Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Анализ современного состояния рынка государственных ценных бумаг России и его структуру, систему государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенности участников рынка государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг России и их характеристики, существующие проблемы рынка и пути их решения. Автор рассматривает прогнозы и тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Рынок государственных ценных бумаг.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

       Планируемый объем предоставления госгарантий  Российской Федерации в 2010–2012 гг. составит: в рублях – 580,5 млрд.; в иностранной валюте – 10,5 млрд. долл. США3.

       Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, по состоянию на 1.08.2009 года составлял 1,512 трлн. руб., на 1.08.2010 года 1973,362 трлн. руб.

       Таблица 2.2.1. Государственный внутренний долг РФ, Выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), млрд.руб.(по состоянию на 1.10.2010 г).

        Российский  внутренний государственный долг формирует относительно небольшое число инструментов, состоящих из четырех видов государственных облигаций. В настоящее время основную часть в его структуре составляют ОФЗ-АД. Это является результатом улучшения внешне-экономической конъюнктуры и макроэкономических показателей в предкризисный период, позволившим правительству привлекать средства под более низкую доходность.

       Виды  облигаций, составляющих внутренний долг, постоянно меняются (рис. 2.2.3. Приложения) и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится 7–13 лет. К числу так называемых «долгожителей» можно отнести ГКО, получившие широкую международную известность в связи с кризисом 1998 г. И просуществовавшие с начала 1994 г. до конца 2006 г. Жизненный цикл ОФЗ-ПД, вероятно, будет еще длиннее: этот вид ценных бумаг существует с 01.01.1997.

       По  сравнению с ведущими странами рынок инструментов внутреннего госдолга в Российской Федерации остается недостаточно развитым. Это касается, в частности, диверсификации используемых ценных бумаг.

       Держателями почти 40% государственных ценных бумаг, эмитированных Минфином РФ (на сумму около 1,5 трлн. руб.), являются банки. Из этой суммы на 5 крупнейших по величине активов банков приходится более 65% гособлигаций.

       Сформировавшаяся  структура держателей государственных ценных бумаг объясняется их сравнительно невысокой доходностью. По оценкам Минфина, в 2010–2012 гг.  возможен рост доходности по рублевым инструментам до 9,5–10,5% (по средне- и долгосрочным инструментам – до 12,0–13,0 и 13,0–13,5%  соответственно), если произойдет:

  • снижение курса рубля;
  • изменение объема валютных резервов;
  • корректировка цены на нефть;
  • рост процентных ставок на долговых рынках за рубежом.

       Низкая  реальная доходность госбумаг РФ, существующая в настоящее время, дает их эмитенту некоторые преимущества. В частности, сравнительно низкую стоимость обслуживания долга. По предварительным официальным данным, расходы на обслуживание государственного долга в январе–июле 2009 г. составили 103 млрд. руб., или 0,5% ВВП. Тем не менее в 2009–2012 гг. планируется заметный рост этих расходов, которые могут достигнуть 1,15% ВВП в 2012 г.

       Для повышения капитализации банков в ближайшие годы предполагается использование государственных ценных бумаг РФ путем обмена ОФЗ на привилегированные акции банков. Объем выпуска гособлигаций для обмена, по данным Минфина, может составить от 150 млрд. до 210 млрд. руб. Выпуск облигаций будет проводиться с 21.07.2009 по 31.12.2010 с датой погашения не позднее конца 2019 г.

       Для повышения эффективности использования новых инструментов и механизмов, направленных на рост капитализации банков (в том числе с использованием ОФЗ), необходимо более полно учитывать потенциальный объем рынка, доходность инструментов и их привлекательность, ликвидность таких инструментов и рынка в целом.

       Комплексное использование различных механизмов укрепления рынка, включая применение ОФЗ для капитализации банков, может быть весомым фактором, укрепляющим финансовую систему. Это должно способствовать стабилизации российской экономики в целом.

       Внутренний  государственный долг России в августе 2010 г увеличился на 3,4% и составил 2,04 трлн. руб. Об этом сообщается в пресс-релизе российского Минфина. Долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5%.

       Объем долга в других бумагах за последний  месяц не изменился. Наибольшую часть  среди этих обязательств составляют облигации федерального займа с  амортизацией долга (830,16 млрд. руб., или 40,7%).

       Россия  с 2009 г начала постепенно наращивать государственный долг, что было вызвано  дефицитом бюджета после кризиса. Правительство приняло решение  занимать как на внутреннем, так  и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на $5,5 млрд.

       Общая сумма внешней задолженности  государства на 1 августа составляла около $41,6 млрд. (более 1,2 трлн. руб.). Основная часть долгов (чуть менее 31 млрд.) приходилась на еврооблигационные займы

       Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, что превышает на 786,5 млрд. рублей показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей.

       Динамика  объема и структуры  внутреннего госдолга представлена в таблице № 2.2.2. Приложения.

       Объем внутреннего госдолга, выраженного  в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что  больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.

       Рис. 2.2.4 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах в 2010 году, млрд. руб.

          Общий объем эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации в 2010-2012 годах составит 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).

       Анализ  динамики показывает, что в структуре  внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах  доля государственных гарантий будет  составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).

        Рис. 2.2.5. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 1.10.2010 г.

       Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года - 42,8 млрд. долларов США, или 31,2 млрд. евро), на 1 января 2012 года - 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, на 1 января 2013 года - 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро. Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3 млрд. евро, или в 2,4 раза.

       Увеличение  величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями  на внешних финансовых рынках путем  размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

       Абсолютный  размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года.

       Динамика  объема и структуры внешнего долга  представлена в таблице 2.2.3. Приложения.

       Анализ  показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и

       МФО снизится в связи с завершением  погашения задолженности по ранее  привлеченным кредитам. При этом привлечение  новых кредитов не планируется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.3. Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг. 

       Во  всех цивилизованных странах государственные  ценные бумаги пользуются достаточно большим спросом среди населения  благодаря своей надежности. Пусть  они не самые доходные, но по сохранности  они впереди любой самой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет свои самые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другим углом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают жить сегодняшним днем, и слепого следования за государством нет.

       Что же представляет из себя сегодняшний  отечественный рынок государственных  облигаций? На середину прошлого года в свободном обращении на российском рынке облигаций находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, из которых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3  - облигациями Банка России, 43 - облигациями субъектов Федерации, 31 - облигациями муниципальных образований. Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает 33% от общего числа выпусков, субфедеральный - 39%, а муниципальный - 28%.

       Но  следует заметить, что данный сектор сам по себе существует в несколько  искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения для частного инвестора не представляют никакого интереса. Изначально государственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей - привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частных инвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструмент ГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998 г. состав участников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок, государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпуска рублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение очень длинным и низко доходным выпускам.

       На  сегодняшний день самый длинный  выпуск рублевых облигаций размещен до июля 2023 г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. При такой доходности ГКО / ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низко доходным депозитам Сбербанка, поэтому инвесторам - физическим лицам такой инструмент не интересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческие банки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительную часть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО / ОФЗ приравнивается практически к деньгам - под них не нужно отвлекать дополнительные деньги на создание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того, ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать и превратить в деньги.

       Невозможно  однозначно утверждать, что государственные  облигации проигрывают корпоративным  выпускам. Каждый вид облигаций, существующий на российском долговом рынке, имеет  как преимущества, так и изъяны. Бумаги федерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляции носит отрицательный характер, одновременно представляют собой самый низко рискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторов государственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные и более рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные и муниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаются ниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэтому они могут быть привлекательны для консервативных.

       Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов  власти. Государственные облигации  подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка. Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг