Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, реферат
Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?” Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью) , включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.) Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования и прежде всего необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений “детей” и “отцов” не только возрастных, но и социальных (институциональных) условий и факторов, действующих в современном российском обществе. По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда (начиная со студентов вузов)
Введение
I. Молодежь о своем материальном положении
2. Работа в жизни молодых россиян
3. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи
4. О политической самоидентификации молодого поколения
5. Российская молодежь о политических лидерах страны и своей готовности к социальному протесту
6. О национально-этнических установках молодых россиян
7. Религиозность российской молодежи
8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов Основные выводы
Отдельно хотелось бы остановиться на религиозном и политическом участии молодежи. В целом, такой тип социальных связей охватывает 8,5% молодых людей. Однако, как уже отмечалось, только половина этой группы в действительности регулярно посещает церковь или религиозные собрания, а уж о политических “тусовках” и говорить не приходится: участие в них молодёжи — практически единичные случаи. Общественная деятельность больше накладывает отпечаток на предпочтения молодежи в выборе друзей, замену принятого в молодежной среде круга общения на единомышленников, возрастание роли наставников и духовных учителей в качестве идеала и человека, которому можно доверить самое сокровенное и т.п., чем формирует особый образ жизни. Среди “одухотворенных” и “гармоничных” скрыта немалая доля приверженцев нетрадиционных эзотерических культов, которые постепенно набирают популярность в молодежной среде. Вообще, в трактовке политического и религиозного облика современной молодежи следует придерживаться известной доли осторожности, ни в коем случае не переоценивая значимость этих сторон её жизни. Религиозное или политическое участие пока в основном концентрируется вне сферы основных повседневных интересов молодого россиянина.
Чем же социальная жизнь людей одного типа отличается от социальной жизни других, и какие факторы в конце концов определяют само попадание молодого человека в тот или иной тип?
Начнем с первых двух групп молодежи, ориентированных либо на семью, либо на друзей. В массе своей “семьянин” — это молодой человек, состоящий в браке (до 70% группы) и имеющий детей (61,0%) , который чаще проживает отдельно от родителей с собственной семьей (60,5% при 31,7% в среднем по массиву) . “Общительный” состоит в браке и имеет собственных детей реже (фактически в два раза) и проживает, как правило, совместно с родителями. Тем не менее, больше всего женатых и замужних именно среди тех, кто ограничился семейно-дружеским кругом общения.
Среди
погруженных в среду “семья-
Значительная часть “семейных” заявила о том, что материально обеспечена плохо (39,9% при 29,8% в среднем по массиву) . “Общительных” собственное материальное положение скорее удовлетворяет (сказывается меньшая семейная нагрузка и отсутствие детей) . Однако доля хорошо обеспеченных была минимальной именно в этих двух группах, выключенных из активного социального участия. Много молодежи, замкнутой в устоявшемся круге родственно-дружеских связей, выявилось в Москве, а также в Кемерово, Воронеже, Казани, Владивостоке. Проблема мегаполиса, когда одиночество или, напротив, переизбыток общения вынуждают молодежь ограничиваться только межличностными контактами, проявила себя в полной мере — доля ведущих “семейный” образ жизни в столице в два раза опережает среднероссийские показатели.
Таким образом, одним из главных факторов, ограничивающих спектр социальной жизни современной молодежи общением преимущественно с родственниками или друзьями, а также “домашними” формами досуга, является наличие семьи и детей.
По сравнению с теми, кто ориентирован только на семью или друзей, молодежь, избирающая более динамичные типы социальной жизни, несколько иная. До 74% её представителей не состоят в браке, и только пятая часть имеет детей. Возраст молодежи практически не влияет на интенсивность социальной коммуникации. “Развлекающийся” молодой человек может иметь любое образование, в то время как для “социально-активного” характерен более высокий образовательный уровень. Как правило, представители этих типов проживают с родителями, а иногда отдельно, но без семьи, что сильно отличает их от типа “семейной” и “общительной” молодёжи.
Среди “развлекающихся” заметно выделяются жители села (16,3% при 9,2% в среднем по массиву) , а среди “социально-активных” — гуманитарная интеллигенция (17,0% при 11,8% в среднем по массиву) . Развлекательный досуг реже всего прельщает молодых военных, а “социально-активный” тип мало распространен среди рабочих и сельской молодёжи. Наиболее явно в этих двух группах представлено студенчество.
