Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа
Краткое содержание книги В.Ф. Олешко Психология журналистики 3
Социально-психологический портрет Колесникова А. И.
Факультет ФИДиЖ
Кафедра периодической
печати
Контрольная работа по дисциплине
«Психология
журналистики»
Работу выполнила
студентка 4 курса гр. ЗКЖ1
Богомолова (Масленникова) Е. С.
Проверила
Хохлогорская
Е. Л
Москва
2011
Содержание
Краткое содержание книги В.Ф. Олешко Психология журналистики 3
Социально-психологический
портрет Колесникова А. И. 18
Предлагаемое учебное пособие разделено на темы. Каждая тема включает в себя план основных подтем, которые рассматриваются в данной главе.
Тема 1. Введение в теорию психологии журналистики.
Нынешнее общество принято называть информационным, где главным продуктом является информация.
Информация - это
Массовую коммуникацию необходимо рассматривать прежде всего как целостное социальное явление, представляющее сущностную часть человеческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой — само оказывает определяющее влияние на их формирование.
Структурная формула массовой коммуникации Г. Лассуэлла:
Кто говорит, Что, По какому каналу, Кому, С каким эффектом?
Задачи курса «Психология журналистики» еще и в том, чтобы попытаться выделить и описать возможности и технологии формирования диалоговых отношений масс-медиа не только в целом с аудиторией, но и с отдельной личностью; а также рассмотреть главную проблему сегодняшнего времени: как не стать реципиенту заложником средств массовой коммуникации и противостоять манипуляторам.
Тема 2. Психология журналистики и смежные науки.
Индивидуальность (уникальность) человека — есть проявление его генетических и физиологических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устремленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию.
Личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде.
Личность человека
это социальное по своей природе,
относительно устойчивое и прижизненно
возникающее психологическое
Феномен СМИ как явления, характеризующего определенные тенденции развития общества, во многом обусловлен спецификой СМИ и их изначальным стремлением вторгнуться в каждое из этих трех «пространств» личности (внутренний мир, область межиндивидных связей и метаиндивидуальное пространство).
Различные группы общества имеют свои существенные особенности — лингвистические, психологические и т.д.
Социожурналистика — научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиармена.
Журналист, направляя информацию реципиенту, должен ориентироваться на него, то есть учитывать при подготовке газетной публикации или теле-радиопередачи интересы, установки, цели аудитории. Хорошо, если в процессе коммуникативного общения возникает «новая» информация, исходящая от реципиента. Тогда можно смело говорить о механизме обратной связи — реакции публики на прочитанное, увиденное или услышанное.
В условиях информационного обмена могут возникать определенные коммуникативные барьеры, имеющие социально-психологический характер.
Среди основных видов психологических исследований в сфере масс-медиа можно выделить следующие.
Теории массовой коммуникации (по Ричарду Харрису):
1. Теория социального научения: мы усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает значимость, когда данные субъекты становятся источниками научения.
2. Теория культивирования: основным результатом деятельности масс-медиа можно считать направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло.
3. Теории социализации: СМИ — своеобразное окно через которое дети, к примеру, узнают о мире взрослых многое из того, что в прежние годы гораздо дольше оставалось для них тайной. Взрослые же могут впадать в мир детства
4. Теория использования и удовлетворения: придает большое значение активной роли аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. СМИ являются в большинстве случае не только источником новостей и развлечения. Они, например, позволяют человеку избавить себя от необходимости что-либо изучать. Или дают уход от реалий жизни в мир иллюзий и фантазий
5. Теория установления (навязывания) повестки дня: навязывание повестки дня —формирование общественного отношения и интереса к важным вопросам с помощью информационных сообщений.
6. Когнитивная (конструктивистская) теория: аудитория не просто кодирует, а потом воспроизводит информацию, полученную из СМИ. Скорее люди усваивают информацию, интерпретируя ее в соответствии с уже имеющимися у них знаниями, представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение.
Тема 3. Психология массово-коммуникативного творчества.
Массово-коммуникативное творчество как вид деятельности имеет мотивы, дели, функции и результаты.
Условно выделяют три основных мотива:
1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
2. Неосуществленные стремления
3. Увлечение самим процессом творчества
Среди функций творчества следует назвать следующие.
Тема 4. Человек как создатель продукции СМИ.
Мотивы творческой деятельности во многом взаимосвязаны с особой «системой координат», на которой у каждого индивидуума в некоей последовательности представлены элементы индивидуального творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других особенностей).
Специфика журналистского мышления определяется самими носителями профессии прежде всего как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуальных усилий».
Эмоционально-образная окраска неких абстрактных схем и понятий существенна не только для передачи журналистом всего комплекса информационно-логических связей, но важна и для стимуляции процесса творческой деятельности.
Гибкость мышления, иначе говоря, способность легко переходить от одного класса явлений к другому порой, достаточно далекому по содержанию, также является одной из примечательных характеристик для людей этой профессии.
Легкость генерирования идей и способность к ассоциативному мышлению является еще одной важной составляющей творческой личности альтернатив.
Характеристики творческих способностей журналиста:
способность запомнить,
опознать, воспроизвести нечто
Тема 5. Личность как потребитель массовой информации
Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов — журналиста (коммуникатора) и аудитории, причем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируемых при прямом участии СМИ.
Типология аудитории СМИ:
Качественно-количественные признаки - конкретизирует сложившиеся интересы аудитории изучение мотивов выбора того или иного средства информации, передачи, сообщения:
социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение и т. д.);
социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т. п.).
Взаимоотношения
со СМИ. Она может быть выражена рядом
качественно-количественных характеристик,
описывающих процесс
характеристики
условий (экономических, географических,
временных), при которых происходит
подключение аудитории к
характеристики включенности (показатели владения источником массовой информации, частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.).
характеристики
отношения аудиторий к
характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств массовой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ.
характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.).
Изучение воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории.
При реализации диалогового взаимодействия достижение понимания и взаимопонимания между журналистом и аудиторией нельзя рассматривать только на уровне содержания общения. Эмоциональная сторона восприятия также является одной из основных целей коммуникатора (зачастую — просто определяющей) и безусловным ориентиром участников коммуникации.
Информация о работе Контрольная работа по «Психология журналистики»