Формирование и описание роли креолизованных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, дипломная работа

Описание работы

Целью работы было поставлено изучение креолизованных текстов, как фактора оформления облика и структуры регионального выпуска печатного издания «Комсомольская правда – Урал».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи исследования:
1. изучить теоретико-методологические основы типологии региональных газет, особенности их содержания и оформления;
2. определить понятие и специфику размещения креолизованных текстов в содержании региональных печатных изданий;
3. определить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика и структуры газеты «Комсомольская правда – Урал»
4. сравнить и сопоставить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика выпуска газеты «Комсомольская правда – Урал» и федерального выпуска «Комсомольской правды».

Работа содержит 1 файл

Диплом (1).doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Более информативными являются специализированные рубрики, где в качестве авторов текста порой выступают не корреспонденты, а специалисты различных областей. В частности, достаточно часто появляются материалы, которые просвещают о том, как грамотно подойти к расчетам коммунальных услуг. К примеру: «Если вы уехали на лето в отпуск, можно не платить за услуги, которыми вы не пользовались. Заявление у вас примут, если вас не было дома более 5 суток подряд»63. В этом материале в качестве наглядной иллюстрации приведена типичная квитанция на оплату коммунальных услуг и на её примере читателю разъясняется, как правильно рассчитывать стоимость оказанных услуг.

Одним из приоритетных направлений газеты является освещение экономической сферы деятельности региона. Отдельным аспектом выделена рубрика «политика», которая в основной своей массе содержит сведения из федерального издания. Данная рубрика характерна своей краткостью и представлением материалов в виде сводки событий. Периодически в данной рубрике появляются сведения о деятельности местных властей, некоторые из них, в том числе, связанные с личной жизнью местных политиков.

Креолизованные  тексты в издании располагаются весьма плотно, однако каждый из представленных текстов выделен рамками, подзаголовками и заголовками.

Креолизованный  текст может быть оформлен с использованием различных средств. В частности, случае включения в текст нескольких составляющих над ним может расположиться основная идея, заключенная в какую-либо геометрическую фигуру. Сами тексты могут быть выделены «линейками» серого, оранжевого или черного цвета, которые указывают на то, что  начался новый текст, а предыдущий, соответственно, закончился. Текст может сопровождаться фотографией, неразрывно связанной с текстом сюжет, схемой, представляющей систему действий, о которой говорится в тексте и без которой текст не может быть полноценно воспринят и понят читателем (приложение 5).

Большая часть  материалов газеты креолизована частично. Полностью креолизованные тексты в местном издании встречаются чуть реже. Деление внутри креолизованных текстов газеты чаще всего осуществляется с помощью столбцов или деления на тематические блоки, каждый из которых выделяется своим подзаголовком. Между частями вкладываются административные пояснения, уточнения, вопросы и ответы читателей – все то, что делает текст неоднородным, и вместе с тем расширяет его и раскрывает его содержание.

Креолизованные  тексты издания «Комсомольская правда – Урал» неоднородны. В основном тесты несут в себе полезную и разнообразную информацию, но порой встречаются и малоинформативные тексты. Издание нацелено на  привлечение новых инвестиций, поэтому креолизованные тексты становятся атрибутом, направленным, в том числе на презентацию компании. Между тем данные тексты являются особенностью, которая формирует облик издания, как развлекательного и общественного, ориентированного на социальные проблемы.

Как отмечает в  своей работе С.А. Самолетов «оформление газеты должно строиться на её содержании. Задача оформителя – сделать текст максимально доступным и легко воспринимаемым для читателя. Недопустимо жертвовать содержанием в угоду более эффектному оформлению»64. В оформлении своих газетных полос газета «Комсомольская правда – Урал» строго придерживается этого принципа. Содержание для региональной газеты всегда приоритетней, чем даже самое яркое оформление текста, в отличие от федерального издания, которое, как отмечалось выше, может позволить себе пожертвовать содержанием в угоду оформлению. В местном же издании оформление непосредственно связно с содержанием и используется не только для красоты, но и для увеличения практической пользы текста, который читателю будет проще воспринимать, видя перед собой конкретные примеры.

При оценке креолизованных текстов и особенностей их расположения в газете необходимо отметить, что  общая концепция выбрана удачно. Полноценное восприятие текста не прерывают  многочисленные элементы оформления, поскольку они сами являются неотъемлемой частью текста.

