Формирование и описание роли креолизованных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, дипломная работа

Описание работы

Целью работы было поставлено изучение креолизованных текстов, как фактора оформления облика и структуры регионального выпуска печатного издания «Комсомольская правда – Урал».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи исследования:
1. изучить теоретико-методологические основы типологии региональных газет, особенности их содержания и оформления;
2. определить понятие и специфику размещения креолизованных текстов в содержании региональных печатных изданий;
3. определить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика и структуры газеты «Комсомольская правда – Урал»
4. сравнить и сопоставить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика выпуска газеты «Комсомольская правда – Урал» и федерального выпуска «Комсомольской правды».

Работа содержит 1 файл

Диплом (1).doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Региональная  пресса в России в своем историческом развитии имеет давние корни и  зарождается еще в дореволюционный  период, когда местные газеты были важным фактором развития СМИ на уровне уездных городов. В советский период региональная пресса достигает особого расцвета. Более того – она становится основополагающим средством пропаганды постановлений партии и идеалов коммунистического движения. Именно ее просветительское начало становится причиной того, что каждое издательство, будь оно районное или городское, находилось в ведении и под началом партийного руководства и фактически представляло собой государственную структуру, которая не только контролировалась, но также поддерживалась финансово.

Политические преобразования, связанные с падением СССР, привели к тому, что пресса фактически в одночасье из государственной и контролируемой становится свободной и получает возможность писать буквально все, что не является прямым нарушением существующего законодательства. Однако вместе со свободой слова пресса получает и свободу финансового контроля своего состояния, которое могло положительно сказаться на крупных федеральных изданиях с многотысячными тиражами, но никак не на региональных изданиях, которые существовали фактически за счет финансирования со стороны государственных структур.

В советский период основополагающей целью региональных изданий было информирование местного населения относительно событий, происходивших в регионе и связанных с идеалами социалистического и коммунистического труда. В связи с этим для описания трудовых подвигов очередного стахановца журналистский талант не являлся предметом первой необходимости и к написанию статей в региональных газетах часто привлекались люди, которые могли элементарно грамотно излагать основную суть событий.

Актуальность выбранной темы. Региональные издания на современном этапе достаточно часто являются эквивалентом изданий федерального масштаба, что обусловливает специфику их работы, содержания и оформления. Оформление печатного издания играет не менее важную роль, чем содержание текстов. Современный читатель в значительной мере ориентирован на визуальное восприятие. Для него являются привлекательными пояснительные изображения, фото, рисунки и пр. Это оживляет не только отдельно взятый материал, но и газету в целом. Специфические особенности подобного оформления создают для печатного издания определенный имидж, на который ориентируется читатель.

Как отмечает Е.С. Радионцева, субъектом рыночных взаимоотношений  Региональная газета является, прежде всего, в силу осуществления ею ряда разнообразных функций, характерных для многих СМИ. Редакционные коллективы вынуждены изыскивать творческие ресурсы, чтобы оставаться востребованными и быть интересными: по-новому определить свою роль, пересмотреть систему функций, найти формы реализации рыночных механизмов выживания и творческих методов использования информационных технологий сбора, интерпретации и представления информации в малоформатной местной печати1.

Проблеме креолизованных текстов также уделяли значительное внимание многие ученые лингвисты, теоретики журналистики и пр. Среди значимых трудов, рассматривающих некоторые аспекты данного явления можно отметить М.Б. Ворошилову2, изучавшую креолизованные тексты и их специфику; М.В. Лазареву3, изучавшую креолизованную рекламу, М.В. Березину, изучавшую значимость креолизованных текстов в массовой коммуникации.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что в связи с перечисленными аспектами, изучение специфики оформления региональной газеты в современных условиях является весьма актуальным направлением для изучения, так как позволяет выявить специфические ориентации принципов формирования облика и структуры региональных изданий.

Степень научной разработанности темы. Интерес к изучению влияния печатного слова на общество проявляли еще дореволюционные классики:  М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Они заложили основы изучения журналистики и жанровой основы периодических изданий.

