Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустриальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.

Юровский А.Я. в одной из своих работ писал о телевидении: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СМИ

1.1 История становления и развития телевидения

1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения

1.3 Функции телевидения в современном мире

1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ПРОГРАММ НА «ПЕРВОМ КАНАЛЕ» И «РОССИИ»

2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания

2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология

2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения

2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия_ типологические особенности.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Сотрудничество телевидения и государства не является аморальным или предосудительным само по себе. Все зависит от тех установок, тех принципов, которые распространяются посредством телевидения. Первичную ответственность в этом несет, разумеется, государство, телевидение же выполняет лишь функцию инструмента, посредством которого осуществляется влияние. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство - СМИ - народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.

Необходимо заметить, что независимо от политической системы государства, телевидение обязано представлять события в максимально беспристрастном, нейтральном виде. В противном случае, навязчивая пропаганда, умалчивание одних подробностей и акцентирование других, приводит к утрате качества информации и, впоследствии, доверия аудитории.

5. Организаторская функция. Организаторская и управленческая функции – это не одно и то же. Телевидение целенаправленно, вынужденно или случайно, иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Примером осуществления этой функции могут быть многочасовые телемарафоны с благотворительными целями, опросы аудитории, проведение социальных акций (например, уборка города в весенний период), соблюдение правил дорожного движения и т.д.

6. Образовательная функция. В настоящий момент существует целый ряд каналов (особенно на западе), транслирующих образовательные передачи. В данном случае телевидение тоже является инструментом, однако используется для иных целей. Трансляция учебных циклов предназначена в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.) и не имеющих других возможностей для получения подобных сведений. В бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу Центрального телевидения, сегодня в России работают несколько подобных каналов.

7. Рекреативная функция. Также мало связана непосредственно с журналистикой, однако очень характерна именно для телевидения. Как известно, рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Миллионы людей предпочитают отдых на диване с телевизионным пультом. Причина – огромное количество развлекательных телепрограмм рекреативной направленности. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы) создается, как правило, специализированными телекомпаниями, сотрудничающими с телеканалами.

Таким образом, телевизионные каналы охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека, заполняют информационное пространство и практически все свободное время. Но так ли все хорошо на телевидении, действительно ли телеканалы предоставляют информацию всем, кто в ней нуждается? К сожалению, российское телевидение находится в таком состоянии, когда одна из главных аудиторий остается без внимания. На главных российских телеканалах практически отсутствуют детские передачи. О детском и юношеском телевидении мы поговорим далее.

 

1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении

Прежде, чем приступить к детским и подростковым каналам, появившимся в России после перестройки, хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс и рассказать об образовательном телеканале для школьников, существовавшем в СССР. О том, как он создавался и какие передачи транслировались, достаточно подробно рассказал в своей книге «Телевидение: Страницы истории» корифей телевидения Вилен Владимирович Егоров[25].

Первой учебной передачей на советском телеэкране считается лекционный курс «Автомобиль» студии «Техфильм», который выходил в эфир еженедельно в январе–мае 1955 года. В тот период в Москве на ЦТ существовала постоянная рубрика «В помощь школе», в Ленинграде – «Телевизионный лекторий для старшеклассников». В этих передачах читались лекции по высшей математике и ряду других теоретических дисциплин. Рубрики имели определенный успех у школьников, что заставило руководство страны озаботиться вопросом организации систематического учебного телевещания для школ, вузов. В результате в марте 1965 года на Центральном телевидении был открыт специализированный канал, названный третьей (учебной) программой. Однако эта программа никогда не была общесоюзной.

Создавались учебные программы, которые, по сути, были наглядным пособием для школьников, изучающих ту или иную дисциплину в рамках программы. Утренний блок третьей программы адресовался школам. Дневные факультативные передачи выходили за рамки учебника и адресовались не только детям, но и взрослым.

План нашего вещания на предстоящий учебный год утверждала, кроме коллегии Гостелерадио СССР, коллегия Министерства просвещения СССР. Решалось, какие предметы нуждаются в телевизионном подкреплении, а какие нет и, на основе этого, принималось решение о выборе предметов и тематики.