Однако в  региональной газете «Комсомольская правда – Урал» главной функцией, которую  выполняют креолизованные тексты остается всё же привлечение читательского  внимания. И в этом смысле креолизованные тексты местного издания полностью отвечают запросам своей аудитории. Они в меру информативны, информация, содержащаяся в них, может нередко пригодиться в повседневной жизни. Креолизованные тексты газеты весьма удачно структурированы, что позволяет читателям обращаться за информацией к газете не только по привычке, но и как к удобному средству получения информации. Наконец, креолизованные тексты, своим необычным оформлением, привлекают внимание к газете и являются поводом прочитать не только креолизованный текст, но и всю газету.

Между тем, ориентация газеты на нужды и потребности  своей аудитории – важнейший  фактор успеха печатного издания  на рынке. Возможности современных  компьютерных технологий, в области  газетной верстки и печати, позволяют  газете использовать самые необычные  формы оформления печатной полосы. В «Комсомольской правде – Урал» используется целый арсенал современных средств оформления газеты, что наглядно подтверждает проведенный нами анализ. Однако оформление креолизованных текстов в данном издании выполнено на высоком профессиональном уровне, без чрезмерной пестроты и избыточности в оформлении. Это позволяет газете сделать свои креолизованные тексты интересными и необычными и, вместе с тем, удобными для восприятия своими читателями.

«Комсомольская  правда – Урал», как показал наш анализ, активно использует самые нестандартные способы оформления своих текстов. Это заключается, в том числе, но не исключительно, в использовании самых разнообразных геометрических форм фотоснимков, иллюстрирующих материал, использовании разнообразных служебных элементов, для выделения наиболее важных фрагментов текста и т.д.

Проведенный нами анализ показал, что креолизованные тексты в газете «Комсомольская правда – Урал» имеют несколько функций. Одна из них утилитарная – креолизованный текст позволяет руководить вниманием читателя, помогает ему выделять наиболее важные, по мнению редакции, аспекты и заострять на них внимание. Также они выполняют важную иллюстративную функцию, ведь любая тема, объясненная на конкретном примере, лучше воспринимается и понимается читателем, а, соответственно, и лучше запоминается.

Именно поэтому  на сегодняшний день креолизованные тексты неотъемлемой частью композиционно-графической  модели газеты «Комсомольская правда – Урал».

Заключение

 

Таким образом, в процессе изучения поставленных вопросов было выявлено, что в последние десятилетия средства  массовой информации претерпевают существенные изменения, связанные с перемещением внимания аудитории с печатных изданий на аудиовизуальные СМИ. Неудивительно, ведь различные электронные СМИ в конечном счете значительно удобнее для аудитории. Вместе с тем, телевидение, радио и Интернет могут выдавать информацию более оперативно, чем газета, которая имеет строгий график выхода в свет. Кроме того, ТВ и радио создают у аудитории иллюзию бесплатности, ведь конкретную теле- или радиопрограмму не приходится покупать за свои деньги, как в случае с газетой. Всё это становится причиной того, что печатные издания постепенно становятся менее востребованными и теряют своего читателя.

Необходимость выживать на современном медиарынке приводит печатные издания к активной переориентации на потребности читателя. А также внесение в их содержание значительной коммерческой составляющей в виде рекламы и различного рода объявлений. Одновременно с этим многие издания в своем содержании ориентируются на привлечение внимания читателя включением в содержание газеты различного рода скандальных статей, сопровождая их полноцветными фотографиями и рисунками. 

Периодические печатные издания на современном этапе своего развития являются важнейшим инструментом управления общественным мнением и представлениями, а так же формирования общественного мнения. Главным аспектом в данном процессе, прежде всего, является процесс управления информацией, направленный на достижение определенной цели.  При формировании отношения к событию уважаемое периодическое печатное издание имеет огромные возможности, преподнося его в таком ракурсе, в котором выгодно. В связи с этим практически однозначное событие может быть истолковано в различном ключе.

Региональная  пресса является той сферой массовой информации, которая представляет ситуацию на уровне определенного географического  пространства со всеми его проблемами и особенностями. Однако при всем этом исследователи отмечают не только ее значимость, но и по большей части ограниченность, некомпетентность.

