Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать эволюцию подходов кинокритики к анализу авторского кино в период с 2003 по 2007 годы. Открывает и закрывает этот период кино одного и того же режиссёра – А. Звягинцева. Оба фильма сняты в одинаковой стилистике, обладают сходной тематикой и проблематикой. Но критика с разных позиций смотрит на них в результате смены подходов к анализу фильмов, произошедшей за разделяющие их пять лет. Этот период наглядно демонстрирует процесс смещения акцентов, расставляемых кинокритиками в фильмах.
Введение 3
1 Художественная критика об особенностях авторского кино 8
1.1 Теоретические основы художественной критики 8
1.2 Авторское кино как вид киноискусства 18
2 Развитие современной кинокритики об авторском кино 25
2.1 Подходы критики к анализу авторского кино 25
2.2 Зрительская кинокритика как фактор развития профессиональной кинокритики 34
Заключение 40
Список использованных источников 43
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра истории журналистики
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ СОВРЕМЕННОЙ КИНОКРИТИКИ К АНАЛИЗУ АВТОРСКОГО КИНО
Курсовая работа студента 4 курса ОЗО
И.В. Ушкалова
Научный руководитель:
старший преподаватель Дубовер Н.Д.
Ростов-на-Дону
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Художественная критика об особенностях авторского кино 8
1.1 Теоретические основы художественной критики
1.2 Авторское кино как вид киноискусства 18
2 Развитие современной кинокритики об авторском кино 25
2.1 Подходы критики к анализу авторского кино 25
2.2 Зрительская кинокритика как фактор развития профессиональной кинокритики
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время авторское кино одно из немногих средств противостояния массовой культуре с её потребительской идеологией, упрощённым подходом к жизни, простыми и односторонними истинами. Но современное телевидение и прокат минимизируют долю авторских фильмов, отдавая предпочтение массовым продуктам, ведь они принесут высокие рейтинги и большие сборы. Это, так называемое «другое кино» показывает других героев – ярких, неординарных, со сложным внутренним миром, со своей особой философией, с мучительными поисками себя, душевными метаниями. Зритель такого кино – человек совершенно иной, нежели потребитель массовой культуры. А преобладание тех или других в обществе определяет социальный климат в нём. Тем не мене, у авторского кино практически нет каналов выхода к широкому зрителю, чтобы попытаться приподнять его планку.
В связи с этим большая задача ложится на кинокритику. Она должна стать мостом между художником и публикой. Она даст возможность обсуждать социально значимые вопросы, а также вопросы повседневной жизни на уровне, более высоком, чем ток-шоу. Так, поводом к разговору о кризисе семейных ценностей мог бы стать фильм А. Звягинцева «Изгнание». Критика может выявлять социальные аспекты в этом кино, связывать его с процессами, протекающими в обществе, с проблемами межличностных отношений, писать об этом на простом, доступном языке, тем самым приближать его к реалиям простого человека, широкой общественности. Она обладает уникальной возможностью делать различного рода содержательные провокации, пытаясь разобраться в том, что происходит сегодня, фиксировать и анализировать то, как на это смотрят режиссёры, и тем самым вовлекать читателей в дискуссии, заставлять его думать. Таким образом, кинокритика привлекает большое количество людей к активному участию в решении современных общественных проблем, помогает вырабатывать своё мировоззрение, побуждает пересматривать свои ценности, то есть она обладает возможностями популяризации и поддержки авторских фильмов, изменения отношения к ним (достояние только элитарной публики). Такой подход свидетельствует о том, что современная критика пытается активно участвовать в сегодняшней жизни, а не стремится возложить всю ответственность за происходящее на соответствующие органы, призывает читателя к активной жизненной позиции. Это особенно важно сейчас: в переломное, кризисное время.
Кинокритики имеют возможность вручать определённому фильму свою премию. Тем самым они могут привлечь к нему внимание широкой общественности и показать, что данная киноработа является эталоном качества. В этом случае кинокритики воспитывают вкус зрителя.