Вот, что пишет об этом сам автор: «Предпочтение отдавалось темам, которые имели принципиально важное значение в изучаемом предмете и могли быть раскрыты доходчиво и наглядно. Прежде всего, это недоступный в обычной школьной лаборатории эксперимент, показ тех или иных процессов в динамике, видеозаписи уникальных явлений природы и т.п. Телевизионные уроки облекались в форму не только лекции или беседы, но и инсценировки, очерка, экскурсии, репортажа. Независимо от формы изложения материала авторы всегда помнили о специфике своей аудитории и стремились увлечь воображение зрителя поисками ученых, романтикой творческого развития человеческой мысли. Для того чтобы стимулировать самостоятельное мышление учащихся, иногда в конце передачи давались контрольные вопросы и задания.

Для школьников, желавших поступить в вузы, редакция совместно с одним из самых престижных вузов Москвы – МИФИ – организовала курс лекций по математике. На их долю выпал неожиданный успех. Юные телезрители с азартом решали задачки, другие «домашние задания», которые давали с экрана профессора. Лекции – а их было около 60 – записывались на черно-белую кинопленку; в кадре – доска с мелом и одинокий профессор, читающий лекцию будущим абитуриентам. Писем от школьников было так много, что в МИФИ для анализа домашних заданий стали привлекать студентов-старшекурсников, а по итогам такой переписки институт отбирал себе будущих студентов»[26].

За двадцать с небольшим лет существования учебной программы по ней прошли передачи почти по всем дисциплинам программы средней школы.

Современное российское телевидение претерпело значительные перемены в последние годы, причем даже не по отношению к советскому телевидению, а по отношению к российскому телевидению девяностых годов.

Сегодня на первом плане – монетизация и, следовательно, рейтинги, все остальное становится неактуальным. С одной стороны это вполне объяснимо, телеканалы должны зарабатывать, чтобы существовать. С другой стороны они перестают выполнять ключевые функции – культурно-просветительскую, образовательную, интегративную. Если же говорить о детских передачах, то здесь ситуация еще более сложная[27].

Согласно правилам лицензирования телевидения, установленным Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7–10% от эфирного времени[28]. Но, ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. На Первом канале детские передачи занимают не более 3% (Ералаш, Умники и умницы, Мультфильмы) эфирного времени, на канале «Россия» около 0,4-0,5% эфирного времени (Спокойной ночи, малыши!), канал НТВ вообще не включает в сетку детские передачи, за исключением «Детского утра на НТВ» по воскресеньям, что составляет не больше 0,4% эфира. Немногим лучше выглядит канал ТВЦ, здесь детские передачи составляют 3,5-4% эфира, «Культура», где художественные и мультипликационные фильмы для детей занимают около 4,5% эфира[29].

Больше всего программ для детей и подростков на канале СТС. Назовем несколько передач: развивающая программа «Галилео», игровая «Кто умнее пятиклассника?», интеллектуальная игра «Самый умный», детская программа «Детские шалости», снятая по формату «Устами младенца», некогда достаточно рейтинговой передачи на РТР. Кроме того, СТС транслирует достаточно большой объем мультфильмов, в основном иностранных.

Необходимо заметить, что многие каналы транслируют мультфильмы в самое неудобное для детей время. ТВЦ показывает отечественные мультфильмы в 5:15 утра, НТВ по выходным в 6:50, другие каналы зачастую действуют аналогично.

Таким образом, явно видно нежелание руководства телеканалов занимать эфирное время нерейтинговыми и некоммерческими детскими передачами. Детское телевещание находится в глубоком кризисе. Для того, чтобы понять это, достаточно изучить программу передач. Детских программ практически нет ни на основных метровых, ни на дециметровых каналах. Некоторые каналы пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир дешевыми и некачественными мультфильмами зарубежного производства, однако ни о какой воспитательной и образовательной функции, здесь речи не идет. Дети лишены национального телевещания, имеющего глубокие культурные традиции, вынужденно смотрят взрослые передачи и постигают мир не с той стороны.

По данным экспертов TNS Gallup Media, в среднем по России (в городах с численностью населения более 100 тысяч человек) среди аудитории старше четырех лет бесспорным лидером по-прежнему остается программа «Спокойной ночи, малыши!» (канал «Россия»). Ее рейтинговые показатели колеблются от 6 до 8,5%. Второе место занимает киножурнал «Ералаш» (Первый канал), за ним с примерно равными показателями следуют программа «Дисней-клуб» (Первый канал) и мультсериалы канала СТС. То есть на всем российском телевидении есть только несколько передач, имеющих достаточно весомый рейтинг. При этом две передачи («Спокойной ночи, малыши!» и «Ералаш») созданы несколько десятилетий назад и сегодня снимаются по одному шаблону. То есть ничего нового не создается, а все, что было создано в 90-е годы давно закрыто и забыто[30].

Не лучше ситуация и с вещанием для подростков. Специальные программы, рассчитанные на эту аудиторию, на российском телевидении практически полностью отсутствуют. Как следствие, подростки вынуждены смотреть фильмы и передачи для взрослых. То, что они там видят, вызывает вполне закономерную озабоченность у ученых. Достаточно вспомнить пресловутый «Дом-2», чтобы понять насколько сложная ситуация в этом сегменте телевидения.

Уже несколько лет в Центре социологии образования Российской академии образования (РАО) изучают влияние, которое современное отечественное телевидение оказывает на молодых россиян. В ходе экспертных телепросмотров, длительность которых составила 116 часов, удалось выяснить, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики (то есть каждые 15 минут). Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета можно сделать вывод, что в среднем российский ребенок или подросток ежедневно видит не менее девяти подобных сцен. При этом если в утренние часы в среднем транслируется 3,2 сцены насилия или эротики за один час телевещания, то в вечерние уже 4,3, а в ночные – 5,4[31].

Электронные СМИ, среди которых и телевидение, стали одним из основных факторов социализации современного ребенка. Отсутствие юношеских редакций, студий, производящих детские программы и фильмы, приведет к потере еще одного подрастающего поколения. Детское вещание – это не только мультфильмы, это еще и огромный пласт научно-популярных, учебных программ, экранизаций классических произведений, беседы об искусстве и музыке, в том числе современной, а также великое множество других форм и жанров. Современное российское телевидение очень далеко от детей и подростков, даже в сложные постперестроечные годы эфир был заполнен детскими передачами, сегодня же их практически нет.

Необходимо заметить, «Первый канал» и «Россия» все-таки имеют детские телеканалы – «Теленяню» и «Бибигон». Оба с утра до вечера показывают развивающие и образовательные программы, мультфильмы и даже детские сериалы про школьную жизнь, взаимоотношения и т.д., но аудитория этих каналов несравнима с их «родителями», зачастую они просто недоступны для детей. Так, если «Бибигон» в Москве ловится практически везде, с «Теленяней» сложнее. Однако, если говорить о регионах, то здесь ситуация иная, эти телеканалы могут быть просто незнакомы детям[32].

Кратко рассмотрим историю и концепцию этих телеканалов.

«Теленяня», (прежнее название «Эрудит») — детский телеканал для зрителей в возрасте от 3 до 8 лет. Производителем телеканала является ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть». Вещание ведётся круглосуточно на русском языке. Канал транслируется в кабельных сетях России и стран СНГ. Вещание канала стартовало 8 сентября 2006 года под брендом «Эрудит». 1 июня 2007 года канал «Эрудит» сменил название на «Теленяню». Основная аудитория – дети от 3 до 8 лет[33].

ФГУП ГТК «Телеканал «Бибигон» — создан и входит в телехолдинг ВГТРК. Начал вещание 1 сентября 2007 года. Название получил в честь персонажа сказки К. И. Чуковского «Приключения Бибигона». Возрастная аудитории не ограничен, транслируются передачи для детей младшего возраста и подростков[34].

Несмотря на то, что детское телевидение в России все-таки существует, оно по-прежнему недоступно для большинства детей и, следовательно, не может рассматриваться как массовое. О качестве детских телепрограмм на других каналах говорить сложно, так как оценивать зачастую приходится дешевые низкокачественные мультсериалы, закупленные за рубежом. Необходимо менять сложившуюся ситуацию. Прежде всего, необходима планомерная подготовка профессиональных кадров, способных создавать качественные телевизионные продукты для детей. Необходима программа целевой государственной поддержки телеканалам для того, чтобы они были заинтересованы в создании детских и подростковых передач.

Информация о работе Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия