Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:10, контрольная работа
Работа содержит тесты с правильными ответами по предмету "Журналистика".
Письменный
тест №1
Задание 1.1
Выберите правильный ответ.
Журналистика - это: 1) социальный институт; 2) социальный процесс; 3)
социальная общность; 4) социальный факт; 5) социальное явление; 6) совокупность методов и приемов изучения общества.
Журналистика
- это: 1) субъект политического процесса;
2) функция политической системы; 3) элемент
политической системы; 4) «четвертая власть»;
5) инструмент политики.
Журналистика
– это социальный институт. Как социальному
институту журналистике присущи следующие
качества и характеристики. Во-первых,
в настоящее время происходит нарастание
кризисных явлений в журналистике, и особенно
в ее отношениях с социальной средой (резкое
падение тиражей, высокие темпы сокращения
массово-информационного производства).
Во-вторых, общество начинает осознавать,
что общечеловеческой ценностью является
не свобода журналистики, а свобода массовой
информации, которой должны обладать все
члены общества. В-третьих, сегодня журналистика
претендует на роль ведущего социального
института, который вправе контролировать
и направлять потоки информации. В-четвертых,
в журналистике сейчас доминирует порядок,
давно утвердившийся в мировой практике,
где выстроена жесткая зависимость по
линии: собственник—издание—
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.2
Какое из этих суждений отражает предмет социологии, а какое предмет
журналистики?
Предмет социологии отражает следующее суждение: «Изучает законы, тенденции, параметры, характеристики происходящих в обществе событий и процессов», предмет журналистики - «Изучает проявление социальных законов, тенденций в повседневной социальной практике».
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.3
Дайте
определение журналистики с точки
зрения социологии журналистики (СЖ).
Журналистика с точки зрения социологии журналистики является социальным институтом.
Журналистика как социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.4
К какой
группе специальных социологических
теорий относится социология журналистики?
Социология журналистики относится к теориям среднего уровня, которые призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.
Все теории среднего уровня условно подразделяются на 3 группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения); специальные социологические теории социальных общностей; теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.5
Пресса – совокупность технических средств изготовления и распространения информации, а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности.
Печать – печатные СМИ, газеты, журналы.
СМИ – совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные, электронные и компьютерные мультимедиа.
Журналистика – социальный институт общества.
Пропаганда – деятельность по массовому распространению взглядов определенной социальной группы, общности.
Коммуникация – передача информации (процесс) от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов.
Средствами массовой коммуникации -- кино, радио, телевидение, пресса.
Мультимедиа - взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще анимации и видео.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.6
Более широким по объему из пары понятий «СМИ - средства массовой коммуникации» является второе. Если в журналистике речь идет о производстве, хранении, переработке и передаче информации, то в массовой коммуникации – о распространении систематической информации. С учетом этого также не тождественны понятия массовая коммуникация и массовая информация, т.к. первая – это процесс распространения второй, а информация – это не процесс, а сообщение о чем-либо, либо сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. И, наконец, понятие средства массовой коммуникации гораздо более широкое по объему, чем понятие средства массовой информации.
Более широким по объему из пары понятий «социология журналистики» - социожурналистика» является социожурналистика (уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственностью за последствия своей деятельности).
Более широким по объему из пары понятий «социология журналистики - социология публицистики» является первое, поскольку «социология публицистики» является не более чем новым словообразованием, не несущим научной нагрузки, и потом понятие «социология публицистики» вовсе не может рассматриваться как тождественное понятию «социология журналистики».
Более широким по объему из пары понятий «социология печати--социология прессы» является термин «социология печати». Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой под термином «пресса» подразумевает: массовую периодическую печать; журналистов, представителей СМИ, периодической печати; отклики на что-нибудь в печати, СМИ. В определении социологии СМИ слово «пресса» используется в узком семантическом плане. Термин же «печать» более широк и олицетворяет собой как совокупность печатаемых, обычно периодических изданий, так и процесс изготовления текста, рисунка и т.д. типографским способом, отрасль производства, занятую изготовлением типографским способом произведений, издательское и типографское дело, внешний вид напечатанного, определяемый особенностями букв, шрифта, характером изображения и способом печатания. Таким образом, даже при филологическом подходе термины «пресса» и «печать» не рассматриваются как синонимы, как тождественные. Это означает недопустимость отождествления построенных на их основе словосочетаний – социалогия прессы, социология печати. Наконец, термин «социология печати» является само по себе архаичным на фоне быстрого расширения понятия «СМИ», которое включает сегодня Интернет, компьютерные мультимедиа, модемы и телеприставки.
Более
широким по объему из пары понятий «социология
журналистики - социология СМИ» является
«социология журналистики». Контрпродуктивным
оказалось отождествление и этих двух
терминов. Прежде всего, потому, что понятие
«СМИ» имеют четко очерченные не столько
научные, сколько социально-правовые границы.
В статье 1 Закона РБ «О печати и других
средствах массовой информации» читаем:
«Под средством массовой информации имеются
в виду периодическое печатное издание,
телерадиоорганизация, радио -, телевидео-,
кинохроникальная программа, другая форма
(способ) периодического распространения
массовой информации». Таким образом,
за рамками этих определений оказываются:
журналистика как система знаний, сами
журналисты, журналистская практика, т.е.
все то, что входит в структуру журналистики
как объекта социологии журналистики.
Поэтому в литературе по этой теме произошла
подмена понятий. Социологию СМИ определили
как специальную отрасль социологии, изучающую
социальные факторы, механизмы и закономерности
возникновения, функционирования и развития
духовного общения через прессу, телевидение,
кино, радио. Однако журналистика и духовное
общение - понятия, не совпадающие ни по
содержанию, ни по объему. Не изменяют
ситуацию и ссылки на то, что СМИ обслуживают
специфическую форму духовного общения.
Более того, приведенное определение социологии
СМИ построено на его объяснении через
более широкое понятие по отношению СМИ
- понятие «пресса». /Е.И.Дмитриев, «Социология
журналистики», стр. 19-23/.
Задание 1.7
Дайте определение социологической журналистики и назовите ее основные
содержательные формы.
Социологическая
журналистика – специфическая форма
отражения социальной реальности, нацеленная
на оптимизацию социального
Существует три основные содержательные формы социологической журналистики. Она может быть представлена в виде социального предвидения, социального прогноза и социального проекта.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики», стр. 23-24/.
Задание 1.8
Дайте определение объекта и предмета СЖ.
Объект социологии журналистики есть журналистика, рассматриваемая как социальный институт гражданского общества. Это означает, что объект СЖ не является чем-то застывшим, он подвержен изменениям и развитию.
Предметом социологии журналистики является изучение законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития журналистики как организованной системы связей и социальных норм, как
социального института, удовлетворяющего социальную потребность общества в информации.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.9
Какие из нижеперечисленных функций являются основными, а какие производными для СЖ: идеологическая, мировоззренческая, просветительская, управленческая, прогностическая, профилактическая, коррегирующая, теоретико-познавательная, аксиологическая, праксеологическая.
Основными функциями СЖ как специальной социологической теории являются: теоретико-познавательная и управленческая. В качестве производных от этих двух функций могут рассматриваться: мировоззренческая, просветительская, прогностическая,
профилактическая, коррегирующая, аксиологическая и практическая.
При этом идеологический компонент в той или иной степени присущ всем функциям СЖ, но это не дает оснований выделять идеологическую функцию как самостоятельную.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.10
Перечислите фамилии известных вам западных социологов, которые занимались научными исследованиями в рамках СЖ.
Г.Лассуэлл (одна из наиболее известных его работ «Структура и функция в обществе»), У.Шрамм («Средства массовой коммуникации и национальное развитие»), Дж. Меррилл (работал над созданием «философии журналистской автономии»), Ю.Хабермас (разработал теорию коммуникационного действия), М.Вебер (сформулировал программу исследований прессы), Дж.Тренемен (один из создателей английской школы социологии журналистики и средств массовой коммуникации), Д.Макквейл и Дж.Бламлер (авторы работы «Телевидение в политике: его использование и влияние»), Дж.Халлоран (представитель так называемой критической школы в западных СЖ и СМК).
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 1.11
Какое из нижеперечисленных суждений является правильным:
<