В зависимости от того, с каких позиций кинокритика оценивает конкретные произведения, она формирует положительное или отрицательное отношение читателей к ним и, в итоге, либо вызывает к ним живой интерес, либо окончательно разводит зрителей и художников в разные стороны, что может повлечь за собой опасные социальные последствия. Если кинокритика будет игнорировать или негативно высказываться о качественных и глубоких киноработах, то есть препятствовать их популяризации, она тем самым будет способствовать моральной и нравственной деградации общества, снижению их эстетического вкуса, увеличению роли массовой культуры в их жизни.
В научных монографиях, посвящённых теоретическим основам художественной критики, обстоятельно проанализированы её важнейшие социально значимые функции, которые применимы и к кинокритике. Так, в книге «Теоретические проблемы художественной критики» автор, Щукина Т.С., воспитательные возможности критики, то есть её значимость для общества, а также подходы к анализу и оцениванию художественных произведений, факторы, влияющие на отношение критика к фильму.
С практической стороны подходит к рассмотрению критики Егоров Б.Ф. в своей книге «О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль». Он акцентирует внимание на жанрах критики и их составляющих, практических советах и рекомендациях по их написанию.
В настоящее время отсутствуют работы, полностью посвящённые авторскому кино. С научной точки зрения о теории авторского кино пишет Л. Зайцева в книге «Жанры кино». Она анализирует объём понятия «авторское кино», приёмы, используемые в фильмах, входящих эту группу, а также показывает, как они воплощаются практически в различных фильмах.
Достаточно много на сегодняшний день издано популярной литературы об истории кинематографа, ориентированных на то, чтобы познакомить широкую, массовую аудиторию на доступном для неё уровне с основными этапами в развитии кинематографического искусства, работами его отдельных представителей. К примеру, Бондаренко Е.А. в книге «Путешествие в мир кино» рассматривает творчество режиссёров, снимавших авторские фильмы, рассказывает о своеобразии отдельных киноработ. В целом он показывает место авторского кино в мировом кинематографе.
В качестве эмпирической базы для проведения исследования по заданной теме мною были избраны критические материалы журнала «Искусство кино», поскольку данное издание последовательно и обстоятельно анализирует этапы, процессы, изменения, происходящие во всех отраслях кинематографа. Таким образом, подобная специфика журнала позволяет проследить влияние социально-политического и социально-культурного климата в обществе, тематики и проблематики кино на критерии оценки критиками авторских фильмов. В результате становится возможным поэтапно проследить процесс изменения подходов кинокритики к анализу кино.
Итак, предметом исследования данной курсовой работы являются подходы и критерии оценки авторских фильмов кинокритикой, процесс их изменения.
Цель данной курсовой работы – показать эволюцию подходов кинокритики к анализу авторского кино в период с 2003 по 2007 годы. Открывает и закрывает этот период кино одного и того же режиссёра – А. Звягинцева. Оба фильма сняты в одинаковой стилистике, обладают сходной тематикой и проблематикой. Но критика с разных позиций смотрит на них в результате смены подходов к анализу фильмов, произошедшей за разделяющие их пять лет. Этот период наглядно демонстрирует процесс смещения акцентов, расставляемых кинокритиками в фильмах.
В связи с этим необходимо выполнить ряд задач:
1. показать основные принципы художественной критики в отношении к искусству в целом;
2. проанализировать подходы кинокритики к анализу содержания, языка и жанрового своеобразия современного авторского кино;
3. сравнить позиции профессиональной и зрительской критики относительно авторских фильмов.
Первая глава - теоретико-методологическая часть данной работы состоит из двух разделов. В одном из них рассмотрены теоретические основы художественной критики: её предмет, сущность, функции, направления, жанровое своеобразие. Другой посвящён раскрытию своеобразия авторского кино как вида искусства, его специфических приёмов, того, как они воплощены в творчестве отдельных режиссёров.
Вторая глава курсовой работы представляет собой исследовательскую часть. В ней проведён анализ процесса изменения позиций кинокритики относительно восприятия фильмов – показано движение кинокритики от взгляда на авторские фильмы как на носителей идеологических смыслов, моделей практического решения реальных ситуаций к их восприятию в качестве целостных художественных произведений, носителей эстетических смыслов. При этом взгляд профессиональной критики сопоставляется с мнением зрителей.