В советский период интерес к исследованию журналисткой деятельности в основном был связано с ролью печатных изданий в формировании общественного сознания и их просветительской функции, особенностям редакционной работы в периодических изданиях. Среди ученых, посвятивших свои труды данным вопросам, следует отметить В.А. Алексеева и Э.Г. Багирова4, Т. В.Н. Вакурова5, А.В. Западова6, И.М. Лубковича7 и др. Бурный рост периодической печати в СССР (особенно за счет областных, краевых, региональных изданий) привел к оформлению журналистских кадров. Деятельность отдельных журналистов стала объектом научных публикаций.

Современные исследователи  более обстоятельно подходят к изучению специфики развития и деятельности периодических изданий, в том  числе и уделяя значительное внимание региональным газетам и их оформлению. Среди них можно отметить Ю.А. Гончарова и О.М. Гончарову, которые не только рассматривают специфику работы региональных СМИ в современных условиях, но так же и выделяют их проблемы8. Д. Григорьев дает обзор работы современных региональных газет и их предположительные перспективы9. С.В. Григоренко дает подробный анализ работы региональных СМИ на примере Сибирских изданий, делая основной упор на их финансовое положение10. А. Зинченко рассматривает перспективы и возможности сохранения региональной прессы в современных экономических условиях11. Л. Княжева в своей статье ставит в качестве основополагающей проблемы вопрос о возможности скорого исчезновения региональных изданий в связи с кадровыми и финансовыми проблемами12. М.Ливанова затрагивает вопрос о перспективах будущего развития региональных периодических изданий и выдвигает предложения в направлении сохранения местной периодики13. Ю.С. Пуля представляет экономические показатели деятельности региональных СМИ, как основополагающую проблему периодических изданий14.

Таким образом, можно отметить, что вопрос о развитии и функционировании региональной прессы рассмотрен учеными достаточно подробно. Однако в основе их исследований лежит изучении особенностей развития, специфики функционирования, перспектив и проблем развития. Изучением оформления газет, в том числе особенностей использования в них креолизованных текстов, исследователи не занимались. Креолизованные тексты изучались, как средство привлечения внимания, но в качестве общей концепции регионального печатного издания внимания данной проблеме не уделялось.

В последние  годы печатные СМИ значительно изменились в плане оформления. В первую очередь, значительно возросла значимость визуализации в материалах прессы. Что является одним из видом креолизованных текстов. Поскольку «Комсомольская правда – Урал» активно использует креолизованные тексты, как неотъемлемую часть своей композиционно-графической модели, это обусловливает актуальность выбранной темы.

Объектом  изучения в данной работе является газета «Комсомольская правда – Урал» как издание, в котором присутствуют креолизованные тексты.

Предметом изучения в данной работе являются креолизованные тексты и специфика их размещения и содержания в региональной газете.

Целью работы было поставлено изучение креолизованных текстов, как фактора оформления облика и структуры регионального выпуска печатного издания «Комсомольская правда – Урал».

В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи исследования:

1. изучить теоретико-методологические основы типологии региональных газет, особенности их содержания и оформления;

2. определить  понятие и специфику размещения  креолизованных текстов в содержании  региональных печатных изданий;

3. определить  особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика и структуры газеты «Комсомольская правда – Урал»

4. сравнить и  сопоставить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика выпуска газеты «Комсомольская правда – Урал» и федерального выпуска «Комсомольской правды».

Методологическая  база исследования: в работе отражены взгляды известных российских ученых на закономерности развития периодических  СМИ в условиях конвергенции (Я.Н. Засурский, И. Засурский, М.В. Шкондин, С.М. Гуревич, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохоров, Н. Вайонен, А.А. Грабельников и др.).

Методы  исследования:  в основу исследования положены принципы структурно-функционального анализа, системности, использованы методы сравнительного и сопоставительного анализов, фактологический и исторический анализ, функциональный анализ, типологический анализ, контент-анализ.

Источники: эмпирическую базу исследования составили материалы газет «Комсомольская правда» и «КП – Урал»; законодательные источники.

Научная новизна: в работе были рассмотрены специфические особенности использования креолизованных текстов в региональном печатном периодическом издании, систематизированы научно-публицистические работы по направлению исследования.

Научная значимость: теоретические основы исследования могут быть использованы в качестве базы для выявления закономерностей развития системы отечественных печатных СМИ.

Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения региональных газет как типа печатного издания

 

1.1. Региональная газета, как объект  исследования

Местные (локальные, региональные) СМИ в научной литературе рассматриваются, в первую очередь, в контексте изучения специфики  и этапов развития средств массовой информации как значимого аспекта развития современного общества.

Важность средств  массовой информации как наиболее эффективного инструмента осознается практически  во всех сферах социума. Масс-медиа  становятся неотъемлемой частью жизни современного общества, оказывающие значительное влияние на его развитие.

Главная особенность  средств массовой информации – нацеленность их на включение социально-психологических  механизмов, регулирующих поведение  аудитории, обращение к убеждениям личности, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям и устремлениям.

На современном  этапе СМИ рассматриваются, в  первую очередь, как средство влияния  на общественное мнение. Не являются исключением  и региональные СМИ. В частности, Ф. Пугачев отмечает, что в руках профессионалов, СМИ становятся достаточно сильным оружием, позволяющим привлекать значительные слои населения, изменять их предпочтения. Однако это становится возможным только в случае профессионального использования способов воздействия на аудиторию, в соответствии с обоснованной стратегией, если они учитывают реальные процессы, происходящие в массовом сознании15.

Современные СМИ  вполне успешно могут оказывать  влияние на формирование представлений  о политических процессах, о личностях  политиков, о товарах и услугах, а так же событиях, происходящих в мире. Фактически, большая часть аудитории будет воспринимать информацию именно так, как ее представили благонадежные СМИ и именно так, как она была ими прокомментирована. Именно данные аспекты являются приоритетными в изучении современных СМИ.

Тем не менее, ряд  исследователей, в том числе В.Ф. Олешко, отмечают наличие у СМИ  огромного количества функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ – передачей информации: развлекательная; информативная; воспитательная функция и др.16.   

В совокупности различных факторов, необходимых  для объяснения экономических и  социальных процессов в СМИ на сегодняшний день часто применяются методы так называемого подсознательного воздействия. То есть методы, при использовании которых отношение общества к различным явлениям окружающей действительности формируется различными способами, внедряющимися в информационный поток, вследствие чего в массовом сознании автоматически вызывается отрицательная или положительная реакция на то или иное событие.

Как отмечает А.В. Клишин, подобный подход основан на том, что окружающая человека реальность постоянно и кропотливо систематизируется  мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Человеку постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или иную информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально17.

Два последних  десятилетия существенно изменили СМИ. Это связано с распространением новых технологий: спутниковой связи, кабельного теле- и радиовещания, индивидуальных средств накопления и распространения информации (мобильные телефоны, карты памяти, планшетные компьютеры). Но наиболее заметное влияние на общество оказывают телевидение, Интернет и реклама (это отчасти связано с так называемым «эффектом присутствия», так как в них объединяются звуковой и видеоряд, что позволяет создать более прочные связи с аудиторией, которой предназначена информация). Таким образом, воздействуя на общество в целом, средства массовой информации влияют на каждого человека в отдельности, формируя заданные одинаковые эмоции.  Печатные СМИ все больше теряются на фоне телевидения и Интернета.   

Тем не менее, печатные СМИ по-прежнему продолжают иметь большое значение, в том числе при исполнении основополагающей функции – формирования общественного мнения. Благодаря многим влиятельным печатным СМИ  формируется общественное мнение, то есть определенное состояние массового сознания, включающее в себя выраженное или латентное отношение различных социальных групп к неким проблемам или событиям окружающей реальности. В качестве примера четко сформулированного общественного мнения можно привести отношение людей к глобальным общечеловеческим проблемам – предотвращение экологической катастрофы, мировой войны и т.д. У общественного мнения есть контрольная и консультативная функции.

Информация о работе Формирование и описание роли креолизованных текстов