Россия в первой половине XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Основные тенденции социально-экономического развития страны.
Внутренняя политика Александра I.
Внутренняя политика Николая I.

Работа содержит 1 файл

!!!Россия в первой половине 19в.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:«Отечественная история»

Тема №9: «Россия в  первой половине XIX в.»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент I курса заочного факультета

специальности «Экономика и управление на предприятии»

группа ЭПП-09  

Низов В.Н.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2010

Тема №9. Россия в первой половине XIXв.

 

План работы:

  1. Основные тенденции социально-экономического развития страны.
  2. Внутренняя политика Александра I.
  3. Внутренняя политика Николая I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные тенденции  социально-экономического

развития страны.

 

В XIX в. Россия вступила, сохраняя внешне облик самодержавного государства  с феодально-крепостнической системой хозяйства. Если по численности населения и военной мощи Россия, безусловно, была первой державой Европы, то структура ее экономики значительно отставала от Европейских стран. Лишь 5% помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном в условиях крепостничества толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства — увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян, составляющих основную массу населения страны.

И все же Россия XIX в. приобретала  новые черты. Веяние новых идей, идущих из передовых стран Запада, становилось  все ощутимей. Отражением этого влияния  было то, что экономика России приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными, чем в XVIII в., и более противоречивыми.

Растет новый класс  — буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов и мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа ненаселенной земли, в 1803-м помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп, а в 1818-м крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Промышленное развитие страны было затруднено из-за крепостничества, так как предпринимательская  деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, затруднял технический прогресс.

Развитию экономики  препятствовало и плохое состояние  дорог. Поволжский хлеб, например, доставлялся  в Петербург лишь на второй год  после сбора. Первый пароход “Елизавета”  появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837-м. К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало. Но даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих — также новый для России класс — уже приближалось к 1 млн.

В возраставшей торговле преобладал внутренний оборот, но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась внутренняя торговля, особенно с национальными окраинами империи, а также внешняя торговля. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и Среднюю Азию.

Подводя итоги сказанному, отметим что, хотя в России в начале XIX в. продолжал формироваться капиталистический уклад, она оставалась аграрной страной. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возрастающее отставание от Запада не способствуют росту международного влияния России и осложняют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя политика Александра I

Александр I (правление  с 1801 по1825)

Факторы, определявшие внутреннюю политику Александра I.

 

  • Разложение и кризис крепостнической системы.
  • Появление и развитие новых рыночных тенденций в жизни страны.
  • Нарастание различий в общественном и экономическом развитии России от стран Запада. В то время как в наиболее передовых странах утвердился капитализм, проводились либеральные реформы, в России сохранялись самодержавие и крепостничество, все более очевидным становилось ее отставание.
  • Активная внешняя политика, частые войны требовали огромных средств, приводили к милитаризации страны и усилению "оборонного сознания" у населения.
  • Усложнение социально-экономической, политической и духовной жизни требовало усовершенствования государственного аппарата.

 

Главными же  задачами своего правления  Александр I считал решение следующих вопросов: отмены крепостного права, реформу органов управления и просвещения. Он объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки, было запрещено печатать в газетах объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. последовал указ о «вольных (свободных) хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, т.к. за первую четверть 19 в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Стали разрабатываться проекты освобождения крестьян. После окончания Отечественной войны 1812 г. он, по просьбе помещиков Прибалтики, отменил здесь крепостное право.

Проводя реформы государственного управления, он заменил устаревшие коллегии министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия.

В России начала расти  прослойка бюрократии, всецело зависящей  от милости царя и получаемого  за службу жалованья.

В 1802 г. был реформирован сенат, ставший высшим судебным и  контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Либеральный проект реформирования органов управления по поручению царя был создан статс-секретарем Непременного совета М.М. Сперанским. Однако из-за сопротивления дворянства он практически не был реализован.

После завершения Отечественной  войны 1812 г. император во внутренней политике предпринял очередную серию  реформаторских попыток.

Еще в 1809 г. было создано  Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с  собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством).

В мае 1815 г. Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

В 1817 - 1818 гг. ряд близких  к императору людей (в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России.

В 1818 г. Александр дал  задание Н.Н. Новосильцеву подготовить  проект конституции для России. Проект "Государственной уставной грамоты  Российской империи", предусматривавший  федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 г. и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820 г.), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822 - 1823 гг.

 Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества.

В 1817 г. вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения  во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура.

В 1822 г. Александр I запретил деятельность в России масонских  лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за "дурные поступки" ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

Итоги внутренней политики Александра I:

  • В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране.
  • Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества (указ о "вольных хлебопашцах").
  • Первый период правления Александра I (до Отечественной войны 1812 г.) был качественно новой ступенью развития политики "просвещенного абсолютизма".
  • Последнее десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 20-х годов.

 

Итак, Александру I не удалось  провести коренные преобразования путем  «реформ сверху». Насущные общественно-политические проблемы остались нерешенными. Неожиданная  смерть императора в ноябре 1825 г. породила ситуацию междуцарствия, социальные потрясения и поиски будущими самодержцами иных путей преобразований в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя политика Николая I.

 

Николай I (правление с 1825 по 1855)

 

Факторы, влиявшие на внутреннюю политику:

 

  • Стремление власти укрепить социально-экономическое положение страны и, не затрагивая крепостнической основы экономики, ускорить развитие промышленности в целях повышения военной мощи России.
  • Необходимость усиления самодержавия, которое воспринималось как единственная сила, способная не допустить революционное движение в стране, обеспечить политическую стабильность и порядок.
  • Осознание частью правящих верхов неизбежности изменений, подготовка постепенных и осторожных преобразований.
  • Противопоставление процветающей "самобытной" России "гниющему" Западу ради достижения духовного сплочения всего народа вокруг трона и недопущения влияния "пагубных" революционных идей, проникающих из Европы и разлагающих нестойкую часть общества.
  • Дворянская интеллигенция после подавления восстания декабристов постепенно прекращает сотрудничество с государством, уходит из службы, что понижает моральный и профессиональный уровень чиновничества, станет одной из причин кризиса николаевской системы.
  • Тяжелая и длительная Кавказская война, выполнение Россией функции "жандарма" Европы требовали огромных средств, влияли на политику правительства и духовную атмосферу в обществе.
  • Личные качества императора.

 

Николай I не готовился, да и не хотел править, но, считая, что  главное содержание жизни - это служба, принял престол, как служебное поручение. Вдохновляемый идеей долга и служения России, понятой им в духе воинской дисциплины, он стремился укрепить в стране порядок, напоминающий казарменный, не терпел "либеральной болтовни", подрывающей, по его мнению, устои общества. Николай I не раз заявлял, что ему нужны люди послушные, а не умные. Чуждый идей конституционализма, прагматик, искренне считавший, что самодержавная форма правления отвечает национальному духу русского народа, он стремился к достижению благополучия для своей родины на путях максимальной регламентации всех сторон ее жизни .

 

В 1826 г. создается II отделение "Собственной его императорского величества канцелярии" (с.е.и.в.к.), приступившей к кодификации законов и их упорядочиванию. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, а главное, утвердить в управлении страной принцип "верховенства закона", т.е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством реабилитированного М.М. Сперанского были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. ("Полное собрание законов Российской империи"), а также составлен "Свод законов Российской империи", включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

Информация о работе Россия в первой половине XIX в