Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:22, дипломная работа
Анализ современного состояния рынка государственных ценных бумаг России и его структуру, систему государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенности участников рынка государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг России и их характеристики, существующие проблемы рынка и пути их решения. Автор рассматривает прогнозы и тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..
Ввод заявки на продажу возможен только в том случае, если дилера-продавца зарезервировано достаточное количество облигаций и,
соответственно, заявки на покупку, если у дилера-покупателя зарезервировано необходимое количество денежных средств. При поступлении заявки на покупку торговая система проверяет, есть ли неудовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой, меньшей или равной поступившей заявке. Если такие заявки имеются, то фиксируется сделка по цене заявок из очереди на продажу, поступившая заявка находится в системе, пока не будет полностью удовлетворена. Если поступившая заявка не удовлетворена или удовлетворена не полностью в течение торговой сессии, то ее остаток:
• ставится в очередь неудовлетворенных заявок на покупку, если
она подана с сохранением в котировках;
• снимается с торгов, если она подана без сохранения котировки.
Аналогично
при поступлении заявки на продажу
торговая система проверяет
Заявки в очереди на продажу располагаются по мере возрастания цены заявки и, наоборот, в очереди на покупку — по мере снижения цены заявки. При равной цене очередность заявок определяется временем их подачи. Размер заявки не влияет на ее приоритет. Сделка заключается по наиболее выгодной цене, имеющейся в торговой системе, т. е. по цене заявки, находящейся в очереди первой: максимальной — на покупку и минимальной — на продажу.
Кроме описанных выше сделок, дилеры могут заключать внесистемные сделки. Эти сделки заключаются дилерами в ходе переговоров без выставления заявок и потому лишь фиксируются торговой системой.
При этом различают сделки без подтверждения, когда информация о сделке вводится только одной стороной, и сделки с подтверждением, когда информация вводится обеими сторонами по сделке. Исполнение внесистемных сделок подчиняется тем же правилам, что и обычных сделок.
Сделки «репо» с ГКБО/ОФЗ Центробанк России ввел с августа 1996 г. Эти сделки Центробанк проводит с дилерами рынка, у которых образовалась отрицательная денежная позиция по итогам торговли.
Центробанк выступает в качестве покупателя государственных облигаций и лимитирует объемы таких сделок. Сделка «репо» может заключаться на один день или на определенный фиксированный срок (обычно 7 дней).
Следует отметить, что с 2003 г. в торговой системе НП «Фондовая биржа РТС» осуществляется торговля ценными бумагами субъектов РФ (Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Москвы и др.) как в форме первичного размещения, так и вторичного обращения облигаций. Более того, RTS Bonds предназначена не только для заключения сделок с облигациями внутреннего займа субъектов РФ, но и муниципальными, корпоративными облигациями, а также с еврооблигациями. Допуск облигаций к обращению в этой торговой системе означает автоматическое включение информации о ценах сделок по бумагам в официальную статистику биржи.
«Фондовая биржа РТС» предлагает участникам две технологии торговли:
1.
С полным предварительным
2.
Без предварительного
В условиях торговли с полным предварительным депонированием активов заключение сделок осуществляется автоматически при совпадении основных параметров заявок. Торговля без предварительного депонирования ценных бумаг и денежных средств производится в соответствии с Правилами торговли НП «Фондовая биржа РТС».
Расчетная система состоит из совокупности расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) и расчетных подразделений Центробанка России, обеспечивающих расчеты по денежным средствам по сделкам с ГКБО/ОФЗ. Расчетные подразделения Центробанка РФ представлены его территориальными учреждениями и структурными подразделениями, которые уполномочены Центробанком осуществлять расчеты по денежным средствам по итогам торгов на рынке ГКБО/ ОФЗ в соответствии с нормативными актами Центробанка РФ, регулирующими порядок расчетов по операциям с финансовыми инструментами на ОРЦБ. Расчетными центрами ОРЦБ являются небанковские кредитные организации, уполномоченные на основании договора с Центробанком обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с ГКБО/ОФЗ путем открытия счетов дилеров и осуществления операций по этим счетам.
Расчетная палата Ростовской межбанковской валютной биржи
(Ростов).
Депозитарная система — это совокупность организаций, обеспечивающих учет прав владельцев на ГКБО/ОФЗ, а также перевод облигаций по счетам «депо» по сделкам купли-продажи и в других случаях, предусмотренных нормативными актами Центробанка РФ.
