Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:22, дипломная работа
Анализ современного состояния рынка государственных ценных бумаг России и его структуру, систему государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенности участников рынка государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг России и их характеристики, существующие проблемы рынка и пути их решения. Автор рассматривает прогнозы и тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..
В 1996 г. в бездокументарной форме были выпущены в обращение облигации Государственного нерыночного займа. Объем эмиссии составил 15 трлн. неденоминированных руб. Облигации не могли обращаться на вторичном рынке, их нарицательная стоимость составляла 1 млн. руб., а доход в виде процента к номиналу, установленный Министерством финансов, выплачивается ежегодно.
Ещё одним видом ценных бумаг, выпускавшихся Правительством в это время, были Государственные жилищные сертификаты. Они также не имели хождения на рынке, предназначались для граждан страны, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались в квадратных метрах жилой площади. Сертификаты выпускались в бумажной форме, являлись именными ценными бумагами с годовым периодом обращения.
Помимо эмиссии ценных бумаг Правительство практиковало также предоставление государственных гарантий по отдельным выпускам корпоративных облигаций. Примером могут служить облигации российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), крупнейшим участником которого является государство. Министерство финансов стало гарантом этих ценных бумаг, а Банк России – генеральным агентом по размещению займа. Продажа облигаций РАО ВСМ началась в начале 1996 г. на ММВБ и была первым ее опытом в части корпоративных инструментов.
На российском рынке государственных ценных бумаг начался процесс интеграции в мировую финансовую систему.
Помимо
экспансии внутренних государственных
займов в этот период в Российской
Федерации началась эмиссия международных
ценных бумаг. В 1996 – 1997 гг. Правительство
разместило три выпуска еврооблигаций.
Первый транш, выпушенный в ноябре 1996 г.
на пять лет объемом 1 млрд. долл. Под 9,25%
годовых, разошелся достаточно успешно,
преимущественно среди инвесторов из
Юго-Восточной Азии. Поскольку Министерство
финансов изначально ориентировалось
на американских и европейских инвесторов,
второй транш, выпущенный в марте 1997 г.
на семь лет объемом 2 млрд. немецких марок
под 9% годовых, было решено номинировать
именно в марках ФРГ. По косвенным данным
участников размещения, этот выпуск разошелся
с трудом, в следствие ряда неучтенных
эмитентом особенностей рынка. Выпуск
третьего транша в июне этого же года объемом
2 млрд. долл. На 10 лет под 10% годовых не
изменил ситуацию: 53% займа было размещено
в США, 24% - в Азии и 23% - в Европе. К концу
рассматриваемого периода цены на российские
еврооблигации начали снижаться из-за
кризисных явлений на мировых финансовых
рынках.
1.3.
Виды государственных
ценных бумаг в России.
Государственные облигации можно сгруппировать по трем признакам.
1. По виду эмитента:
1)
федеральные государственные
2)
государственные облигации
3)
муниципальные облигации –
В
некоторых странах к
2. По степени обращаемости:
3. По сроку обращения:
В
Российской Федерации установлен максимальный
срок, на который могут выпускаться
облигации. Для федеральных
Различают
разные виды государственных и
Генеральными условиями определяются:
В настоящее время на уровне федеральных облигаций определены генеральные условия выпуска следующих облигаций:
Аналогичные виды облигаций за исключением облигаций, погашаемых золотом, и облигаций внутреннего валютного займа, могут выпускаться субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Основные виды государственных ценных бумаг в России и в развитых странах приведены в таблице 1.3.
1) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
В начале 1992 г. ЦБ России приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. Были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца. Постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.
Эмитентом ГКО выступало Министерство Финансов РФ. В качестве генерального агента, а также дилера выступал ЦБ РФ. Облигации выпускались со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Операции с этими ценными бумагами были сосредоточены на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).
Размещение облигаций происходит на аукционе. Организованном ЦБ по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объем выпуска, место и время объявляются ЦБ России не позднее, чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.
Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита.
Обеспечивая
организационную сторону
В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы. Преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.
ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежной форме минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже – 0,1% от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО – 0,1% от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно не велики. Дополнительное преимущество инвестирования в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль.
В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. Объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд. долл., что превышало годовой бюджет России. Всего за 1993 – 1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. долл. по номиналу.
Надежность
ГКО по сравнению со всеми остальными
инструментами финансового
Рынок ГКО – оптовый, профессиональный, поэтому ГКО на самом деле действует в безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской межбанковской валютной бирже, а это довольно сложно для населения. Хотя рядовые инвесторы имеют право покупать ГЦБ, подавляющее большинство населения этого не делает и свои средства хранит на счетах в сберегательных банках.
Основная причина краха рынка ГКО была обусловлена высоким уровнем доходности, несмотря на все более сокращавшуюся доходную базу федерального бюджета и отсутствие экономического роста в стране.
Задолженность по ГКО, которая сложилась на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реструктурирована в новые, более долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г.
2) Облигации внутреннего валютного займа 1993 г (ОВВЗ).
История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической деятельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)
Условия займа. Валюта займа — доллары США. Процентная ставка — 3% годовых. Объем займа — 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. в
1996 г. Номинал облигации — 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска – предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам – 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.
Выпуск - 5 серий:
Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту. Облигации внутреннего валютного займа являются валютными ценностями, а потому обращаются на территории России в соответствии с валютным законодательством РФ, вывоз их за пределы России запрещен.