной политической культуры и дебаты конца 80-х — начала 90-х, связанные с завершением коммунистической эпохи и распадом СССР, воспринимаются как давно минувшие события, имеющие не большее отношение к их сегодняшней жизни, чем события прошлых веков. Отношение же к современной власти носит характер достаточно нейтральный — “она есть какая есть” и с ней, вне зависимости от того, какие личности и институты её персонифицируют, не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены. Иначе говоря, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций.

      Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политический жизни России. Действительно, число молодых людей, постоянно интересующихся политикой, в возрасте 18-26 лет почти в три раза меньше, чем у поколения их родителей: соответственно 13,2% и 37,5%. Весьма высок процент полностью политически индифферентных — 33,4%, в то время как у более старших возрастных групп он составляет 20,6% (см. табл. 8) .

      В попытках объяснения видимой аполитичности  молодого поколения высказываются  различные гипотезы и соображения. Так, некоторые утверждают, что апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, а также тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы. В результате — тотальное отчуждение молодежи от власти, способное в любой момент перерасти в активное её неприятие.

      Таблица 8

      В какой степени  молодежь и старшее  поколение интересуются политикой, в %

      Молодое поколение               Старшее поколение
      13,2       Внимательно следят за информацией о политических событиях в стране       37,5
      52,0       Внимательно за информацией о политических событиях не следят, но изредка обсуждают  политические события с друзьями, родственниками       40,1
      1,4       Лично участвовали в течении последнего года в политической деятельности (в  работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т.п.)       1,8
      33,4       Политикой не интересуются       20,6
      100       Итого       100

      Другая  точка зрения объясняет апатию молодежи с других позиций. Несмотря на имеющиеся издержки переходного периода, именно молодежь наиболее органично вписалась в новые условия жизнедеятельности, приняла новые “правила игры” , и её неучастие в политике связано, главным образом, с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой — не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации.

      Между тем, анализ полученных результатов  исследования показывает, что и та, и другая точки зрения не вполне адекватны нынешнему состоянию  молодежи, во всяком случае, её большинству.

      Начнем  с того, что, во-первых, аполитичность  молодежи носит не столь тотальный характер, как это может показаться на первый взгляд. Больше половины молодых россиян (52,0%) все же эпизодически, но следят за происходящими в стране событиями: 62,3% — иногда, а 29,5% постоянно смотрят информационные телевизионные программы; 52,7% — иногда и 13,8% постоянно смотрят специализированные аналитические программы, посвященные различным аспектам экономической и политической жизни; 17,9% — регулярно читают газеты.

      В условиях, когда политическая жизнь, участие или неучастие в ней, стали наконец-то проблемой личного выбора, личного самоопределения в избирательном, от случая к случаю, участии в политической жизни нет ничего экстраординарного.

      Во-вторых, результаты исследования показывают, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта, интерес к политике растет. Так, из состава молодежи в возрасте до 20 лет внимательно следят за политической информацией только 6,5%, а в возрасте 24-26 лет уже 13,7%, то есть в два раза больше.

      То  же самое можно отнести и к  фактору образования. Так, среди молодежи, имеющей общее среднее образование, внимательно следят за политикой только 8,2%, среди имеющих высшее образование — 18,4%, а среди окончивших аспирантуру или обучающихся в ней уже 40,9%.

      Из  состава социально-профессиональных групп своим повышенным интересом к политике выделяются, прежде всего, молодые военные (30,6%) , предприниматели (17,1%) , представители гуманитарной интеллигенции (14,7%) . Отсутствие какого-либо интереса к политике характерно, в первую очередь, для ИТР (41,9%) , молодых рабочих (41,8%) , работников коммунальных служб и торговли (41,0%) , жителей села (34,1%) , и, как это ни странно, студентов (30,8%) .

      В-третьих, результаты проведенного исследования не подтверждают наличия жесткой  зависимости между интересом к политике или отсутствием такового, и степенью адаптированности тех или иных групп молодежи к новым реалиям. Процент интересующихся и не интересующихся политикой достаточно равномерно распределен как между “адаптантами” , так и “дезадаптантами” , то есть между теми, кто по самооценке “скорее выиграл от проводимых в России реформ” , и кто “скорее от них проиграл” (см. табл. 9) .

      Таблица 9

      Оценка  интереса молодежи к  политике в зависимости  от того, считают  ли они себя выигравшими  или проигравшими от реформ, в %

              Выиграли  или проиграли  от проводимых в стране реформ
      Степень интереса к политике       Скорее  выиграли       Не  выиграли и не проиграли       Скорее  проиграли       Затруднились  оценить
      1. Внимательно следят  за информацией о политических  событиях в стране       16,6       11,6       17,1       9,7
      2. Внимательно не  следят, но изредко обсуждают  политические события с друзьями       57,6       54,9       47,3       47,5
      3. Лично участвовали  в течение года в политической  деятельности       0,0       1,2       2,9       1,1
      4. Политикой не  интересуются       25,8       32,3       31,7       41,7
      ИТОГО       100       100       100       100

      Видимо, это в первую очередь связано  с тем, что молодежь считает политику сферой, далекой от своих повседневных интересов и жизненных планов. Характерно, что профессия политика отсутствует среди списка наиболее престижных и популярных в молодежной среде профессий. И только 5,5% молодых людей полагают, что политики — это по-настоящему счастливые люди.

      Следует учитывать, что в молодежной среде  грань между “адаптантами” , положение  которых вполне благополучное, и  “дезадаптантами” , которые не сумели занять достойной социальной позиции в новых условиях, а потому относятся к категории “неблагополучных” , просматривается не столь отчетливо, как в более старших возрастных группах. Объясняется это в том числе и потому, что молодежь весьма оптимистично оценивает свои жизненные перспективы. Так, значительное её большинство (до 70-80%) полагают, что либо уже смогли достигнуть успехов в таких важных сферах, как получение хорошего образования, престижной работы, занятий любимым делом и т.д., либо смогут достигнуть этого в ближайшем будущем. Конечно, не всем этим ожиданиям суждено реализоваться на практике. Тем не менее сам факт наличия этих ожиданий в значительной степени нивелирует издержки адаптации.

      Пока  же значительная часть молодежи (свыше 40%) находится как бы в “пограничном состоянии” , не относя себя ни к “выигравшим” ни к “проигравшим” от реформ. Эта часть и составляет основу так называемого “политического болота” , т.е. ту часть молодежной среды, у которой политика находится на периферии интересов и которая не видит и не имеет особой возможности, особого желания как-то осмыслить своё отношение к происходящим в стране переменам. Именно среди этой категории молодежи наименьший интерес к политике (11,6%) и наибольший процент тех, кто ею вовсе не интересуется (32,4%) .

      Весьма  противоречива картина и в  отношении конкретных политических установок и ориентаций, но и здесь  ситуация не столь однозначная, чтобы  её квалифицировать в качестве тотальной  идейно-политической дезориентации  молодежи.

      Естественно, что молодежь зачастую смотрит иначе, чем их родители, как на современную политику, так и на прошлое, особенно недавнее. Если старшее поколение в исторической перспективе России делит свои симпатии между эпохой Петра Первого (ведущая парадная историческая ценность практически для всех групп российского общества) и периодом правления Л.  Брежнева (соответственно 35,9% и 15,5%) , то для молодежи эпоха Петра Первого остается единственной значимой ценностью российской истории (48,2%) .

      Сорокалетние  и пятидесятилетние резко негативно оценивают основные вехи последнего десятилетия от объявления М.  Горбачевым перестройки, последующего распада СССР, начала рыночных реформ вплоть до переизбрания Б.  Ельцина президентом России в 1996 году. Молодежь ко всему этому относится более лояльно. Перестройка оценивается как положительно, так и отрицательно (38,8% против 35,4%) , примерно также, как и гайдаровские реформы (29,0% против 30,2%) . То есть при всех издержках современной жизни, молодежь не склонна к её тотальному отрицанию, как и тех событий, которые отделяют “старое” время от “нынешнего” .

      Менее ярко выражены и предпочтения молодежи, по сравнению с более старшими возрастными группами, в отношении  современных идейно-политических течений  и их носителей. Лишь 32,8% из числа всех опрошенных смогли достаточно определенно идентифицировать себя в системе координат современного идеологического, идейно-политического спектра, 26,2% отнесли себя к сторонникам сочетания различных социальных идей (либерализма, социализма, русской самобытности) , а большинство (41,0%) не симпатизирует ни одному идейно-политическому течению (см. табл. 10) .

      Таблица 10

Информация о работе Молодежь России