Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустриальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.

Юровский А.Я. в одной из своих работ писал о телевидении: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СМИ

1.1 История становления и развития телевидения

1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения

1.3 Функции телевидения в современном мире

1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ПРОГРАММ НА «ПЕРВОМ КАНАЛЕ» И «РОССИИ»

2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания

2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология

2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения

2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия_ типологические особенности.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Первый советский телевизор, выпущенный промышленностью, назывался Б-2. Эта механическая модель появилась в апреле 32 года. Первый же электронный телевизор был создан гораздо позже - в 1949 году. Это был легендарный КВН 49. Телевизор был оснащен столь маленьким экраном, что для более-менее комфортного просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. Производство же цветных телевизоров, в СССР началось лишь в средине 1967 года.

Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала общедоступной повсеместно.

Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA. Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а следовательно, были доступны далеко не всем[11].

Стремительное развитие телевидения во второй половине 20-го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой.

В начале радиолампы были вытеснены полупроводниками – первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем. Теперь же существуют системы, когда вся электронная начинка телевизора заключена в одну микросхему.

Первый пульт дистанционного управления был создан в 1950 году. Этот пульт подключался к телевизору посредством длинного провода. Несколькими годами позже Роберт Адлер предложил использовать для этой цели ультразвук. Предпринималось также попытки использования луча видимого света. Но в итоге остановились на инфракрасном излучении, которое и используется до сих пор.

По мнению А.Я. Юровского, детское вещание началось в январе 1939 г. передачей «С новым годом». В январе 1940 г. дети увидели новогодний спектакль «Зайкин дом»[12].

Его мнение поддерживает А. Ожерельева, которая в своей статье утверждает, что Советский союз на десятилетие раньше, чем США, осознал необходимость создания телепрограмм для детей, однако до 1950 года передачи показывались от случая к случаю, с того же года регулярное вещание для детей начало и американское телевидение, зародив институт «субботнего утра»[13].

При этом в СССР с самого начала телевидение оценивалось как воспитательный и образовательный элемент, а в США как хорошая возможность размещения рекламы. Связано это, в первую очередь, с особенностью экономик двух стран. В то время как в Соединенных Штатах царили рыночные отношения, всей собственностью СССР распоряжалось государство. В полной мере это относилось и к телевидению, и появление детского контента было обусловлено двумя разными целями в разных странах – денежной, с одной стороны, и воспитанием идеологически правильно настроенного поколения – с другой.

На советском телевидении готовились передачи для детей разного возраста: «Отзовитесь, горнисты!», «Спокойной ночи, малыши», телевизионные олимпиады, «Музыкальные вечера для юношества», «Весёлые старты», «Умелые руки» и др. В передачах «Лица друзей», многие из которых готовятся по письмам зрителей, рассказывается о лучших учителях, об опыте работы в детских коллективах, о советских людях, отдающих все силы воспитанию подрастающего поколения. Для подростков и молодежи предназначены телевизионные программы - «В эфире - молодость», «В добрый путь», «А ну-ка, девушки» и др[14].

В рубриках «Страницы творчества советских писателей», «Литературные беседы», «Мастера искусств», «Поэзия», «Рассказы о художниках» и др. ведётся большой разговор о роли и месте деятелей литературы и искусства в жизни страны. Особое место занимают программы учебного телевидения, подготавливаемые совместно с органами народного образования, АПН СССР, АН СССР, ведущими учебными заведениями. Передачи для средней школы охватывают основные темы большинства школьных дисциплин и передаются как непосредственно в класс, так и для просмотра школьниками в вечернее время. Систематически велись передачи для учителей («Экран - учителю»), для абитуриентов поступающих в вузы, студентов заочных и вечерних вузов[15].

В 1970-е – начале 1980-х годов обе страны получают результаты своей детской политики на телевидении. В нашей стране этот период считается периодом наибольшего подъема, расцвета детского телевещания, когда с экранов провозглашались вечные ценности в игровой форме. Формула этого телевидения звучала так: обучая, развлекай! В то же время в США это формула выглядела иначе: рекламируя, развлекай! Коммерческий подход привел страну к осознанию кризиса, а первые попытки с ним бороться – к еще более глубокому в него погружению. Как это произошло и в России в 1990-х годах.

Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается губительной. Федеральная комиссия по коммуникациям США в 1990 году издает Акт о детском телевидении, который направляет развитие американского телевидения для детей по тому вектору, по которому шло изначально советское вещание – т.е. в сторону образования, воспитания и ограничения рекламы, полное отсутствие которой, как подтвердилось на российском опыте в 90-х годах (закон запрещал какую бы то ни было коммерческую информацию во время трансляции детских передач), поставило бы отрасль на грань выживания.

Российское телевидение в это же время двигается в противоположную сторону. Конечно, причиной тому - смена политического курса и становление рыночной экономики. В этот период передачи для детей становятся похожими на американские программы во время их становления, с типично откровенной рекламой. Например – программа «Дисней-клуб» (сравнить с «Тип-топ клуб», который выходил в США в 1950-х годах, преимущественно для рекламы хлеба одноименной марки)[16].

Получается, что страны совершили рокировку: в США - от коммерческого развлекательного телевидения к образовательному под государственным контролем, а в России - от образовательного к развлекательному.

