Контрольная работа по "Журналистики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит тесты с правильными ответами по предмету "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

КСЖ1.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
 

Письменный  тест №1 

Задание 1.1

Выберите  правильный ответ.

Журналистика - это: 1) социальный институт; 2) социальный процесс; 3)

социальная  общность; 4) социальный факт; 5) социальное явление; 6) совокупность методов и  приемов изучения общества.

Журналистика - это: 1) субъект политического процесса; 2) функция политической системы; 3) элемент политической системы; 4) «четвертая власть»; 5) инструмент политики. 

Журналистика  – это социальный институт. Как социальному институту журналистике присущи следующие качества и характеристики. Во-первых, в настоящее время происходит нарастание кризисных явлений в журналистике, и особенно в ее отношениях с социальной средой (резкое падение тиражей, высокие темпы сокращения массово-информационного производства). Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является не свобода журналистики, а свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества. В-третьих, сегодня журналистика претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и направлять потоки информации. В-четвертых, в журналистике сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник—издание—общественное сознание и поведение. В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов. В-шестых, появилась точка зрения, что журналистике как социальному институту угрожает кризис-отмирание.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр.  3-6/. 

Задание 1.2

Какое из этих суждений отражает предмет  социологии, а какое предмет 

журналистики? 

Предмет социологии отражает следующее суждение: «Изучает законы, тенденции, параметры, характеристики происходящих в обществе событий и процессов», предмет журналистики - «Изучает проявление социальных законов, тенденций в повседневной социальной практике».

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр.  12-14/. 

Задание 1.3

Дайте определение журналистики с точки  зрения социологии журналистики (СЖ).  

Журналистика с точки зрения социологии журналистики является социальным институтом.

Журналистика  как социальный институт — это  своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной  мировоззренческой парадигме, системе  правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 8-9/. 

Задание 1.4

К какой  группе специальных социологических  теорий относится социология журналистики? 

Социология  журналистики относится к теориям среднего уровня, которые призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Все теории среднего уровня условно подразделяются на 3 группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения); специальные социологические теории социальных общностей; теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 9-10/. 

Задание 1.5

Пресса  – совокупность технических средств изготовления и распространения информации, а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности.

Печать  – печатные СМИ, газеты, журналы.

СМИ –  совокупность средств распространения  информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные, электронные и компьютерные мультимедиа.

Журналистика  – социальный институт общества.

Пропаганда  – деятельность по массовому распространению  взглядов определенной социальной группы, общности.

Коммуникация  – передача информации (процесс) от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов.

Средствами  массовой коммуникации -- кино, радио, телевидение, пресса.

Мультимедиа - взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще анимации и видео.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр.  13-14/. 

Задание 1.6

Более широким по объему из пары понятий «СМИ - средства массовой коммуникации» является второе. Если в журналистике речь идет о производстве, хранении, переработке и передаче информации, то в массовой коммуникации – о распространении систематической информации. С учетом этого также не тождественны понятия массовая коммуникация и массовая информация, т.к. первая – это процесс распространения второй, а информация – это не процесс, а сообщение о чем-либо, либо сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. И, наконец, понятие средства массовой коммуникации гораздо более широкое по объему, чем понятие средства массовой информации.

Более широким по объему из пары понятий «социология журналистики» - социожурналистика» является социожурналистика (уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственностью за последствия своей деятельности). 

Более широким по объему из пары понятий «социология журналистики - социология публицистики» является первое, поскольку «социология публицистики» является не более чем новым словообразованием, не несущим научной нагрузки, и потом понятие «социология публицистики» вовсе не может рассматриваться как тождественное понятию «социология журналистики».

Более широким по объему из пары понятий  «социология печати--социология прессы» является термин «социология печати». Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой под термином «пресса» подразумевает: массовую периодическую печать; журналистов, представителей СМИ, периодической печати; отклики на что-нибудь в печати, СМИ. В определении социологии СМИ слово «пресса» используется в узком семантическом плане. Термин же «печать» более широк и олицетворяет собой как совокупность печатаемых, обычно периодических изданий, так и процесс изготовления текста, рисунка и т.д. типографским способом, отрасль производства, занятую изготовлением типографским способом произведений, издательское и типографское дело, внешний вид напечатанного, определяемый особенностями букв, шрифта, характером изображения и способом печатания.  Таким образом, даже при филологическом подходе термины «пресса» и «печать» не рассматриваются как синонимы, как тождественные. Это означает недопустимость отождествления построенных на их основе словосочетаний – социалогия прессы, социология печати. Наконец, термин «социология печати» является само по себе архаичным на фоне быстрого расширения понятия «СМИ», которое включает сегодня Интернет, компьютерные мультимедиа, модемы и телеприставки.

