Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа
В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой. В русской экономике окреп капиталистический уклад, но по-прежнему определяющим фактором хозяйственной жизни страны оставалось дворянское землевладение, соединившееся в годы правления Екатерины II. Дворянство расширило свои привилегии, только этому «благородному» сословию принадлежала вся земля, ему же на унизительных условиях была подчинена значительная часть крестьян, попавших в крепостное рабство. Дворяне получили по Жалованной грамоте 1785 г. корпоративную организацию, которая оказывала большое влияние на местный административный аппарат. Власти зорко следили за общественной мыслью.
Введение
Усиление полицейско-бюрократического характера
государства при Николае I (1825-1855)
Экономическое развитие. Кризис крепостничества
«Золотой» век русской культуры
Просвещение и образование
Наука
Просветительская деятельность и литература
Театр и балет
Музыка, живопись и архитектура
Заключение
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
М. Л. Ермолаева
Киров 2011
Содержание
Введение
государства при Николае I (1825-1855)
Заключение
Список использованных источников
Введение
В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой. В русской экономике окреп капиталистический уклад, но по-прежнему определяющим фактором хозяйственной жизни страны оставалось дворянское землевладение, соединившееся в годы правления Екатерины II. Дворянство расширило свои привилегии, только этому «благородному» сословию принадлежала вся земля, ему же на унизительных условиях была подчинена значительная часть крестьян, попавших в крепостное рабство. Дворяне получили по Жалованной грамоте 1785 г. корпоративную организацию, которая оказывала большое влияние на местный административный аппарат. Власти зорко следили за общественной мыслью.
Своеобразный блеск
Внутреннее положение страны между тем было непрочным. Финансы испытывали угрозу постоянной инфляции. Выпуск ассигнаций (с 1769 года) перекрывал запасы серебряной и медной монеты, накопленные в кредитных учреждениях. Бюджет, хотя и сводился без дефицита, поддерживался только внутренними и внешними займами. Одной из причин финансовых затруднений были не столько постоянные расходы и содержание расширившегося административного аппарата, сколько рост недоимок податей крестьян. Попытки правительства и отдельных дворян увеличить товарность сельскохозяйственного производства за счет лучшей агротехники, о чем заботилось созданное в 1765 году Вольное экономическое, нередко лишь усиливали барщинный гнет крестьян, на что они отвечали волнениями и восстаниями.
Сословный строй, который до этого существовал в России, постепенно изживал себя, особенно в городах. Купечество уже не контролировало всю торговлю. Среди городского населения все более четко можно было выделить классы, характерные для капиталистического общества, ˗ буржуазию и рабочих. Они формировались не на юридической, а на чисто экономической основе, что характерно для капиталистического общества.
С середины XIX века в России начался промышленный переворот. Доведенная до предела внеэкономической эксплуатации система крепостничества превращалась в настоящий «пороховой погреб» под зданием могущественной империи.
Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха – Николая I (1796-1855). Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни". В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву.
Николаевское царствование
– время предельной централизации
управления империей, апогей самодержавия.
Все рычаги, приводившие в движение
сложную государственную
Официозные писатели инкорпорировали
национальную идею в имперскую идеологию.
Они сделали легенду о
Национальная идея российского
монархии нашла свою каноническую идеологическую
формулировку в знаменитой уваровской
триаде православие, самодержавие, народность.
В эпоху идеализма понятие
нации сопрягалось с
Петровские государственные институты, как писал М. Чернявский, были не более, чем «исполнителями и продолжателями личной воли Петра»3 ; то же самое можно сказать и о властной структуре николаевской России. Хотя к концу его царствования административный аппарат достиг внушительных размеров, Николай продолжал считать государство неотделимым от своей личной власти. Он установил тщательное наблюдение за всеми видными чиновниками (либо через административный надзор, либо через Третье Отделение, которое помимо всего прочего осуществляло персональную слежку за администрацией). Император казался вездесущим, чиновники видели в нем олицетворение государства. «Он всему дает значение и цвет, — писал барон Корф, — к нему сбегаются все радиусы многосторонней общественной деятельности»4. Двор в эту эпоху был местом демонстрации единства высших государственных чиновников с императором и царской фамилией. 5
Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать «безопасность престола и спокойствие в государстве» стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. III отделение располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.
Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного устава». Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего «чугунного» предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.
Столь же педантичному контролю
подвергались и учебные заведения.
Николай I стремился сделать школу
сословной, а преподавание, в целях
пресечения малейшего свободомыслия,
вести в строгом православно-
Следует отметить, что, взяв
на вооружение теорию официальной народности,
Николай I решительно боролся с любыми
отклонениями от православия. Весьма крутые
меры принимались против старообрядцев,
у которых отбирались молитвенные
здания, недвижимость и т.п. Дети «раскольников»
насильственно зачислялись в
школы кантонистов. Такая «защита»
интересов официального православия
не шла, однако, последнему на пользу. Православная
церковь при Николае I окончательно
превратилась в составную часть
бюрократической машины. Синод все
больше становился «ведомством православного
исповедания», управлявшимся светским
должностным лицом – обер-
Добиваясь укрепления существующего строя, Николай I не был уверен в его долговечности. Царь очень хорошо видел пороки возглавлявшейся им системы управления. Часть высших сановников полагала необходимым учитывать во внутриполитическом курсе требования времени, пойти на постепенное смягчение крепостного права и, не посягая на прерогативы, короны, принять меры, обеспечивающие законность в Стране. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал специальный секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в государстве и разработать программу необходимых реформ. «Комитет 6 декабря 1826 г.» действовал в течение трех лет. Им была намечена довольно обширная программа преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги выступили против этих планов. Восстание в Польше, «холерные бунты» 1830-1831 гг. окончательно похоронили большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной работы по систематизации законов, появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало издание «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи». Впрочем, значение, которое имели все эти упорядочившие законодательство меры, было небольшим, поскольку чиновничество действовало, абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами.
В последующие годы своего
царствования Николай I неоднократно возвращался
к мысли о необходимости
Николай I уделял большое
внимание вопросам укрепления позиций
первого сословия империи – дворянства
как важнейшей опоры трона. Процесс
постепенного экономического оскудения
дворянства давал себя знать по мере
разложения крепостнической системы.
В этой связи самодержавие стремилось
упрочить положение высших и средних
слоев помещиков, жертвуя интересами
слабевших экономически, а потому
казавшихся и политически ненадежными
представителей дворянства. Манифест
6 декабря 1831 г. допускал к участию
в выборах на дворянские общественные
должности только тех помещиков,
которые имели в пределах губернии
не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин
незаселенной земли. Для того чтобы
затруднить проникновение в дворянскую
среду выходцев из «податных состояний»,
в 1845 г. был издан закон, в соответствии
с которым на военной службе потомственное
дворянство приобреталось лишь по достижении
старшего офицерского чина, а на
гражданской – чина V, а не VIII класса,
как это практиковалось раньше. Своеобразную
преграду возраставшим домогательствам
на дворянское звание соорудил Манифест
10 апреля 1832 г. Им были созданы институты
«потомственных почетных граждан» (к
ним относились крупные предприниматели,
ученые, дети личных дворян и т.п.) и
«почетных граждан» (низшие чиновники,
выпускники высших учебных заведений).
Все они получали некоторую часть
дворянских привилегий – свободу
от телесных наказаний и др. Это,
по мысли правящих кругов, должно было
уменьшить желание «