В середине 2000-х годов в России стали появляться первые телеканалы для детей. Видимо, как ответ на кризис программы на этих каналах отвечают требованиям воспитания нравственности у подрастающего поколения. Тем не менее, в РФ количество детских каналов достаточно мало и практически недоступно большей части населения.

В США количество этих каналов таково, что их простое перечисление представляется затруднительным - существуют и телекомпании, которые занимаются исключительно детским контентом, а также «взрослые каналы» обычно имеют свои проекты, посвященные детям (ABCKids, PBSKids, DiscoveryKids и т.д.).

Телевидение для детей, как в США, так и в России сохраняет присущие ему изначально черты, хотя и несколько подкорректированные. Так, в США на многих детских каналах можно увидеть лишь развлекательный контент (обычно это кабельные сети как Nickelodeon, Cartoon Network, 4KidsTV), помимо того реклама зачастую присутствует прямо в названии шоу. Например, популярный сериал на Nickelodeon «iCarly» воспевает продукцию «Apple» и в названии (техника «Apple» традиционно имеет в названии букву i: плейеры»iPod», телефоны «iPhone» и т.д.), и по своей сути – сериал рассказывает о молодежи – активных пользователях технических новинок[17].

В то же время абсолютно все российские каналы, посвященные детям, имеют в сетке образовательные и воспитательные программы. Даже коммерческий телеканал «Мультимания» (более 90 % программ – мультсериалы иностранного производства) транслирует образовательные («Большая энциклопедия природы», «Исторические личности»), развивающие («Тельмо и Тула») и воспитательные мультфильмы. К современному периоду развития российского детского телевидения мы вернемся далее.

 

1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения

Телевидение является наиболее массовым из СМИ. Оно охватывает даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Почему? Об этом мы поговорим далее.

Способность телевидения к массовости объясняется его спецификой. Средства создания телевизионных продуктов, передачи их конечному потребителю и уровень восприятия телевизионный информации отличны от всего, что было ранее. Телевидение объединяет в себе возможности радио, кино, газет, телеграфа, всего, что было до него. Объединяет и превосходит все характеристики традиционных СМИ. Рассмотрим некоторые специфические особенности телевидения[18]:

1. Телевизионный сигнал – это электромагнитные колебания, способные проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Современное спутниковое телевидение вообще не имеет преград и способно транслироваться в любую точку планеты, без всяких ограничений и это еще более усиливает позиции ТВ. Таким образом, телевидение можно считать вездесущным СМИ, для которого не существует расстояний и преград, вследствие чего аудитория которого может равняться населению целого региона или страны. 

2. Специфика подачи сигнала – телевизионная передача задействует два основных канала получения информации – визуальный и аудиальный. При этом человеку не требуется значительных усилий для ее восприятия, достаточно прислушаться и посмотреть на экран. Так телевизионные образы становятся доступными для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.

3. Оперативность. Телевидение способно сообщить форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, свидетельствуя о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.

Рассмотренные выше специфические свойства телевидения обеспечивают ему особые функциональные, структурные, выразительные и эстетические особенности, а также дает такие возможности, о которых ранее не могло быть и речи. Несомненно, телевидение заняло и продолжает занимать особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире. О функциях телевидения мы поговорим позднее, теперь же обратимся к типологии, чтобы составить более четкое представление о самом телевидении и его составляющих.

Согласно определению, типология — это вычленение в группы предметов самых характерных общих признаков и создание на основе этих общих признаков какого-то типа, модели или классификации. Типологизировать можно практически все, от природных явлений, до материальных объектов. Главное в этом процессе – выделить общие признаки и объединить руководствуясь ими наиболее подходящие к каждой группе объекты[19].

В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по которым можно охарактеризовать любое СМИ[20]:

- по характеру аудитории;

- по предметно-тематической направленности;

- по целевому назначению;

- по времени выхода;

- по периодичности.

Как видно, вышеназванные типологические признаки нацелены, прежде всего на бумажные СМИ, однако мы перенесем их в телевизионную среду и создадим собственную классификацию. Основная структурная единица – телевизионный канал.

Итак, мы предлагаем классифицировать телевизионные каналы по следующим основаниям:

1. По характеру аудитории

- международные телеканалы - охватывают несколько стран (BBC, Euronews, Fox и т.д.);

- национальные телеканалы – охватывают население одной страны (Первый канал, Россия, НТВ и т.д.);

- межрегиональные – охватывают население нескольких регионов (телевидение Дальнего Востока, Сибири);

- территориальные (краевые, областные, районные телеканалы);

- этнические – нацелены на одну национальную общность;

- профессиональные телеканалы – нацелены на узкую профессиональную аудиторию (РБК-ТВ);

- телеканалы для различных социальных групп (например, религиозные телеканалы);

- телеканалы для различных возрастных групп (детские телеканалы);

- телеканалы для женщин и мужчин (Охота и рыбалка, Fashion TV);

- семейные телеканалы (например, «Домашний»);

- телеканалы для групп населения, выделяющихся по другим признакам.

2. По предметно-тематической направленности

Большинство телеканалов — универсально-тематические (представлены разные темы). Однако в последнее время наметилась тенденция к специализации, когда канал вещает только в своей нише, но значительно повышает качество и информационную достоверность своих передач. Специализированные телеканалы можно классифицировать по  предметно-тематической направленности:

- новостные телеканалы (Вести, Евроньюс);

- экономические телеканалы (РБК-ТВ, PRO Dеньги);

Информация о работе Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия