Эзра Паунд и Ива Тогури: сравнительная характеристика радиопропагандистской деятельности в годы Второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать пропагандистскую деятельность Эзры Паунда и Ивы Тогури, а также судебные процессы, перед которыми им пришлось предстать.
Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю жизни Эзры Паунда и Ивы Тогури и выяснить, по какой причине они стали пропагандистами. Было ли это следствием личных убеждений или это произошло благодаря случайному стечению обстоятельств.
2. Изучить пропагандистскую деятельность каждой из указанных персон и выяснить, что же из сказанного ими в прямом эфире должно трактоваться как «предательство», согласно американскому законодательству.
3. Изучить американское информационное законодательство, под юрисдикцию которого попали Паунд и Тогури, для того чтобы оценить справедливость вынесенных им приговоров.
4. Выяснить, чей подход к пропаганде был более эффективным и давал сильнейший результат.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Ива Тогури и Эзра Паунд: историческая ретроспектива.......................9
1.1. Ведущий Радио Токио Ива Тогури: феномен популярности…………………………………………………………….9
1.2. Идеологическая основа убеждений Эзры Паунда.......................…….22
Глава 2. Пропаганда и предательство..................................................................33
2.1 Публицистическая деятельность Эзры Паунда........................................33
2.2 Причины и ход процессов Ивы Тогури и Эзры Паунда..........................50
Заключение.............................................................................................................61
Список литературы................................................................................................63

Работа содержит 1 файл

диплом 1.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет журналистики

Кафедра международной  журналистики

 

 

Эзра Паунд  и Ива Тогури: сравнительная характеристика радиопропагандистской деятельности в годы Второй мировой войны

 

 

 

 

                                                                                          

                                                                                                   Дипломная работа

                                                                     студента 4 курса дневного отделения         

                                                                                по специальности «Журналистика»                                                                                                                                                                                                                                                                             

Невского Жан-Александра Андреевича.

                                                                                                             Научный руководитель

                                                                                  доцент, кандидат исторических наук                  

                                                                                                     Рыкованов Петр Яковлевич              

                                                                                          

 

 

 

                                                       Санкт-Петербург

                                                    2011

Содержание

Введение....................................................................................................................3

 

Глава 1. Ива Тогури и Эзра Паунд: историческая ретроспектива.......................9

    1. Ведущий Радио Токио Ива Тогури: феномен популярности…………………………………………………………….9
    2. Идеологическая основа убеждений Эзры Паунда.......................…….22

 

Глава 2. Пропаганда и предательство..................................................................33

2.1 Публицистическая деятельность Эзры Паунда........................................33

     2.2 Причины и ход процессов Ивы Тогури и Эзры Паунда..........................50

 

Заключение.............................................................................................................61

Список литературы................................................................................................63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Военная пропаганда всегда отличается изощренностью и не брезгует никакими методами: история изобилует красочными примерами в виде плакатов с изображением немецких солдат, позирующих на фоне Кремля и Дворцовой площади, или листовок, сообщающих читателю о том, что Сталин бежал в Самару, а его сын уже давным-давно сражается на стороне противника. Вторая мировая война дала миру понять, что за изощренность в предательстве тоже судят. Пропагандисты Эзра Паунд и Ива Тогури оказались главными подсудимыми на двух крупных, воистину «нюрнбергских», процессах, на которых   рождался новый тип государственной измены  - измена словом.

Возможно, из-за того, что  Вторая мировая война была, во многом, войной идеологий, многие люди выбирали себе сторону не по национальному, а по мировоззренческому признаку. Классический пример – генералы Шкуро и Краснов, воевавшие на стороне Вермахта. Но, генералы, как известно, даже в плену остаются генералами, а вот как быть с журналистами?

Эзра Паунд получил  статус культового литератора еще в  начале 20-го века. Это был типичный представитель американской интеллектуальной элиты, со своими, довольно резкими взглядами на мир. В своих передачах поднимал очень многие вопросы, с которыми американскому обществу предстояло столкнуться в послевоенные годы – глубокая интеллектуальная и духовная разобщенность, тотальный контроль над умами со стороны поддерживаемых государством крупных корпораций. Своим учителем называли Эзру Паунда многие представители «бит-поколения», которое столкнулось с этими вопросами лицом к лицу и не смогло найти ответ.

Иве Тогури, ставшей пропагандисткой волею несчастного случая, приписывалась способность предсказывать в прямом эфире направления основных ударов американских армад. 70% американских солдат в течение 4-х лет войны предпочитали передачам из дома волнующие трансляции Радио Токио, где женщина с прекрасным голосом призывала бойцов покинуть свои позиции и вернуться домой, прерывая длинные монологи популярными джазовыми хитами.

После войны эти люди предстали перед судом по обвинению в предательстве Соединенных Штатов Америки, гражданами которых являлись. Эти процессы, во многом, были спровоцированы американскими журналистами, теми, кто не смогли добиться такой высокой эффективности и злободневности своих передач.

Актуальность  темы обусловлена, прежде всего, невысокой степенью изученности, а соответственно, высокой исторической ценностью данных примеров. О судьбах Эзры Паунда и Ивы Тогури практически не существует источников на русском языке.

Практическое  значение. Исследование может использоваться в учебном процессе факультета журналистики: на лекциях и семинарах, посвященных истории международной журналистики, информационной войне и пропаганде, а также на занятиях, посвященных различным этическим и законодательным аспектам журналистской деятельности.

Эмпирическая основа исследования – расшифровки эфиров Эзры Паунда с 2 октября 1941 по 25 июля 1943. Выборочность эфиров объясняется наличием часто повторяющихся тем и сюжетов. Расшифровки передач Ивы Тогури «Zero Hour» от 14.08.1944, 15.08.1944, 16.08.1944, 10.09.1944, 15.06.1945, 09.08.1945, 11.08.1945, 20.09.1945 – единственные, дожившие до нашего времени материалы.

Цель работы – исследовать пропагандистскую деятельность Эзры Паунда и Ивы Тогури, а также судебные процессы, перед которыми им пришлось предстать.

Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю жизни Эзры Паунда и Ивы Тогури и выяснить, по какой причине они стали пропагандистами. Было ли это следствием личных убеждений или это произошло благодаря случайному стечению обстоятельств.
  2. Изучить пропагандистскую деятельность каждой из указанных персон и выяснить, что же из сказанного ими в прямом эфире должно трактоваться как «предательство», согласно американскому законодательству.
  3. Изучить американское информационное законодательство, под юрисдикцию которого попали Паунд и Тогури, для того чтобы оценить справедливость вынесенных им приговоров.
  4. Выяснить, чей подход к пропаганде был более эффективным и давал сильнейший результат.

Объект исследования. Англоязычная радиопропаганда стран Оси. 

Предмет исследования. Пропагандистская деятельность Эзры Паунда и Ивы Тогури.

Степень изученности  темы. Отечественные исследователи зарубежной журналистики никогда не касались данной темы, хотя какое-то время, примерно с 1915 по 1917 год, Эзра Паунд был очень популярен в нашей стране, но, как поэт-основатель имажинизма. Паунда знают, в основном, как поэта, прозаика, эссеиста, но не как пропагандиста. Журналистской деятельности Паунда посвящают свои работы следующие западные ученые: Doob Leonard W.1, Doberman Jonas2, Stock Noel3, Wilson Peter4, Chace William M5, Cornell Julien6, Wernik Robert7, Redman Tim8, Kutler Stanley9

Деятельность Ивы Тогури изучают Pfau Ann Elizabeth10, Allen Ann11, Bondy Robert E.12, Hollis Florence13, а также уже упомянутый выше Kutler Stanley.

Перечисленные труды исследуют деятельность пропагандистов достаточно систематизировано и подробно. Много внимания уделяется «обратной связи» - воздействию передач на союзнических солдат, приводятся многочисленные выдержки из писем домой и в газеты, в которых так или иначе упоминаются Паунд и Тогури.

Многие авторы в своих работах изучают степень законности приговоров, вынесенных после войны вышеуказанным пропагандистам, подробно погружаясь в исследование  материалов следствия, разрешенных к доступу в архивах ФБР. 

Новизну темы и результатов исследования характеризует попытка автора привнести диалог о законности осуждения за информационное предательство в русскоязычное научное пространство на примере старейшего прецедента – процессов над Паундом и Тогури. На сегодняшний день мы сталкиваемся со многими негативными действиями правительств, в частности правительства США, призванными ограничить свободу информации и поставить журналистику на службу империалистическим интересам. Тот процесс, который с подачи США пытаются запустить в отношении Джулиана Ассанджа, во многом – отголосок судов над журналистами, прокатившихся по всему миру после Второй мировой войны. Данная историческая тема становится актуальной проблемой сегодняшнего дня.

Теоретической основой исследования являются уже отмеченные труды зарубежных ученых, посвященных радиопропаганде во времена Второй мировой войны14.

Методологической основой стали сочинения, посвященные теории и практике информационного права, исследования, отражающие развитие пропаганды, а также труды, изучающие практическое воздействие выступлений пропагандистов на психологию солдат и гражданских лиц15.

Дипломная работа написана с применением метода анализа документов а также сопоставительно-описательного декодирования воздействия пропаганды на общественное сознание.

Структура: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ива Тогури и Эзра Паунд: историческая ретроспектива

 

1.1. Ведущий Радио Токио Ива Тогури: феномен популярности

Ни для кого не секрет: вступление Японии в войну - это результат  сложной политической игры, в результате которой страна оказалась втянута  в заведомо проигрышную схватку  с превосходящими силами союзников. В ходе войны очень быстро выяснилось, что главный фактор всех современных войн - тяжелая промышленность оказалась слишком слаба для того, чтобы вовремя восполнять потери в технике, которые росли с угрожающей быстротой. Японская наука, работавшая на оборонную промышленность, располагала весьма архаичными разработками, которым союзники могли легко противопоставить самые прогрессивные проекты. Особенно это касалось армии, поскольку флот - национальная гордость Японской империи - на момент начала войны был достаточно мощным и современным - хотя сил и средств на то, чтобы в ближайшее время начать быструю модернизационную кампанию, у промышленности уже не было.

Именно поэтому главным козырем  Японии в ходе войны стал человеческий фактор – люди самоотверженно отдавали свою жизнь за императора, отчасти компенсируя общее отставание в технике и технологиях.  И все же огромные просторы Тихого океана сыграли свою роль – американские радиовышки на тот момент не могли охватить с территории США все пространство боевых действий, а мощная и современная радиовышка в Токио спокойно посылала сигнал в самые труднодоступные районы юго-восточной Азии. Именно поэтому японцы до конца войны удерживали свое преимущество в радиоборьбе.

«Существует  удивительная преемственность  вещающего из Токио  на заграницу субъекта. Уже  74 года это все та же Эн-Эйч-Кей. Название не менялось, несмотря на все перипетии, случившиеся с Японией в двадцатом веке. Английская аббревиатура названия организации  пишется как NHK. А расшифровывается это сокращение как  «Nippon Hōsō Kyōkai»,  или в переводе на русский «Японская Вещательная Корпорация».  

Эн-Эйч-Кей является главным японским общественным вещателем, и программы для заграницы вторичны для нее, если сравнивать их с  внутренним  телерадиовещанием в Японии. Но тем не менее иновещательная радиолужба для заграницы в составе  Эн-Эйч-Кей является исторически составной ее частью. Эта служба  ведет свои программы с 1 июня 1935 г. и по сей день. Был лишь один краткий перерыв  с 10 сентября 1945 г. по 1 февраля 1952 г. В 1945 американские оккупационные власти в Японии предписали Эн-Эйч-Кей прекратить  японские программы для заграницы, но как только Япония снова  начала обретать  суверенитет к 1950-м эти программы возобновились.  

Иновещательная радиослужба Японии после своего создания в 1935 году выходила в эфир с позывными «Kaigai Hoso» («Зарубежная служба») на двух языках – японском и английском с часовой программой. К 1944 станция вещала уже на 24 языках 33 часа 5 минут в сутки.  Вот языки вещания из Токио времен Второй мировой войны: японский, английский, арабский, бенгальский, бирманский, кантонский диалект китайского, мандаринский диалект китайского, голландский, французский, фуцзяньский диалект китайского, немецкий, гуджарати, хинди, итальянский, малайский, персидский, португальский, русский, испанский, тагальский для Филиппин, тамильский, тайский, турецкий, урду. Кстати, в 1941 году японская иновещательная служба сменила свое название на более простое - «Радио Токио» 16.

Для японцев существовало строгое  ограничение: вся западная музыка находилась под строжайшим запретом – на территории Японии из радиоприемников могли звучать только военные марши и пропагандистские передачи. Вместе с тем иновещательная служба в Токио спокойно крутила новейшие джазовые записи на территории всего театра боевых действий. Считалось, что это позволит деморализовать вражеские войска: «Джаз вышел в эфир в сентябре 1943. Специалист по джазу Масахисо Сагава очень высоко ценит эти записи. Вот что он говорит: 

Информация о работе Эзра Паунд и Ива Тогури: сравнительная характеристика радиопропагандистской деятельности в годы Второй мировой войны