Более широким по объему из пары понятий «социология журналистики - социология СМИ» является «социология журналистики». Контрпродуктивным оказалось отождествление и этих двух терминов. Прежде всего, потому, что понятие «СМИ» имеют четко очерченные не столько научные, сколько социально-правовые границы. В статье 1 Закона РБ «О печати и других средствах массовой информации» читаем: «Под средством массовой информации имеются в виду периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио -, телевидео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации». Таким образом, за рамками этих определений оказываются: журналистика как система знаний, сами журналисты, журналистская практика, т.е. все то, что входит в структуру журналистики как объекта социологии журналистики. Поэтому в литературе по этой теме произошла подмена понятий. Социологию СМИ определили как специальную отрасль социологии, изучающую социальные факторы, механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио. Однако журналистика и духовное общение - понятия, не совпадающие ни по содержанию, ни по объему. Не изменяют ситуацию и ссылки на то, что СМИ обслуживают специфическую форму духовного общения. Более того, приведенное определение социологии СМИ построено на его объяснении через более широкое понятие по отношению СМИ - понятие «пресса». /Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 19-23/. 

Задание 1.7

Дайте определение социологической  журналистики и назовите ее основные

содержательные  формы.

Социологическая журналистика – специфическая форма  отражения социальной реальности, нацеленная на оптимизацию социального управления на основе учета социальных факторов, ценностных ориентаций и установок, симпатий и антипатий конкретных индивидов и социальных групп.

Существует  три основные содержательные формы  социологической журналистики. Она  может быть представлена в виде социального  предвидения, социального прогноза и социального проекта.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 23-24/. 

Задание 1.8

Дайте определение объекта и предмета СЖ.

Объект  социологии журналистики есть журналистика, рассматриваемая как социальный институт гражданского общества. Это означает, что объект СЖ не является чем-то застывшим, он подвержен изменениям и развитию.

Предметом социологии журналистики является изучение законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития журналистики как организованной системы связей и социальных норм, как

социального института, удовлетворяющего социальную потребность общества в информации.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 25/. 

Задание 1.9

Какие из нижеперечисленных функций являются основными, а какие производными для СЖ: идеологическая, мировоззренческая, просветительская, управленческая, прогностическая, профилактическая, коррегирующая, теоретико-познавательная, аксиологическая, праксеологическая.

Основными  функциями СЖ как специальной социологической теории являются: теоретико-познавательная и управленческая. В качестве производных от этих двух функций могут рассматриваться: мировоззренческая, просветительская, прогностическая,

профилактическая, коррегирующая, аксиологическая и практическая.

При этом идеологический  компонент в той или иной степени  присущ всем функциям СЖ, но это не дает оснований выделять идеологическую функцию как самостоятельную.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 25-26/. 
 

Задание 1.10

Перечислите фамилии известных  вам западных социологов, которые занимались научными исследованиями в рамках СЖ.

Г.Лассуэлл (одна из наиболее известных его  работ «Структура и функция в  обществе»), У.Шрамм  («Средства массовой коммуникации и национальное развитие»), Дж. Меррилл (работал над созданием  «философии журналистской автономии»), Ю.Хабермас (разработал теорию коммуникационного действия), М.Вебер (сформулировал программу исследований прессы), Дж.Тренемен (один из создателей английской школы социологии журналистики и средств массовой коммуникации), Д.Макквейл и Дж.Бламлер (авторы работы «Телевидение в политике: его использование и влияние»), Дж.Халлоран (представитель так называемой критической школы в западных СЖ и СМК).

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 31-34/. 

Задание 1.11

Какое из нижеперечисленных суждений является правильным:

<

Информация о работе Контрольная работа по "Журналистики"