Следует отметить, что для рынка ГКБО характерна двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарии. Головной депозитарий — это организация, уполномоченная на основании договора с Центробанком РФ обеспечивать учет прав на ГКБО/ ОФЗ по счетам «депо» дилеров и перевод ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо». Функции головного депозитария на рынке ГКБО/ОФЗ осуществляет в настоящее время некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный Центр» (НДЦ).
Субдепозитарии составляют организации, обеспечивающие учет прав инвесторов на ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо», а также перевод ГКБО/ОФЗ по счетам «депо» инвесторов на основании соответствующих договоров с инвесторами. На рынке ГКБО/ОФЗ функции субдепозитария могут выполнять только дилеры. При этом дилеру не допускается вести свои счета «депо» в своем субдепозитарии.
Центробанком
установлено требование по обязательному
ведению всех субдепозитариев на
единой технической базе Центра технического
обеспечения субдепозитариев
Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) (ранее — Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг — НАУРаГ) учреждена крупнейшими операторами рынка ценных бумаг при участии Минфина и Центробанка РФ в январе 1996 г.
В состав ассоциации входит около 200 кредитных организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг из 20 регионов России, операции которых составляют более половины объема российского рынка ценных бумаг. Управляющими органами ассоциации являются общее собрание ее членов и совет ассоциации. В состав совета НФА входят представители организаций-членов НФА, а также Центробанка и ФКЦБ России. Стратегию ассоциации определяет Наблюдательный совет.
В ноябре 2000 г. НФА получила лицензию ФКЦБ России саморегулируемой организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг но брокерско-дилерской деятельности и доверительному управлению, в декабре 2001 г. — по депозитарной деятельности. Таким образом, в настоящее время НФА имеет максимальный на российском фондовом рынке набор лицензий как СРО, охватывающих всю деятельность банков на рынке ценных бумаг.
Важнейшими задачами ассоциации являются:
НФА активно выполняет функции СРО как в части лицензирования профессиональных участников, так и участия в системе контроля ФКЦБ России над деятельностью профессиональных участников. Ею заключено Генеральное соглашение с Центробанком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля над деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.
Партнерами НФА
в ее работе являются крупнейшие объединения
— Российский союз промышленников
и предпринимателей, Торгово-промышленная
палата РФ, Ассоциация российских банков,
Ассоциация региональных банков «Россия»,
Национальная валютная ассоциация, Ассоциация
региональных валютных бирж, Ассоциация
участников векселного рынка, Российский
биржевой союз и другие профессиональные
и общественные объединения.
2.2.
Структура государственного
долга, выраженного
в ценных бумагах.
Сейчас, когда для российской экономики все более актуальным становится вопрос о финансировании бюджетного дефицита, механизмы формирования госдолга должны стать объектом более пристального внимания.
В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011-го и 2012 года подчеркивается, что кратко- и среднесрочная политика в области государственного долга РФ направлена:
Ключевые задачи в области государственных внутренних заимствований, в частности, предполагают повышение ликвидности государственных ценных бумаг, а также сохранение их оптимальной дюрации и доходности. В то же время намечается, что показатели долговой устойчивости РФ (соотнесение объема внешнего долга и расходов на его обслуживание с объемом ВВП, экспорта, ЗВР, доходами федерального бюджета и т.д.) останутся на более благоприятном уровне по сравнению с другими странами. Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ. В первую очередь это связано со значительным снижением – в 3 раза – внешнего долга (рис. 2.2.1. Приложения).
Хотя доля внутреннего долга в структуре общего долга увеличилась (с 16% на 01.01.2004 до 56 – на 01.08.2009), тем не менее отношение внутреннего государственного долга к ВВП заметно сократилось (рис. 2.2.2. Приложения).
Результатом проводившейся политики замещения внешнего долга внутренним стало заметное снижение нормы обслуживания государственного долга: с 9,9% в 2006 г. до 1,6 – в 2008 г. В дальнейшем предусматривается сохранение преемственности в сфере долговой политики, в первую очередь в области государственных внешних заимствований, а также долговых процессов, формирующихся вследствие взаимодействия с международными финансовыми организациями.
В кратко- и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга может продолжить рост при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренними.
При этом возможны:
В
связи с актуальностью и