1 Художественная критика об особенностях авторского кино
1.1 Теоретические основы художественной критики
Произведения искусства являются одними из средств ценностной ориентации общества. Идейные, этические и эстетические воззрения, которые провозглашает искусство, играют большую роль в жизни каждого человека: характер и социальная направленность его поступков, главным образом, зависят от того, что для него является злом, а что добром. Все виды искусств воздействуют на чувства, мысли людей, на их представления о мире, задают определённую направленность их действиям. Оценивая искусство, человек и критик в частности осваивает его. Искусство для него не просто внешний объект, а зеркало, которое отражает его природу, сущность. Отношение человека к искусству показывает его отношение к самому себе, к другому человеку, характер отношений между личностью и обществом в целом.
Но оценки в искусстве скрыты, завуалированы, вынесены в подтекст, что затрудняет их восприятие и понимание. Автор не может себе позволить полностью положиться на свою аудиторию и одновременно не должен допустить преобразования своих оценок в назидание.
Разрешить эти противоречия может критик. Ему позволено раскрывать спрятанные оценки, прямо выражать свою точку зрения. Назначение критики как толкования сформировалось в результате объективной необходимости помочь зрителю, читателю и т.д. Вынося на поверхность завуалированные в произведении оценки действительности, критик способствует более глубокому прочтению произведения, облегчает человеку ориентацию в социальных и этических ценностях. Целью деятельности критика является следующее: научить обычного человека понимать язык искусства, развивать его художественную восприимчивость.
Одной их главных черт оценки художественного произведения является её эмоциональность. В конечном счёте, оценка не только зависит от тех чувств, которые возникают во время восприятия, но и передаёт их.
Большое значение в критике имеет художественное слово. Оно играет ту же роль, что и образные средства в самом произведении. Задача художественного слова состоит в том, чтобы пробудить фантазию человека, поднять его ассоциативные фонды, весь его жизненный и эстетический опыт и таким образом донести до него все достоинства художественного образа.
Тем не менее, оценка критика-профессионала не может сводиться только к чувственному восприятию. Профессиональная критическая оценка подразумевает осмысление эстетических чувств на теоретическом уровне. Критик должен не только фиксировать свои эмоциональные впечатления, но и показывать то, чем они вызваны. Его мастерство заключается в том, чтобы показать публике особое очарование данного произведения искусства, осветить те стороны, которые, возможно, не заметил и не оценил создатель. Часто критик сталкивается с ограниченность речевых возможностей для выражения глубочайшего потрясения, меняющего взгляды, жизненные установки. Он разрешает этот конфликт, обращаясь к формам, отличающимся строгой логикой повествования, при этом не менее ярким, чем сам объект критики.
Часто художественное произведение служит лишь поводом для обращения к проблемам, более серьёзным и значимым, чем его достоинства и недостатки. Но даже независимо от этого обстоятельный анализ обязывает критика затронуть широкий круг социальных, политических, моральных и других явлений. Это служит поводом для самостоятельных исследований, что, в свою очередь, помогает проявиться художественному образу во всём многообразии его внутренних и внешних связей. Таким образом, признание конкретного художественного произведения прекрасным предполагает признание значимости всех прочих ценностей, которые в тесной связи с красотой образуют его духовный потенциал.
В связи с этим Щукина Т.С. [17, с. 128] выделяет два направления в художественной критике. Первое придерживается точки зрения, основывающейся на признании самоцельности эстетической ценности, на одностороннем интересе к художественному языку, «чистой форме», её структуре, что выражено в лозунге «искусство для искусства». В основе же точки зрения второго направления лежит взгляд на искусство как на одну из духовных сфер общества, тесно связанную с социальной жизнью, зависящую от социально-политических процессов, которые происходят в обществе.
Информация о работе ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ СОВРЕМЕННОЙ КИНОКРИТИКИ К АНАЛИЗУ АВТОРСКОГО КИНО