Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:10, контрольная работа
Работа содержит тесты с правильными ответами по предмету "Журналистика".
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 2.3
Перечислите все значения следующих категорий контент-анализа СМИ: позиция, язык, форма, аргументация, тип общения, жанр, оценка, адресант, модальность.
Существуют
унифицированные категории
Категория «оценка» используется в общепринятом смысле слова и имеет 4 значения: положительная, отрицательная, взвешенная и нейтральная. Категория «модальности» также имеет 4 значения – необходимо, возможно, желательно и нейтрально. Категория «жанр» - это характеристика текста, отражающая социально-значимую позицию автора. «Адресант» - это субъект мнения, автор материала, которые могут быть представлены редакцией, агентством новостей, журналистом, политиком, читателем, экспертом. Категория «форма аргументации» показывает соотношение фактологических и эмоциональных средств аргументации. Категория «позиция» идентифицирует те интересы, которые представляет субъект мнения (автор или СМИ), ее переменные – национальная, профессиональная, гражданская и смешанная позиции. Категория «тип общения» определяет характер взаимодействия СМИ и аудитории, она может принимать значения: широкий демократический, узкий демократический, широкий авторитарный, узкий авторитарный тип общения.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 2.4
Назовите
главную особенность
Главной особенностью компьютерного контент-анализа СМИ является то, что исходным материалом для обработки являются не числовые данные, а текстовые документы. Одна из наиболее распространенных программ компьютерного контент-анализа – KWALITAN.
Основное ограничение заключается в том, что при проведении анализа возникает необходимость сортировки исходных данных с помощью специальных фильтров. Программа KWALITAN предоставляет 5 фильтров для группировки внутри рабочего файла:
-по ключевым словам;
-по словам непосредственно из текста сегментов;
-по номеру документа;
-по номеру сегмента;
-по идентификационному коду сегмента.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 2.5
Перечислите основные критерии выделения категории «рейтинг» в социологии и социологии журналистики.
Рейтинг
– это качественно-
Различают два основных типа рейтинговых замеров: простой и сложный. Второй тип рейтинговых замеров – мягкие и жесткие.
Прежде всего, выделяем методику рейтингового замера, которую условно назвали «укол зонтиком». Суть ее в разовом ответе на разовый вопрос.
Высокую степень достоверности информации дает возможность получить методика рейтингового замера, которую называют «из прошлого – в будущее». Характерным ее отличием является использование в одном инструментарии набора вопросов, отличающихся так называемой временной фазой.
В качестве самостоятельных также могут иногда использоваться методики «рейтинг-балла» и «баланса сил». В первом случае, например, по 5-балльной шкале оценивается деятельность главы правительства, губернатора и т.д. Затем по параметрам выводится средний балл, который, собственно, и является рейтингом. В другом, вначале проводится так называемый пороговый замер. Суть его в том, что из полученного списка политиков, названных опрошенными, исключаются все, кто не прошел порог, допустим, в 3 процента.
Кроме этого, существуют такие методики рейтинговых замеров, как «сито» (методика предусматривает формулировку блока вопросов на узнаваемость, авторитетность, электоральное или потребительское предпочтение, перспективность, дихотомическую оценку свойств или деятельности) и «весы» (один из исходных ее принципов заключается в том, что результат представляется не в процентах, а в пунктах или в виде индекса).
В отличие
от политической социологии, в том
числе электоральной
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 2.6
Какой
из нижеперечисленных уровней
-номинальный;
-порядковый;
-интервальный;
-пропорциональный.
В социологии применяются 4 уровня измерения: номинальный, порядковый, интервальный и пропорциональный. Большинство переменных в социологии имеет номинальный или порядковый характер, что обуславливает специфику инструментария, используемого для рейтинговых измерений. Опыт рейтинговых исследований позволяет утверждать, что им соответствуют номинальный и порядковый уровни измерения. При номинальном уровне каждая величина – это самостоятельная категория, которая является своеобразным обозначением переменной. Результаты измерений порядкового уровня – это размещение переменных величин в ранговом ряду (ранг в этом случае – класс, разряд), т.е. значению переменной определяется место в какой-то последовательности величин.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики», стр. 96-97/.
Задание 2.7
Приведите пример фиктивного рейтинга или фиктивного рейтингового измерения из белорусских СМИ.
Объектом
вольных или невольных
-Растет ли у населения рейтинг частного бизнеса?
-Да, с 22,2 в прошлом году до 26,0% в этом…
-А каков рейтинг нашего президента?
-Высокий. Если в прошлом году составлял 33,7%, то ныне – 37,3%.
Приведенная цитата показывает также, что для белорусских СМИ характерно не просто вольное использование термина «рейтинг», а даже, скорее, анекдотичное.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики», стр. 136-137/.
Задание 2.8
Сформулируйте свой вариант блока вопросов, который используется в методике рейтингового измерения «сито».
Методика «сито» предусматривает формулировку блока вопросов на:
-узнаваемость;
-авторитетность;
-электоральное или потребительское предпочтение;
-перспективность;
-дихотомическую оценку свойств или деятельности.
Вариант блока вопросов, касающихся газеты «Рэспублiка», с которой я сотрудничаю как внештатный корреспондент.
1. Вторая по узнаваемости газета в Республике Беларусь?
2. Авторитет, какой газеты является самым высоким в Республике Беларусь?
3. Какая целевая аудитория газеты «Рэспублiка»?
4. Какие перспективы у газеты «Рэспублiка» в 2011?
«Глухота»
к изменению рейтинга, полученного
по методике «сита» (просеивания общественного
мнения) грозит не только падением авторитета,
но и прямым поражением, потерей статусной
роли.
Задание 2.9
Дайте
определение интерактивной
Обратное влияние общественного мнения на методику оперативных социологических исследований приводит к возникновению технологии интерактивной социологии. В широком смысле слова интерактивную социологию можно рассматривать, как прикладное направление оперативных социологических исследований, основанных на взаимосвязи взаимодействия, восприятия и коммуникаций участников опроса, СМИ и общественного мнения. Интерактивной социологии присущи симметричность и непосредственность обратной связи, а также виртуальность полученных результатов.
Интерактивная социология рассматривает общественное мнение не только как состояние сознания, но, прежде всего, и главным образом, как особую социально-политическую силу, воздействующую на экономические, социальные, политические, морально-правовые отношения в обществе, управляющими ими или изменяющую их, направляющую и регулирующую поведение личности, групп, слоев и социальных институтов. Интерактивная социология нужна обществу настолько, насколько в последнем развита демократия.
В узком смысле интерактивная социология – это инструментарий разведывательных социологических исследований.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 2.10
Интерактивные
опросы в СМИ позволяют
-есть определенное мнение;
-есть определенная тенденция;
-есть возможность для сравнения результатов;
-есть результат, характерный для объекта и предмета исследования в целом.
*Интерактивные опросы населения через СМИ в строгом смысле слова не являются репрезентативными эмпирическими социологическими исследованиями, а могут рассматриваться как специфическая методика и процедура зондажа общественного мнения, или в узком смысле – как инструментарий разведывательных социологических исследований.
Интерактивные опросы позволяют констатировать: есть мнение, либо предположить: есть тенденция, но они не дают оснований для сравнения и экстраполирования полученных результатов.
/Е.И.Дмитриев,
«Социология журналистики»,
Задание 2.11
В чем заключается принципиальное отличие интерактивного телевидения от Интернет-телевидения?
В основе всех технологий интерактивного телевидения лежит трансляция оцифрованного сжатого видеоизображения по высокоскоростной сети, поддерживающей двустороннюю передачу данных. Сегодня существует несколько основных технологий интерактивного телевидения:
-видео по требованию;
-почти видео по требованию;
-технология временного сдвига или персонализированное интерактивное телевидение;