Представители “социально-активного” и “развлекающегося” типов больше склонны к оценке своего материального положения со знаком плюс, что безусловно, влияет на активность социальной жизни, по крайней мере на доступность тех или иных форм общения и досуга. Направляющими факторами в выборе развлекательного или развивающего типа времяпровождения в немалой степени становятся род занятий и уровень материального благосостояния молодежи.
В региональном плане наибольшее распространение подобные типы общения получили в Санкт-Петербурге (причем в развивающей его разновидности — 47,2% при 24,8% в среднем по массиву) . Это лишний раз подтверждает репутацию города как культурной столицы России. Отличилась и южная Россия (правда, уже с явным уклоном в развлекательность) . Популярность молодёжного досуга в виде “танцев и дискотек” , присущего, по данным исследования, жителям сельской местности, подтверждает Ставропольский регион, имеющий тесные связи с сельской культурой.
Активный образ жизни, содержательный досуг, широкий круг общения, наличие развивающих и рекреационных затрат в случае дополненности общественной компонентой (понимаемой нами как религиозное или политическое участие) дает наиболее полноценный тип социальной жизни — “гармоничный” . Социально-демографический портрет “гармоничного” молодого человека максимально приближен к “социально-активному” типу, однако именно “гармоничные” реже всего состоят в браке; чаще это молодые мужчины, чем женщины, и — что, наверное, наиболее важно — здесь шире всего представлены предприниматели. Позиции этой группы (хотя и сравнительно малочисленной) по многим проблемам окружающей действительности достаточно специфичны и нередко отличны от мнений остальных. Менее всего выявилось “гармонично” общающейся молодежи в Кемерово, Сыктывкаре, Воронеже.
Наконец,
остановимся на группе “одухотворенных”
— людях, избегающих общепринятых в молодежной
среде форм социальных контактов (как
развлекательного, так и рекреационного
плана) , но зато имеющих в своей жизни
ярко выраженную доминанту религиозного
или — заметно реже — политического участия.
Если “гармоничная” молодежь во многом
похожа на “социально-активную” , то представители
“одухотворенных” избирают скорее “семейный”
тип общения (правда, в несколько специфичном
варианте — контакты в основном ограничены
единомышленниками, разделяющими их взгляды,
и ближайшими родственниками) . Семейное,
возрастное, а также материальное положение
в этих группах фактически идентичны,
однако наблюдаются существенные различия
в образовательно-
Дополнить
социально-демографические
Чем же заполнен досуг молодежи? Помимо общераспространенных встреч с друзьями (61,5%) , пальму первенства безусловно держит телевидение (55,4%) , ставшее доминирующей формой проведения свободного времени практически для всего населения России. Молодежный рейтинг телевизионных программ представлен в таблице 23.
Добавим, что наименьшая доля тех, кто любит проводить свободное время у телевизора, в группе “одухотворенных” , а наибольшая — в группе “гармоничных” .
Не менее интересными выглядят и читательские предпочтения различных групп молодежи (см. табл. 24) . Чтение является третьей по популярности формой времяпровождения (45,6%) . Заметим, что девять из десяти респондентов все-таки что-то читают, что отрадно само по себе в век телевидения и компьютеров. Более того, социально-активный, одухотворенный и гармоничный типы коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет перед телевидением, оттесняя его на второй план.
В представленной таблице очень наглядно проступает влияние типа социальной жизни на интеллектуальные запросы молодого человека. Заметим однако, что выделенные читательские предпочтения вовсе не означают, что не попавшие в какой-либо “список” группы молодежи не читают тот или иной вид литературы совсем. В данном случае важна сама тенденция, проступающая в общей сумме выборов, где позиции одних групп существенно отличаются от позиций других.
Специфика
молодежи, по-разному
заполняющей свой
досуг, прослеживается
и на более глубоком,
мировоззренчески-ценностном
уровне. Судя по основным
ожиданиям, жизненным
целям и планам,
идеалам и приоритетам,
следует вести
речь не просто о
молодежи как однородной
демографической группе,
а о принципиально различных
типах современной российской
молодежи внутри одного
поколения.
Таблица 23
Интерес к телевизионным программам в различных группах молодёжи, в %
|
Таблица 24
Читательские предпочтения различных групп молодёжи, в %
|