Молодежь России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?” Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью) , включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.) Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования и прежде всего необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений “детей” и “отцов” не только возрастных, но и социальных (институциональных) условий и факторов, действующих в современном российском обществе. По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда (начиная со студентов вузов)

Содержание

Введение
I. Молодежь о своем материальном положении
2. Работа в жизни молодых россиян
3. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи
4. О политической самоидентификации молодого поколения
5. Российская молодежь о политических лидерах страны и своей готовности к социальному протесту
6. О национально-этнических установках молодых россиян
7. Религиозность российской молодежи
8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов Основные выводы

Работа содержит 1 файл

Молодежь новой России.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

      Отдельно  хотелось бы остановиться на религиозном и политическом участии молодежи. В целом, такой тип социальных связей охватывает 8,5% молодых людей. Однако, как уже отмечалось, только половина этой группы в действительности регулярно посещает церковь или религиозные собрания, а уж о политических “тусовках” и говорить не приходится: участие в них молодёжи — практически единичные случаи. Общественная деятельность больше накладывает отпечаток на предпочтения молодежи в выборе друзей, замену принятого в молодежной среде круга общения на единомышленников, возрастание роли наставников и духовных учителей в качестве идеала и человека, которому можно доверить самое сокровенное и т.п., чем формирует особый образ жизни. Среди “одухотворенных” и “гармоничных” скрыта немалая доля приверженцев нетрадиционных эзотерических культов, которые постепенно набирают популярность в молодежной среде. Вообще, в трактовке политического и религиозного облика современной молодежи следует придерживаться известной доли осторожности, ни в коем случае не переоценивая значимость этих сторон её жизни. Религиозное или политическое участие пока в основном концентрируется вне сферы основных повседневных интересов молодого россиянина.

      Чем же социальная жизнь людей одного типа отличается от социальной жизни  других, и какие факторы в конце концов определяют само попадание молодого человека в тот или иной тип?

      Начнем  с первых двух групп молодежи, ориентированных  либо на семью, либо на друзей. В массе  своей “семьянин” — это молодой  человек, состоящий в браке (до 70% группы) и имеющий детей (61,0%) , который чаще проживает отдельно от родителей с собственной семьей (60,5% при 31,7% в среднем по массиву) . “Общительный” состоит в браке и имеет собственных детей реже (фактически в два раза) и проживает, как правило, совместно с родителями. Тем не менее, больше всего женатых и замужних именно среди тех, кто ограничился семейно-дружеским кругом общения.

      Среди погруженных в среду “семья-друзья”  доминируют представители более  старших молодежных возрастов (24-26 лет) , которые в основном имеют законченное среднеспециальное или высшее образование. В социально-профессиональном плане в этих группах заметно больше рабочих, военнослужащих и работников сферы услуг при явном меньшинстве студенчества и гуманитарной интеллигенции.

      Значительная  часть “семейных” заявила о том, что материально обеспечена плохо (39,9% при 29,8% в среднем по массиву) . “Общительных” собственное материальное положение скорее удовлетворяет (сказывается меньшая семейная нагрузка и отсутствие детей) . Однако доля хорошо обеспеченных была минимальной именно в этих двух группах, выключенных из активного социального участия. Много молодежи, замкнутой в устоявшемся круге родственно-дружеских связей, выявилось в Москве, а также в Кемерово, Воронеже, Казани, Владивостоке. Проблема мегаполиса, когда одиночество или, напротив, переизбыток общения вынуждают молодежь ограничиваться только межличностными контактами, проявила себя в полной мере — доля ведущих “семейный” образ жизни в столице в два раза опережает среднероссийские показатели.

      Таким образом, одним из главных факторов, ограничивающих спектр социальной жизни современной молодежи общением преимущественно с родственниками или друзьями, а также “домашними” формами досуга, является наличие семьи и детей.

      По  сравнению с теми, кто ориентирован только на семью или друзей, молодежь, избирающая более динамичные типы социальной жизни, несколько иная. До 74% её представителей не состоят в браке, и только пятая часть имеет детей. Возраст молодежи практически не влияет на интенсивность социальной коммуникации. “Развлекающийся” молодой человек может иметь любое образование, в то время как для “социально-активного” характерен более высокий образовательный уровень. Как правило, представители этих типов проживают с родителями, а иногда отдельно, но без семьи, что сильно отличает их от типа “семейной” и “общительной” молодёжи.

      Среди “развлекающихся” заметно выделяются жители села (16,3% при 9,2% в среднем  по массиву) , а среди “социально-активных”  — гуманитарная интеллигенция (17,0% при 11,8% в среднем по массиву) . Развлекательный досуг реже всего прельщает молодых военных, а “социально-активный” тип мало распространен среди рабочих и сельской молодёжи. Наиболее явно в этих двух группах представлено студенчество.

      Представители “социально-активного” и “развлекающегося” типов больше склонны к оценке своего материального положения со знаком плюс, что безусловно, влияет на активность социальной жизни, по крайней мере на доступность тех или иных форм общения и досуга. Направляющими факторами в выборе развлекательного или развивающего типа времяпровождения в немалой степени становятся род занятий и уровень материального благосостояния молодежи.

      В региональном плане наибольшее распространение  подобные типы общения получили в  Санкт-Петербурге (причем в развивающей его разновидности — 47,2% при 24,8% в среднем по массиву) . Это лишний раз подтверждает репутацию города как культурной столицы России. Отличилась и южная Россия (правда, уже с явным уклоном в развлекательность) . Популярность молодёжного досуга в виде “танцев и дискотек” , присущего, по данным исследования, жителям сельской местности, подтверждает Ставропольский регион, имеющий тесные связи с сельской культурой.

      Активный  образ жизни, содержательный досуг, широкий круг общения, наличие развивающих  и рекреационных затрат в случае дополненности общественной компонентой (понимаемой нами как религиозное или политическое участие) дает наиболее полноценный тип социальной жизни — “гармоничный” . Социально-демографический портрет “гармоничного” молодого человека максимально приближен к “социально-активному” типу, однако именно “гармоничные” реже всего состоят в браке; чаще это молодые мужчины, чем женщины, и — что, наверное, наиболее важно — здесь шире всего представлены предприниматели. Позиции этой группы (хотя и сравнительно малочисленной) по многим проблемам окружающей действительности достаточно специфичны и нередко отличны от мнений остальных. Менее всего выявилось “гармонично” общающейся молодежи в Кемерово, Сыктывкаре, Воронеже.

      Наконец, остановимся на группе “одухотворенных” — людях, избегающих общепринятых в молодежной среде форм социальных контактов (как развлекательного, так и рекреационного плана) , но зато имеющих в своей жизни ярко выраженную доминанту религиозного или — заметно реже — политического участия. Если “гармоничная” молодежь во многом похожа на “социально-активную” , то представители “одухотворенных” избирают скорее “семейный” тип общения (правда, в несколько специфичном варианте — контакты в основном ограничены единомышленниками, разделяющими их взгляды, и ближайшими родственниками) . Семейное, возрастное, а также материальное положение в этих группах фактически идентичны, однако наблюдаются существенные различия в образовательно-профессиональных характеристиках. “Одухотворенные” в большинстве имеют среднее образование, а доля высокообразованной молодежи здесь минимальная по массиву. Заметно преобладание служащих и технического персонала (хотя изоляцию от социума в принципе могут избирать представители любых профессиональных групп, включая студенчество) . В России в целом этот тип социальной жизни распространен не очень широко. Минимальное количество его представителей оказалось в Санкт-Петербурге.

      Дополнить социально-демографические портреты различных групп молодёжи целесообразно  хотя бы краткой содержательной характеристикой досуга, запросов и ожиданий молодого поколения России, что прояснит контуры каждой из описанных групп.

      Чем же заполнен досуг молодежи? Помимо общераспространенных встреч с друзьями (61,5%) , пальму первенства безусловно держит телевидение (55,4%) , ставшее доминирующей формой проведения свободного времени практически для всего населения России. Молодежный рейтинг телевизионных программ представлен в таблице 23.

      Добавим, что наименьшая доля тех, кто любит  проводить свободное время у телевизора, в группе “одухотворенных” , а наибольшая — в группе “гармоничных” .

      Не  менее интересными выглядят и  читательские предпочтения различных  групп молодежи (см. табл. 24) . Чтение является третьей по популярности формой времяпровождения (45,6%) . Заметим, что девять из десяти респондентов все-таки что-то читают, что отрадно само по себе в век телевидения и компьютеров. Более того, социально-активный, одухотворенный и гармоничный типы коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет перед телевидением, оттесняя его на второй план.

      В представленной таблице очень наглядно проступает влияние типа социальной жизни на интеллектуальные запросы  молодого человека. Заметим однако, что выделенные читательские предпочтения вовсе не означают, что не попавшие в какой-либо “список” группы молодежи не читают тот или иной вид литературы совсем. В данном случае важна сама тенденция, проступающая в общей сумме выборов, где позиции одних групп существенно отличаются от позиций других.

      Специфика молодежи, по-разному  заполняющей свой досуг, прослеживается и на более глубоком, мировоззренчески-ценностном уровне. Судя по основным ожиданиям, жизненным  целям и планам, идеалам и приоритетам, следует вести  речь не просто о  молодежи как однородной демографической группе, а о принципиально различных типах современной российской молодежи внутри одного поколения.   

      Таблица 23

      Интерес к телевизионным  программам в различных  группах молодёжи, в %

      ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ       Смотрят часто       Никогда не смотрят       Кто предпочитает при  просмотре
      1. Зарубежные художественные фильмы       52,7       3,1       развлекающиеся  общительные
      2. Музыкально-развлекательные программы       49,5       6,7       развлекающиеся
      3. Отечественные художественные фильмы       45,6       4,7       все типы
      4. Информационные программы       29,5       8,2       гармоничные социально-активные семейные
      5. Спортивные программы       26,5       28,1       социально-активные семейные развлекающиеся
      6. Программы о путешествиях       23,6       12,2       все типы, но реже замкнутые на личностном общении
      7. Игровые программы       18,4       25,0       развлекающиеся семейные
      8. Мультфильмы       17,9       25,1       те, кто имеет детей
      9. Аналитические программы       13,8       33,5       гармоничные социально-активные
      10. Эротические программы       13,7       18,8       развлекающиеся  общительные семейные
      11. Исторические программы       12,0       25,3       гармоничные социально активные
      12. Научно популярные программы       11,6       22,6       одухотворенные  гармоничные
      13. Программы о культуре и искусстве       8,7       30,3       гармоничные социально активные одухотворенные

      Таблица 24

      Читательские  предпочтения различных  групп молодёжи, в %

      ВИД ЛИТЕРАТУРЫ       Читают       Кто предпочитает при  чтении
      1. Детективы       48,4       все группы, но меньше те, кто увлекается религией или политикой 
      2. Научная фантастика       30,1       все группы, но больше социально-активные, общительные, гармоничные 
      3. Любовные романы       28,1       развлекающиеся одухотворенные
      4. Проза русских и советских  писателей       23,0       социально активные гармоничные 
      5. Книги о жизни известных людей       22,9       гармоничные социально-активные
      6. Проза зарубежных писателей       15,9       социально активные гармоничные 
      7. Научно-популярная литература       13,0       гармоничные социально-активные одухотворенные
      8. Русская и советская поэзия       12,6       гармоничные социально активные
      9. Эротические произведения       9,3       развлекающиеся 
      10. Другой вид литературы       8,5       гармоничные одухотворенные
      11. Политические мемуары       8,0       гармоничные
      12. Зарубежная поэзия       4,4       гармоничные
      13. Книги читать не любят       9,4       семейные  общительные развлекающиеся

Информация о работе Молодежь России