Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:22, дипломная работа
Анализ современного состояния рынка государственных ценных бумаг России и его структуру, систему государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенности участников рынка государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг России и их характеристики, существующие проблемы рынка и пути их решения. Автор рассматривает прогнозы и тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..
Для обеспечения ликвидности новых выпусков государственных облигаций и рынка в целом, планировалось, что трех- и пятилетний выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом будут размещаться в течение одного года в объеме 42 млрд. руб. каждый (то есть в 2009 г. будут размещаться уже два новых соответственно трех- и пятилетний выпуска облигаций). Десятилетние выпуски облигаций с амортизацией долга будут размещаться в течение двух лет (то есть предложенный к размещению в 2008 г. выпуск будет размешаться и в 2009 г.), а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — в течение трех лет (то есть предложенный к размещению в 2008 г. выпуск будет размещаться и в 2009 и в 2010 гг.). При этом общие объемы выпусков будут доводиться соответственно десятилетних выпусков облигаций с амортизацией долга до 80-85 млрд. руб., а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — до 90-100 млрд. руб.
В условиях повышенного спроса на рублевые инструменты, в том числе государственные ценные бумаги, Минфин России будет проводить дополнительное размещение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмещению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. Размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным по объемам .
Следствием проводимой Минфином России в 2008 г. политики заимствований на рынке государственного внутреннего долга явилось то, что из общего, объявленного к размещению объема новых госбумаг в сумме 98,0 млрд. руб. по номиналу размещено облигаций на сумму 97,655 млрд. руб., или 99,65 процентов.
Наглядное представление правильности проводимой Минфином России заемной политики дает статистика проведения Минфином России первичных аукционов по размещению государственных ценных бумаг за 7 месяцев 2008 г. Таким образом, за 7 месяцев 2008 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,6748 в то время как в 2007 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,5176.
Необходимо отметить, что ГСО в ходе доработки нормативной базы изменили свою целевую направленность. Сейчас ГСО в большей части превращаются в инструмент для размещения пенсионных накоплений для государственной управляющей компании и Пенсионного фонда России. Рыночное размещение ГСО будет незначительным.
В 2008 г. доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, существенно зависит от текущей ситуации на валютном и денежном рынках.
В течение 2006-2008 гг. уровень доходности по государственным облигациям (индекс портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно ниже текущих показателей, характеризующих инфляцию /24/.
Существуют причины, разнонаправлено влияющие на уровень процентных ставок на рынке ГКО-ОФЗ.
Основными причинами, препятствующими росту доходности на рынке государственных ценных бумаг, являются следующие:
Среди причин, способствующих повышению доходности, можно выделить две — сохранение высокой стоимости пассивов для российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг) и высокий уровень показателей инфляции, так значение, индекса потребительских цен в январе-июне 2008 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сохраняется значительное превышение дюрации федеральных облигаций над дюрацией корпоративных и субфедеральных облигаций.
В апреле 2008 г. Правительством Российской Федерации рассмотрены перспективы долговой политики на следующий трехлетний период — на 2008-2010 гг., которая является логическим продолжением подготовленной Минфином России в 2008 г. стратегии. В результате начинает складываться система качественного среднесрочного планирования долговых операций Минфина России, что позволяет повысить эффективность управления государственным долгом Российской Федерации и обеспечить прозрачность проводимых операций.
Основные приоритеты, определенные в стратегии на 2006-2009 гг., для внутреннего рынка сохраняются и в 2008-2010 гг. Сюда входят:
- обеспечение сбалансированности источников финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках совместно с поступлениями от приватизации и реализацией государственных запасов и средствами Стабилизационного фонда Российской Федераций;
- сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;
- осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;
- изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга при одновременном уменьшении внешнего долга, особенно его нерыночной части.
Такая
политика Минфина России, учитывающая
рыночные изменения, позволила значительно
снизить спрэды между федеральными облигациями
и корпоративными и субфедеральными облигациями
и, соответственно, повысилась привлекательность
государственных федеральных ценных бумаг
за счет повышения интереса к ним со стороны
все более широкого круга участников.
Заключение.
Одним из наиболее востребованных видов ценных бумаг являются государственные ценные бумаги. Это обусловлено тем, что в современных экономических условиях они являются, с одной стороны, важным источником поступлений в бюджет, с другой, одним из наиболее надёжных из доступных нашим согражданам вариантом инвестирования своих средств. Дело в том, что ГЦБ имеют самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала.
Государственные бумаги обеспечивают инвестору максимальную сохранность основной суммы займа, стабильную доходность, высокую степень ликвидности.
Рынок государственных ценных бумаг – это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам.
В последние годы российский рынок государственных ценных бумаг стал быстро развиваться. Сегодня наблюдается довольно быстрое расширение емкости этого рынка, т.е. объема проводимых на нем операций. Все большее число юридических и физических лиц стремятся выйти на этот развивающийся сектор отечественного финансового рынка в качестве и покупателей, и продавцов. Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций, как правило, не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики России.
В настоящий момент самой существенной составляющей внутреннего долга России являются государственные ценные бумаги, которые состоят из государственных краткосрочных облигаций, облигаций государственного республиканского внутреннего 30-летнего займа РСФСР 1991 г. (государственные долгосрочные облигации), облигаций федерального займа, облигаций государственного сберегательного займа, а также бескупонные облигации Банка России.
В
связи со стремлением Правительства
РФ использовать государственные краткосрочные
и среднесрочные обязательства в качестве
одного из определяющих источников бюджетных
поступлений, рынок государственных ценных
бумаг получает мощный импульс.
Список
используемой литературы.
Приложение.
Таблица 1.
Эмитенты | Срок обращения | ||
краткосрочные | среднесрочные | Долгосрочные | |
США | |||
1.Федеральные органы власти | |||
1.1. Рыночные ценные бумаги | Казначейские векселя (до 1 года) | Казначейские
ноты
(на 2 – 10 лет) |
Казначейские бонды (на 20 – 30 лет) |
1.2. Нерыночные ценные бумаги | - | Сберегательные
облигации
(на 8 – 10 лет) |
- |
2. Муниципальные органы власти (штаты, муниципалитеты и др.) | Краткосрочные векселя (до 1 года) | Краткосрочные
и среднесрочные облигации
(от 1 года до 9 лет) |
Долгосрочные
облигации
(свыше 20 лет) |
3. Организации, связанные с правительством | - | Облигации
Азиатского банка развития.
Системы фермерского кредитования. | |
ГЕРМАНИЯ | |||
1. Федеральные органы власти | |||
1.1. Рыночные ценные бумаги | Казначейские
сертификаты
(от 6 мес. до 2 лет) |
Федеральные облигации
(5 лет) |
Облигации Германии (до 30 лет) |
1.2. Нерыночные ценные бумаги | - | Казначейские
обязательства
(на 1 – 2 года). Сберегательные облигации (на 6 – 7 лет) |
- |
2. Муниципальные органы власти | - | Долговые
сертификаты и облигации | |
3. Организации, связанные с правительством | - | Долговые
сертификаты и облигации | |
ЯПОНИЯ | |||
1. Центральное правительство | Казначейские векселя (на 3 – 6 мес.) | Среднесрочные
облигации
(на 2 – 5 лет) |
Долгосрочные
облигации
(на 10 – 20 лет) |
2. Муниципальные органы власти | - | Облигации префектур, городов | - |
3. Организации, связанные с правительством | - | Облигации предприятий и организаций, связанных с правительством | - |
РОССИЯ | |||
1. Федеральные органы власти | Краткосрочные облигации и векселя | Облигации федерального займа | Государственные долговые облигации |
Облигации внутреннего валютного займа | |||
Облигации сберегательного займа | |||
2. Другие органы государственной власти | Краткосрочные бескупонные облигации | Среднесрочные облигации. Муниципальные жилищные сертификаты |