Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:10, контрольная работа
Работа содержит тесты с правильными ответами по предмету "Журналистика".
мнение - это отношение людей к событиям.
Термин «мнение» по своему происхождению не является социологическим, он заимствован из философии. Возможно, именно поэтому социология восприняла философское учение о двойственной природе мнения. Суть его в том, что мнение одновременно выражает верования, предрассудки, предрасположенности, интерес того человека, который его высказывает, и по-своему отражает предмет мнения. Поэтому в социологии мнение понимают, во-первых, как оценочное суждение о проблемах (событиях, явлениях) действительности; во-вторых, мнение есть отношение людей к объектам, явлениям и событиям действительности. Стало быть, оба из предложенных суждений являются верными.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики», стр. 41/.
Задание 1.12
Какие особенности общественного мнения выделяются в социологии?
Первая особенность. Общественное мнение есть полный набор возможных альтернатив, кем бы они ни выдвигались, и выбор тех из них, против которых никто не выступает.
Вторая особенность. Не может быть общественного мнения о том, что общеизвестно, как дважды два – четыре, как общепринятые правила и нормы поведения людей (10 библейских заповедей), или общечеловеческие ценности.
Третья особенность. Общественное мнение не есть научное знание. Как писал Гегель, «науки же, если они действительно представляют науки, вообще не находятся на почве мнения и субъективных воззрений и не попадают под категорию того, что составляет общественное мнение».
Четвертая особенность. Предметом общественного мнения не могут быть нравственные проблемы, вопросы религиозной веры, вообще все, что задевает чувства и достоинство той или иной категории населения.
Пятая особенность. В предмет общественного мнения не входят события и ситуации, которые не касаются всех и каждого, не влияют на жизнеспособность общества.
Шестая особенность. Общественное мнение не затрагивает вопросы, имеющие однозначное решение.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.13
Кто ввел в научный оборот понятие “аудитория”: 1)Гераклит; 2) Демокрит; 3) Гомер; 4) Аристотель; 5) Платон; 6) Сократ; 7) Вебер; 8) Маркс.
Понятие «аудитория» в широком смысле слова ввел в научный оборот Аристотель в сочинении «Риторика», а затем использовал этот термин в последующих трудах «Поэтике», «Аналитике», «Категориях» и «Политике». Он считал это понятие политическим и социальным. Аристотель разработал классификацию аудитории с точки зрения последней заражаться пафосом речи.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики», стр. 53/.
Задание 1.14
Кто такой Дж. Гэллап и какое он имеет отношение к СЖ?
Становление методов и процедур исследования аудитории СМИ в социологии журналистики связано с именем, научной и практической деятельностью американского социолога Дж.Гэллапа – основоположника эмпирических социологических исследований аудитории СМИ.
В XX веке эмпирические методы социологии стали существенным элементом познания общественных отношений. Произошло это потому, что усилиями Дж. Гэллапа социологический инструментарий возведен в ранг объекта научного изучения.
В 1935 г. Гэллап совместно с Гарольдом Андерсеном основал в Принстоне
Американский институт общественного мнения. В 1939 г. Гэллап открыл Институт изучения аудитории. В мае 1947 г. была образована международная исследовательская структура Gallup International, Гэллап стал ее первым президентом.
Гэллап ввел в научный оборот так называемую «систему структурных схем» двух видов. В докторской диссертации «Об объективном методе определения читательского интереса к содержанию газет», Гэллап представил процедуры изучения аудитории.
Начав проведение регулярных опросов аудитории СМИ и наладив систему
распространения получаемых результатов через СМИ, Гэллап фактически впервые в мире обратил внимание больших групп населения, журналистов, политиков на существование проблемы качества и объективности необходимой обществу массовой информации.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.15
Исследование “читательского профиля” в СЖ это:
1) сравнение
отношения читателей и
2) изучение
мотивации аудитории в
3) измерения демографических характеристик аудитории;
4) изучение
предпочтений аудитории в
Исследование
«читательского профиля» - это изучение
и измерение демографических характеристик
аудитории конкретного печатного СМИ.
