Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, реферат
Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?” Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью) , включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.) Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования и прежде всего необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений “детей” и “отцов” не только возрастных, но и социальных (институциональных) условий и факторов, действующих в современном российском обществе. По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда (начиная со студентов вузов)
Введение
I. Молодежь о своем материальном положении
2. Работа в жизни молодых россиян
3. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи
4. О политической самоидентификации молодого поколения
5. Российская молодежь о политических лидерах страны и своей готовности к социальному протесту
6. О национально-этнических установках молодых россиян
7. Религиозность российской молодежи
8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов Основные выводы
Так, каждый четвертый “семьянин” считает, что вряд ли ему удастся получить хорошее образование (доля тех, в чьих жизненных планах это не значилось, в два раза опережала показатели остальных типов) . В то же время, здесь гораздо выше была установка собственно на семью. Напротив, только один из десяти “социально-активных” молодых людей отказывал себе в возможности иметь хорошее образование; меньше сомнений вызывало и то, что в будущем удастся получить престижную работу (не уверены в этом были только 4,9% представителей данной группы в отличие от трети “семейных” или четверти “общительных” ) . В жизненных планах “развлекающихся” явственно звучал мотив “стать богатым” , в то время как свыше трети “гармоничных” не прочь были прославиться (4,9% в среднем по массиву) . Мотив одиночества и неуверенности в себе прослеживался в группе “одухотворенных” . По сравнению с остальной молодежью, они чаще сомневались, что им удастся создать счастливую семью, побывать в разных странах мира; многие из этой группы не ставили перед собой цель иметь престижную работу, разбогатеть (таких устремлений среди “одухотворенных” было меньше всего) .
В целом, полнота социальной жизни зачастую увязывалась с ориентацией на активно-достиженческие установки в работе: карьера — 20,0% “гармоничных” (11,2% по массиву) ; профессиональный рост — 41,3% “гармоничных” и 33,7% “социально-активных” (24% по массиву) ; инициативность — 30,0% “гармоничных” и 23,1% “социально-активных” (16,8% по массиву) . Молодежь же, ведущая более скромную социальную жизнь, в основном ориентировалась на заработок и комфортность в работе. “Развлекающиеся” желали ещё и того, чтобы работа была престижной и оставляла им больше свободного времени.
Под
престижностью профессии
Ценностные предпочтения “социально-активного” молодого человека оказались очень близки к стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества. В совокупности с остальными жизненными установками, целями и планами они составляют костяк образа жизни представителя формирующегося среднего класса России.
В отличие от большинства остальных, “социально-активная” часть молодого поколения 90-х гораздо определеннее ориентирована на постиндустриальные ценности: интересную работу, свободу, яркую индивидуальность. Именно молодежь, живущая богатой социальной жизнью, чаще считает, что следует иметь только те доходы, которые заработаны честным путем, не переступать моральные нормы, а преуспев, проявлять гуманность, помогая тем, кто менее удачлив. Все это явно в традиции скорее западного, чем нынешнего российского менталитета.
В
отличие от данного типа молодежи,
которая в действительности живет
не только сегодняшним, но и завтрашним
днем (и активно готовит себя к
нему) , замкнутые в круге
В
заключении можно
сказать, что формирующиеся
уже сегодня стили
общения, мировосприятия,
ценностных приоритетов
и образа жизни становятся
серьезной основой для
тенденций развития
социальной структуры
российского общества
и действия факторов,
предопределяющих стратификационные
процессы. “Потенциальный”
средний класс ближайшего
будущего страны может
составить до трети
нынешнего молодого
поколения.
ОСНОВНЫЕ выводы
1.
Как показало проведенное
Отличительные особенности молодежи касаются в основном её качеств как работников, тесно связанного с этим материального положения молодежи, её морального облика и особенностей поведения, а также роли политики в её жизни. Молодежь выгодно отличается от старшего поколения уровнем квалификации, наличием тех знаний и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда, характером трудовых мотиваций, а также готовностью учитывать требования рынка, включая переквалификацию, если это необходимо. Частным случаем этой готовности выступает активность, с которой молодежь приобретает новые знания.
2.
Материальное благосостояние
Различия
между благополучной и
В целом относительно благоприятное положение молодежи (в сравнении со старшим поколением) не означает, что она всем довольна и у неё нет никаких проблем. Больше всего молодежь боится сегодня остаться без средств к существованию. Страшится она и разгула преступности, потери работы и невозможности найти её после окончания учебных заведений. Боится остаться без друзей, а также возможных попыток властей ограничить свободу её действий.
3.
В своих стремлениях,
При
всей близости базовых ценностей
молодежи и старшего поколения ряд
“инструментальных” ценностей, отвечающих
не столько на вопрос “что в жизни
важнее” , сколько на вопрос “в каких
условиях и как реализовать эти жизненные
цели” , демонстрируют основное направление
изменений ценностных систем поколения,
выросшего в условиях рыночных реформ.
Главное в реальном ценностном сдвиге
— слом коллективистско-
4.
В группе ценностей морального
плана, при достаточно большой
преемственности, наблюдаются
Распределение различных форм девиации по группам молодежи неравномерно. Наименее распространены они среди женщин из гуманитарной интеллигенции, а шире всего — среди той относительно небольшой части молодежи, которая происходит из “низших” слоев общества и не смогла получить даже среднего образования. Каждая из форм отклоняющего поведения имеет свои особенности распространения и свои “группы риска” . При этом многие из форм бытовой девиации концентрируются в среде сельской молодежи.
5.
Реальную основу и содержание
жизни современной молодежи
6. В трактовке политического облика современной молодежи следует придерживаться известной доли осторожности. Политическое участие главным образом концентрируется вне сферы основных повседневных интересов молодого россиянина. В то же время аполитичность молодежи носит не столь тотальный характер, как это может показаться на первый взгляд. Больше половины молодых россиян хотя и эпизодически, но все же следят за происходящими в стране событиями. Кроме того, по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта, интерес молодежи к политике растет. Формированию мнения о политике как о сфере чуждой и далекой от интересов молодежи в немалой степени способствуют ее представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится во власти. Картина конкретных политических установок и ориентаций молодежи весьма пестрая, но при всех издержках современной жизни и убеждении, что реформы проводятся отнюдь не в её интересах, молодежь все-таки не склонна к полному отрицанию сегодняшней российской действительности, в равной степени как и тех событий, которые отделяют “старое” время от “нынешнего” . При этом относительно благополучная молодежь тяготеет к либерально-рыночным ценностям, менее благополучная — к национал-патриотическим, неблагополучная — к социалистическим.
7.
Менее ярко выражены, по сравнению
с более старшими возрастными
группами, предпочтения молодежи
в отношении основных идейно-
8. В целом, в молодежной среде господствует плюралистическое и толерантное отношение не только к различным стандартам поведения, но и к разным типам идеологий, включая религиозные взгляды. Экстремизм, нетерпимость, агрессивность, являющиеся питательной основой фашистской идеологии, у подавляющей части российской молодежи отсутствуют. Несмотря на наличие отдельных “очагов” , где имеются сторонники фашистской идеологии среди молодежи, сколь-либо серьезной социальной базы в России у этого явления в настоящее время нет, и вряд ли она появится в ближайшем будущем.