Контрольная работа по "Журналистики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит тесты с правильными ответами по предмету "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

КСЖ1.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 79-80/. 

Задание 2.3

Перечислите все значения следующих категорий  контент-анализа СМИ: позиция, язык, форма, аргументация, тип общения, жанр, оценка, адресант, модальность.

Существуют  унифицированные категории анализа  СМИ: модальность, оценка, адресант, жанр, тип общения, форма аргументации, позиция. При анализе белорусских  СМИ унифицированным понятием является еще и язык материала, при котором «язык» предполагает 2 позиции: русский и белорусский.

Категория «оценка» используется в общепринятом смысле слова и имеет 4 значения: положительная, отрицательная, взвешенная и нейтральная. Категория «модальности» также имеет 4 значения – необходимо, возможно, желательно и нейтрально. Категория «жанр» - это характеристика текста, отражающая социально-значимую позицию автора. «Адресант» - это субъект мнения, автор материала, которые могут быть представлены редакцией, агентством новостей, журналистом, политиком, читателем, экспертом. Категория «форма аргументации» показывает соотношение фактологических и эмоциональных средств аргументации. Категория «позиция» идентифицирует те интересы, которые представляет субъект мнения (автор или СМИ), ее переменные – национальная, профессиональная, гражданская и смешанная позиции. Категория «тип общения» определяет характер взаимодействия СМИ и аудитории, она может принимать значения: широкий демократический, узкий демократический, широкий авторитарный, узкий авторитарный тип общения. 

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 84-85/. 

Задание 2.4

Назовите  главную особенность компьютерного  контент-анализа СМИ и его основное ограничение.

Главной особенностью компьютерного контент-анализа СМИ является то, что исходным материалом для обработки являются не числовые данные, а текстовые документы. Одна из наиболее распространенных программ компьютерного контент-анализа – KWALITAN.

Основное  ограничение заключается в том, что при проведении анализа возникает необходимость сортировки исходных данных с помощью специальных фильтров. Программа KWALITAN предоставляет 5 фильтров для группировки внутри рабочего файла:

-по ключевым словам;

-по словам непосредственно из текста сегментов;

-по номеру документа;

-по номеру сегмента;

-по идентификационному коду сегмента.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 86-87/. 

Задание 2.5

Перечислите основные критерии выделения категории  «рейтинг» в социологии и социологии журналистики.

Рейтинг – это качественно-количественный индикатор, который прямо или  опосредованно выражает субъективную общественно-значимую оценку того или  иного события, факта, явления, личности, политического или экономического института, товара или услуг, полученную с использованием определенной научно-обоснованной и надежной методики в ходе массового или экспертного социологического опроса. Таким образом, рейтинг в социологии и социологии журналистики есть результат социологического измерения.

Различают два основных типа рейтинговых замеров: простой и сложный. Второй тип рейтинговых замеров – мягкие и жесткие.

Прежде  всего, выделяем методику рейтингового замера, которую условно назвали  «укол зонтиком». Суть ее в разовом  ответе на разовый вопрос.

Высокую степень достоверности информации дает возможность получить методика рейтингового замера, которую называют «из прошлого – в будущее». Характерным ее отличием является использование в одном инструментарии набора вопросов, отличающихся так называемой временной фазой.

В качестве самостоятельных также могут  иногда использоваться методики «рейтинг-балла» и «баланса сил». В первом случае, например, по 5-балльной шкале оценивается  деятельность главы правительства, губернатора и т.д. Затем по параметрам выводится средний балл, который, собственно, и является рейтингом. В другом, вначале проводится так называемый пороговый замер. Суть его в том, что из полученного списка политиков, названных опрошенными, исключаются все, кто не прошел порог, допустим, в 3 процента.

Кроме этого, существуют такие методики рейтинговых замеров, как «сито» (методика предусматривает формулировку блока вопросов на узнаваемость, авторитетность, электоральное или потребительское предпочтение, перспективность, дихотомическую оценку свойств или деятельности) и «весы» (один из исходных ее принципов заключается в том, что результат представляется не в процентах, а в пунктах или в виде индекса).

В отличие  от политической социологии, в том  числе электоральной социологии, под рейтингом в социологии журналистики подразумевается величина (объем) аудитории средства массовой информации.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 96-105/. 

Задание 2.6

Какой из нижеперечисленных уровней измерений  соответствует рейтинговым измерениям в СЖ:

-номинальный;

-порядковый;

-интервальный;

-пропорциональный.

В социологии применяются 4 уровня измерения: номинальный, порядковый, интервальный и пропорциональный. Большинство переменных в социологии имеет номинальный или порядковый характер, что обуславливает специфику инструментария, используемого для рейтинговых измерений. Опыт рейтинговых исследований позволяет утверждать, что им соответствуют номинальный и порядковый уровни измерения. При номинальном уровне каждая величина – это самостоятельная категория, которая является своеобразным обозначением переменной. Результаты измерений порядкового уровня – это размещение переменных величин в ранговом ряду (ранг в этом случае – класс, разряд), т.е. значению переменной определяется место в какой-то последовательности величин.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 96-97/. 

Задание 2.7

Приведите пример фиктивного рейтинга или фиктивного рейтингового измерения из белорусских  СМИ.

