Контрольная работа по «Психология журналистики»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Краткое содержание книги В.Ф. Олешко Психология журналистики 3
Социально-психологический портрет Колесникова А. И.

Работа содержит 1 файл

Контра псих жур-ки.docx

— 61.21 Кб (Скачать)

Факультет   ФИДиЖ

Кафедра периодической печати 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Психология журналистики» 
 
 
 

Работу  выполнила

студентка 4 курса гр. ЗКЖ1

Богомолова (Масленникова) Е. С.

Проверила

Хохлогорская  Е. Л 
 
 
 
 
 

Москва

2011 

Содержание 

Краткое содержание книги В.Ф. Олешко Психология журналистики 3

Социально-психологический портрет Колесникова А. И. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткое содержание книги В.Ф. Олешко Психология журналистики

Предлагаемое  учебное пособие разделено на темы. Каждая тема включает в себя план основных подтем, которые рассматриваются  в данной главе.

Тема 1. Введение в теорию психологии журналистики.

Нынешнее общество принято называть информационным, где  главным продуктом является информация.

 Информация - это

  • сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений (в технике связи);
  • сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик (социальная информация);
  • передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
  • передача социального опыта, социальной информации от одного поколения к другому;
  • регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной, религиозной, экологической культур, культуры управления и т.д.;
  • осуществление коммуникации, связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей; 
  • оценка явлений окружающей жизни с позиций той или иной культуры.

Массовую коммуникацию необходимо рассматривать прежде всего  как целостное социальное явление, представляющее сущностную часть человеческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой — само оказывает определяющее влияние на их формирование.

Структурная формула  массовой коммуникации Г. Лассуэлла:

Кто говорит, Что, По какому каналу, Кому, С каким эффектом?

Задачи курса  «Психология журналистики» еще и в том, чтобы попытаться выделить и описать возможности и технологии формирования диалоговых отношений масс-медиа не только в целом с аудиторией, но и с отдельной личностью; а также рассмотреть главную проблему сегодняшнего времени: как не стать реципиенту заложником средств массовой коммуникации и противостоять манипуляторам.

Тема 2. Психология журналистики и смежные науки.

    Индивидуальность (уникальность) человека — есть проявление его генетических и физиологических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устремленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию.

Личность традиционно  понимается как синтез всех характеристик  индивида в уникальную структуру, которая  определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде.

Личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно  возникающее психологическое образование, представляющее собой систему отношений, определяемых мотивами и потребностями  и опосредующих взаимодействия (в  том числе и массово-коммуникационные) субъекта и объекта.

Феномен СМИ  как явления, характеризующего определенные тенденции развития общества, во многом обусловлен спецификой СМИ и их изначальным стремлением вторгнуться в каждое из этих трех «пространств» личности (внутренний мир, область межиндивидных связей и метаиндивидуальное пространство).

    Различные группы общества имеют свои существенные особенности — лингвистические, психологические и т.д.

    Социожурналистика научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиармена.

Журналист, направляя  информацию реципиенту, должен ориентироваться  на него, то есть учитывать при подготовке газетной публикации или теле-радиопередачи  интересы, установки, цели аудитории. Хорошо, если в процессе коммуникативного общения возникает «новая» информация, исходящая от реципиента. Тогда можно смело говорить о механизме обратной связи — реакции публики на прочитанное, увиденное или услышанное.

В условиях информационного  обмена могут возникать определенные коммуникативные барьеры, имеющие социально-психологический характер.

    Среди основных видов психологических  исследований в сфере масс-медиа  можно выделить следующие.

    • контент-анализ
    • фокус-группы
    • эксперименты
    • систематизация технологий
    • оценка факторов кумулятивного эффекта

Теории массовой коммуникации (по Ричарду Харрису):

1. Теория социального научения: мы усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ  приобретает значимость, когда данные субъекты становятся источниками научения.

2. Теория культивирования: основным результатом деятельности масс-медиа можно считать направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло.