Одним из приоритетных средств повышения уровня информативности  и привлекательности для региональной газеты становится включение в ее содержание значительного количества креолизованных текстов. Множество информации совершенно различного характера, а также значительная конкуренция в данной сфере, обусловливает стремление руководства газет и журналов привлекать внимание не только названием, но и ярким оформлением. В связи с этим креолизованные тексты играют важную роль, являясь средством привлечения внимания. Начиная с первой полосы и обложки, креолизованные тексты занимают порой более 60% от общего объема газеты или журнала развлекательно-информативного формата. Одной из главных причин данного явления служит тот факт, что при выборе издания визуальная информация становится наиболее информативной. При сочетании с броским заголовком, хорошим фотоснимком, ярким оформлением, материал имеет гораздо больше шансов привлечь внимание спешащего по делам человека, чем даже самая талантливая статья.

Региональное  издание «Комсомольская правда –  Урал» является изданием насыщенным креолизованными текстами и элементами графики. Креолизованные тексты имеют  в данном издании важную роль, поэтому  насыщенные изображениями тексты размещаются на первых полосах, привлекая внимание читателя и максимально воздействуя на его визуальное восприятие. Максимальный эффект должно произвести именно оформление, в том числе изображение, что делает актуальным высокое качество фотографии в издании. Помимо фотографий креолизованные тексты представлены карикатурами, символическими изображениями, стилизациями. Яркость и нестандартность в подаче материалов на самые разнообразные темы становится основной регионального издания «Комсомольская правда – Урал». Издание во многом ориентируется на базовую федеральную газету, перенимая принципы и методы работы, что обусловливает ее специфические составляющие и значительную популярность у населения Урала.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Радионцева Е.С. Творческий потенциал современной региональной газеты [текст]/Е.С. Радионцева. – Екатеринбург, 2009. с. 3.

2 Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения. - Екатеринбург, 2006.

3 Лазарева Э.А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики //Лингвистика. Екатеринбург, 2003. Т. 9

4 Алексеев В.А., Багиров Э.Г., Беда А.Д. Планирование работы в редакции. -М.: Госполитиздат, 1979.

5 Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров: Учебное пособие для вузов/ Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я.- М.: Высш. школа, 1978.

6 Западов А.В. От рукописи к печатной странице: о мастерстве редактора. - М.: Совет, писатель, 1978.

7 Лубкович И.М. Местная печать: проблемы повышения эффективности. - Львов: Выща шк. Изд-во при львовском ун-те. 1989.

8 Гончаров Ю.А. Региональные СМИ как система // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности: Материалы Первых Северо-Западных чтений / Отв.ред. А.Д. Кривоносов. - СПб.: Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ, 2003; Гончарова О. Была многотиражной, стала медиахолдинговой // Журналист. 2002. - №12.

9 Григорьев Д. Газета в стиле «ретро» // Журналист. 2002. - №9.

10 Григоренко С.В. Выживать помогает министерство // Региональная печать в системе СМИ Сибири: Тез. науч.-практ. конф.- Новосибирск: Полиграфкомбинат, 2001.

11 Зинченко А. Будет ли районный газетчик жить достойно? // Журналист. -2001.-№6.

12 Княжева JI. Исчезнут местные газеты и станет совсем прекрасно // Журналист. - 2005. -№1.

13 Ливанова М. Региональная газета на информационном рынке: сегодня и завтра // Журналист. 2006. - №11.

14 Пуля Ю.С. Показатели экономической деятельности современных региональных (городских) газет // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности: Материалы Первых Северо-Западных чтений / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПбГУ, 2003.

15 Пугачев Ф. Муниципальная пресса востребована // Журналист. - 2005. -№6. С. 35.

16 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2005. с. 61.

17 Клишин А.В. Местная пресса и власть: поиск модели взаимоотношений/А.В. Клишин // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: Тез. науч.-практ. конф. Часть 8. — М., 2002. с.38.

18 Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России/Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2005. с.218.

19 Ефименко Н. О чем хлопочет районка? // Журналист. - 2006. - №10.  С. 29.

20 Кислая Л.Н. Редакционная политика региональной прессы [текст]/Л.Н. Кислая. – Новосибирск, 2008. с. 68.

21 Ефименко Н. О чем хлопочет районка? // Журналист. - 2006. - №10.  С. 29.

22 Княжева JI. Исчезнут местные газеты и станет совсем прекрасно // Журналист. - 2005. -№1. - С. 32.

Информация о работе Формирование и описание роли креолизованных текстов