Объектом  вольных или невольных манипуляций  в белорусских СМИ достаточно часто становится динамика рейтингов ведущих политиков, потенциальных претендентов на пост президента, политических партий, государственных социальных институтов. В печатных СМИ нередко можно прочитать комментарий типа: «рейтинг политика А. (или партии В.) за последнее время повысился на 1%, а рейтинг политика Б. (или партии Д.) повысился за этот период на 2,5%. Но дело в том, что все социологические опросы имеют определенную погрешность. Так, социологический опрос общественного мнения, проводимый на основе репрезентативной выборки в 1500 респондентов, имеет допустимую ошибку (отклонение) – плюс-минус 4%. При такой погрешности реальный рейтинг политика или политической партии, получивших в ходе социологического опроса 5% голосов, может составлять от 1 до 9%. Иными словами, так называемое лидирующее положение женской партии «Надзея» в опросах, проведенных аксиометрической лабораторией «НОВАК» или НИСЭПИ, находится в пределах статистической погрешности по отношению к следующим за ней в рейтинговом списке партиям. Именно поэтому любой комментарий в СМИ по поводу повышения или понижения рейтинга политиков и партий на 1-2% является некорректным, т.к. эти изменения обычно вызваны погрешностью самого исследования, его выборки. Тем не менее, комментарии подобного типа в белорусских СМИ обычное дело. Вот, например, выдержка из интервью с директором Минского НИИСЭПП В. Бобковым в газете «Рэспублiка» (4 мая 2000 года):

-Растет ли у населения рейтинг частного бизнеса?

-Да, с 22,2 в прошлом году до 26,0% в этом…

-А каков рейтинг нашего президента?

-Высокий. Если в прошлом году составлял 33,7%, то ныне – 37,3%.

Приведенная цитата показывает также, что для  белорусских СМИ характерно не просто вольное использование термина  «рейтинг», а даже, скорее, анекдотичное.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 136-137/. 

Задание 2.8

Сформулируйте свой вариант блока вопросов, который  используется в методике рейтингового измерения «сито».

Методика  «сито» предусматривает формулировку блока вопросов на:

-узнаваемость;

-авторитетность;

-электоральное  или потребительское предпочтение;

-перспективность;

-дихотомическую оценку свойств или деятельности.

Вариант блока вопросов, касающихся газеты «Рэспублiка», с которой я сотрудничаю как внештатный корреспондент.

1. Вторая по узнаваемости газета в Республике Беларусь?

2. Авторитет,  какой газеты является самым  высоким в Республике Беларусь?

3. Какая целевая аудитория газеты «Рэспублiка»?

4. Какие перспективы у газеты «Рэспублiка» в 2011?

«Глухота» к изменению рейтинга, полученного  по методике «сита» (просеивания общественного мнения) грозит не только падением авторитета, но и прямым поражением, потерей статусной роли. 

Задание 2.9

Дайте определение интерактивной социологии в широком и узком смысле слова.

Обратное  влияние общественного мнения на методику оперативных социологических исследований приводит к возникновению технологии интерактивной социологии. В широком смысле слова интерактивную социологию можно рассматривать, как прикладное направление оперативных социологических исследований, основанных на взаимосвязи взаимодействия, восприятия и коммуникаций участников опроса, СМИ и общественного мнения. Интерактивной социологии присущи симметричность и непосредственность обратной связи, а также виртуальность полученных результатов.

Интерактивная социология рассматривает общественное мнение не только как состояние сознания, но, прежде всего, и главным образом, как особую социально-политическую силу, воздействующую на экономические, социальные, политические, морально-правовые отношения в обществе, управляющими ими или изменяющую их, направляющую и регулирующую поведение личности, групп, слоев и социальных институтов. Интерактивная социология нужна обществу настолько, насколько в последнем развита демократия.

В узком  смысле интерактивная социология –  это инструментарий разведывательных социологических исследований.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр. 111-114/. 

Задание 2.10

Интерактивные опросы в СМИ позволяют констатировать:

-есть определенное мнение;

-есть определенная тенденция;

-есть возможность для сравнения результатов;

-есть результат, характерный для объекта и предмета исследования в целом.

*Интерактивные опросы населения через СМИ в строгом смысле слова не являются репрезентативными эмпирическими социологическими исследованиями, а могут рассматриваться как специфическая методика и процедура зондажа общественного мнения, или в узком смысле – как инструментарий разведывательных социологических исследований.

Интерактивные опросы позволяют констатировать: есть мнение, либо предположить: есть тенденция, но они не дают оснований для сравнения и экстраполирования полученных результатов.

/Е.И.Дмитриев, «Социология журналистики», стр.  115-117/. 
 

Задание 2.11

В чем  заключается принципиальное отличие  интерактивного телевидения от Интернет-телевидения?

В основе всех технологий интерактивного телевидения  лежит трансляция оцифрованного  сжатого видеоизображения по высокоскоростной сети, поддерживающей двустороннюю передачу данных. Сегодня существует несколько основных технологий интерактивного телевидения:

-видео по требованию;

-почти видео по требованию;

-технология временного сдвига или персонализированное интерактивное телевидение;

Информация о работе Контрольная работа по "Журналистики"