3. Теории социализации: СМИ — своеобразное окно через которое дети, к примеру, узнают о мире взрослых многое из того, что в прежние годы гораздо дольше оставалось для них тайной. Взрослые же могут впадать в мир детства

4. Теория использования и удовлетворения: придает большое значение активной роли аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. СМИ являются в большинстве случае не только источником новостей и развлечения. Они, например, позволяют человеку избавить себя от необходимости что-либо изучать. Или дают уход от реалий жизни в мир иллюзий и фантазий

5.  Теория установления (навязывания) повестки дня: навязывание повестки дня —формирование общественного отношения и интереса к важным вопросам с помощью информационных сообщений.

6.  Когнитивная (конструктивистская) теория: аудитория не просто кодирует, а потом воспроизводит информацию, полученную из СМИ. Скорее люди усваивают информацию, интерпретируя ее в соответствии с уже имеющимися у них знаниями, представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение.

Тема 3. Психология массово-коммуникативного творчества.

    Массово-коммуникативное  творчество как вид деятельности имеет мотивы, дели, функции и  результаты.

Условно выделяют три основных мотива:

1. Потребность выразить  в слове всякое  явление жизни  и связанная с  этим потребность  выразить самого  себя.

2. Неосуществленные стремления

3. Увлечение самим процессом творчества

Среди функций творчества следует назвать следующие.

  • Познавательная функция.
  • Художественно-образная.
  • Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.

Тема 4. Человек  как создатель продукции СМИ.

Мотивы  творческой деятельности во многом взаимосвязаны с особой «системой координат», на которой у каждого индивидуума в некоей последовательности представлены элементы индивидуального творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других особенностей).

Специфика журналистского мышления определяется самими носителями профессии прежде всего как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуальных усилий».

Эмоционально-образная окраска неких  абстрактных схем и понятий существенна не только для передачи журналистом всего комплекса информационно-логических связей, но важна и для стимуляции процесса творческой деятельности.

Гибкость  мышления, иначе говоря, способность легко переходить от одного класса явлений к другому порой, достаточно далекому по содержанию, также является одной из примечательных характеристик для людей этой профессии.

Легкость  генерирования идей и  способность  к ассоциативному мышлению является еще одной важной составляющей творческой личности альтернатив.

Характеристики  творческих способностей журналиста:

способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого  акта, является одним из главных  «компонентов» продуктивного мышления и показателем результативности творческой деятельности журналиста. Способность предвидения позволяет обеспечивать столь необходимую любому человеку, работающему в СМИ, прогностическую деятельность, зачастую интуитивно, предугадать настроение и насущные потребности своей аудитории. Скептицизм, самоирония характерны для определенной части журналистов.

Тема 5. Личность как потребитель массовой информации

Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов — журналиста (коммуникатора) и аудитории, причем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируемых при прямом участии СМИ.

Типология аудитории  СМИ:

Качественно-количественные признаки - конкретизирует сложившиеся интересы аудитории изучение мотивов выбора того или иного средства информации, передачи, сообщения:

социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение и т. д.);

социально-психологические  характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т. п.).

Взаимоотношения со СМИ. Она может быть выражена рядом  качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления  массовой информации:

характеристики  условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению  информации;

характеристики  включенности (показатели владения источником массовой информации, частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или  иному источнику, затраты времени  на контакты с ним и т.д.).

характеристики  отношения аудиторий к материалам (оценка оперативности, уровня критичности, объективности, актуальности, конкретности и т. д.).

характеристики  информированности аудитории о  различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств массовой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ.

характеристики, связанные с участием аудитории  в производстве и ретрансляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.).

Изучение воздействия  сообщений СМИ на сознание аудитории.

При реализации диалогового взаимодействия достижение понимания и взаимопонимания между журналистом и аудиторией нельзя рассматривать только на уровне содержания общения. Эмоциональная сторона восприятия также является одной из основных целей коммуникатора (зачастую — просто определяющей) и безусловным ориентиром участников коммуникации.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология журналистики»