В «профиль» входят не любая информация
об аудитории, а только та, которая необходима
для выработки экономически оправданного
редакционного курса данного издания,
выбора стиля и направленности материалов,
определения содержания рекламного сопровождения
издания. Поэтому традиционные методы
изучения «профиля» через массовые прессовые
и почтовые опросы в западной социологии
стали дополняться психологическим тестированием
аудитории и определением сущностных
характеристик образа жизни. /Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики», стр. 59/.
Задание 1.16
Какое из перечисленных технических средств используется для изучения
телеаудиторий:
1) тамметр; 2) аудиметр; 3) датчик телезрителя; 4) пипл-метр; 5) телеком.
Созданная при Би-би-си Служба измерения телеаудитории (ТАМ) использует так называемый метод таммирования. Он заключается в том, что в телевизор респондента монтируется счетчик (таммер), который регистрирует каждое включение и выключение.
До недавнего времени основным инструментом сбора информации службы Nielsen Television Indeх был аудиметр, который представляет собой электронное приспособление, присоединенное к телевизору в тестируемых семьях. С осени 1988 г. Служба перешла на использование «датчиков телезрителей», которые в отличие от аудиметра фиксируют, кто из членов семьи смотрит программу, на каком канале и сколько.
В России национальную аудиторию изучает только служба «Гэллап Медиа», она замеряет телеаудиторию с помощью электронных датчиков – «пипл-метров», которые посекундно регистрируют просмотр и автоматически передают информацию на центральный компьютер.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.17
Назовите основные различия между следующими понятиями: «аудитория», «масса», «публика», «толпа», «малая группа».
Аудитория – это устойчивая совокупность индивидов, возникшая на основе общности их информационных интересов и потребностей (обусловленных их социальной принадлежностью), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.
Масса представляет собой аморфную совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации.
Публика – это формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте. Именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию.
Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания.
Малая группа – это относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты), что и приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.18
Перечислите типы аудитории СМИ.
*В широком смысле слова под аудиторией следует понимать совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех членов средства массовой информации при минимальном или даже отсутствующем непосредственном взаимодействии их друг с другом. В узком смысле слова, аудитория СМИ – устойчивая совокупность индивидов, возникшая на основе общности их информационных интересов и потребностей (обусловленных их социальной принадлежностью), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.
В социологии журналистики выделяют несколько типов аудитории СМИ: потенциальная (все взрослое население и дети от 5 лет), реальная (часть потенциальной аудитории, которая вступает в контакт со СМИ: читает, смотрит, слушает), не-аудитория (разность между величиной потенциальной аудитории и реальной), регулярная (характеризуется постоянным взаимодействием со СМИ на протяжении определенного, достаточно длительного отрезка времени), нерегулярная (часть аудитории, которая вступает в контакт со СМИ время от времени), целевая (часть потенциальной аудитории, на которую по каким-то социально-демографическим признакам рассчитан источник или канал информации), нецелевая, массовая, элитарная (часть массовой аудитории, отличающаяся специфическими информационными интересами и потребностями) и институализированная (часть потенциальной аудитории, где потребителями массовой информации выступают государственные, политические и социальные институты).
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Письменный тест № 2
Задание 2.1
Контент-анализ СМИ это:
Контент-анализ – это количественно-качественная техника изучения содержания документов. С этой точки зрения методика контент-анализа (или по дословному переводу «анализа содержания») направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов, общностей и явлений, которые эти тексты представляют. Другими словами, контент-анализ позволяет по содержанию ряда материалов судить о том, что стоит за этим содержанием.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 2.2
Какой тип выборки должен использоваться в контент-аналитических исследованиях СМИ:
-типологическая;
-районированная;
-стратифицированная;
-многоступенчатая;
-послойная;
-случайная;
-квотная;
-вероятная?
В контент-аналитических исследованиях СМИ используется типологическая выборка. Использование ее в исследовании говорит о том, что наблюдаемое нами в обществе явление есть и имеет какие-то характеристики (естественно, не исчерпывающие). При этом полученные выводы по ряду случаев непреложны (нерепрезентативны) ко всякому явлению в целом. Вместе с тем, репрезентативная, случайная выборка в контент-аналитических исследованиях также имеет свою специфику.
Одно из правил контент-аналитического исследования состоит в том, что для отбора единиц не могут использоваться так называемые квотные выборки (включая все их разновидности: районированные, стратифицированные, многоступенчатые, послойные и т.п.).