Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Анализ современного состояния рынка государственных ценных бумаг России и его структуру, систему государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенности участников рынка государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг России и их характеристики, существующие проблемы рынка и пути их решения. Автор рассматривает прогнозы и тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Рынок государственных ценных бумаг.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

       Наряду  с агентской деятельностью Центробанк России может осуществлять деятельность по купле-продаже ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов. При этом Центробанк имеет право делегировать дилерские полномочия своим территориальным управлениям.

       Центробанк  приобретает облигации на аукционе от своего имени и за свой счет при предоставлении Министерству финансов РФ краткосрочного кредита для покрытия дефицита государственного бюджета, а также при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, которые возникают при выпуске и погашении ГКБО/ОФЗ. И в том, и в другом случае облигации приобретаются по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита кредитования федерального правительства.

       Центробанк  РФ является также контролирующим органом на рынке государственных облигаций, осуществляя сбор информации о ходе торговли, об остатках средств на торговых счетах дилеров, об остатках ценных бумаг на счетах «депо» дилеров в депозитарии и т. п. Центробанк РФ приостанавливает операции любого дилера на срок до одного месяца, если тот нарушил законодательство и инструкции, а также без объяснения причин в связи с расторжением договора, однако, в этом случае Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договора. Следует отметить, что Центробанк России обязан соблюдать конфиденциальность собранной информации о дилерах, инвесторах и других участниках рынка и не имеет права предоставлять ее третьим лицам.

       Дилерами  могут быть профессиональные участники  рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности, заключившие договор с Центробанком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКБО/ОФЗ. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.

       Дилеры  – профессиональные участники рынка  ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление  дилерской, брокерской и депозитарной деятельности, заключившие договор  с Центробанком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКБО/ОФЗ. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.

       К организациям, претендующим на выполнение функций дилера на рынке ГКБО/ОФЗ, Центробанк России предъявляет специальные требования, которые с 10 ноября 1998 г. определяются положением Центробанка.

       Согласно  действующему положению дилер не должен иметь нарушений налогового законодательства, убытков, задолженности по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды на последнюю отчетную дату. Дилер также должен располагать собственными средствами (капиталом).

       Следует отметить, что для дилеров, являющихся кредитными организациями, Центробанк России устанавливает дополнительные требования. К ним относятся:

  • выполнение обязательных резервных требований за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи документов для заключения договора с Центробанком;
  • отсутствие просроченной задолженности по кредитам, ранее предоставленным Центробанком России, и процентам по ним, а также других просроченных обязательств перед Центробанком;
  • недопущение фактов неоплаты расчетных документов клиентов, а также самой кредитной организации непрерывно свыше пяти дней в связи с отсутствием средств на ее корреспондентском счете;
  • отнесение к категории финансово стабильных банков;
  • членство в Национальной фондовой ассоциации (НФА).

       Дилеры, не относящиеся  к кредитным организациям, могут участвовать в другой саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, получившей в установленном порядке лицензию ФКЦБ России.

       С кандидатами в дилеры, отвечающими  требованиям Центробанка РФ, заключается  договор о выполнении функций дилера с присвоением уникального кода, который указывается во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями данного дилера. Дилер имеет право расторгнуть договор с Центробанком без объяснения причин с предупреждением за месяц и возмещением Банку России причиненного ущерба. Он принимает на себя обязательство осуществлять операции с государственными облигациями только в рамках торговой и расчетной систем и не осуществлять внебиржевых сделок с облигациями.

       Перед работой с инвестором дилер заключает  с ним договор на обслуживание, который предусматривает присвоение инвестору индивидуального кода и оговорку права передачи информации о сделках в Центробанк России. Договор с инвестором заключается, как правило, в форме брокерского договора комиссии, где предусматриваются следующие обязательства дилера:

  • исполнение поручения инвестора при соблюдении исключительно его интересов;
  • предоставление инвестору необходимой информации при соблюдении условий конфиденциальности, достоверности и своевременности;
  • извещение инвестора о наступлении обстоятельств, ведущих к нарушению его интересов.

       В сделках дилера от своего имени запрещается использовать облигации инвесторов.

       Коды, присваиваемые Центробанком РФ дилерам и дилерами инвестору, уникальны и имеют определенную структуру. Код дилера состоит из одиннадцати значащих разрядов:

       Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9Х10Х11,

       где XI — указывает тип дилера:

       С — банк, кредитные организации;

       N — небанковские организации; 

       S — государственная организация; 

       Z—  центральный банк;

       Х2ХЗХ4Х5Х6 — указывают на номер дилера, присвоенный ему по договору с Центробанком России;

       Х7Х8Х9Х10Х11 всегда равны 00000.

       Регистрационный код инвестора имеет аналогичную  структуру:

       Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9Х10Х11,

       где XI и Х2ХЗХ4Х5Х6 — совпадают с первыми цифрами дилера, с которым заключен договор;

       Х7 — указывает тип инвестора:

       1 — банк;

       2 — профессиональные участники  рынка ценных бумаг; 

       3 — институциональные инвесторы (ОАО, ЗАО, страховые общества, пенсионные фонды и т. п.);

       4 — физические лица;

       5 — органы государственной власти и подведомственные им учреждения (федеральные и органы субъектов РФ);

       6 — прочие инвесторы; 

       7 — нерезидент РФ;

       8 — доверительные управляющие. 

       Х8Х9Х10Х11 — указывает порядковый номер инвестора, присвоенный ему дилером при заключении договора на обслуживание.

       Особое  место на рынке государственных  ценных бумаг занимают инвесторы  — юридические и физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие облигации на праве собственности или ином вещном праве, а также на праве доверительного управления и имеющие право на владение ими. В условиях двухуровневой (дилер-инвестор) системы доступа участников к рынку инвестор обязан заключить с дилером договор на обслуживание, которым определяется порядок приобретения, владения и продажи инвестором облигаций, а также права и обязанности сторон. Инвесторы действуют через дилеров на основании договоров с ними, поскольку правом непосредственного участия (заключения сделок) на рынке государственных ценных бумаг обладают только дилеры — профессиональные участники рынка ценных бумаг, отвечающие требованиям, устанавливаемым Банком России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.1.2. Инфраструктура рынка  государственных  ценных бумаг. 

       Инфраструктура  рынка большей частью представлена предприятиями, осуществляющими деятельность по организации торговли, депозитарную, клиринговую и иную профессиональную деятельность, представляющую институт посредничества специализированных организаций, а также деятельность по саморегулированию на этом рынке. Круг инфраструктурных предприятий на рынке государственных ценных бумаг определяется, как правило, Министерством финансов РФ и Банком России.

       Функции торговой системы на рынке ГКБО/ОФЗ  выполняет ММВБ на основании договора с Банком России. Выступая в качестве торговой системы, ММВБ организует заключение (регистрацию) сделок с ГКБО/ ОФЗ на первичном и вторичном рынке, осуществляет расчет позиций дилеров, а также составляет расчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в расчетную систему и депозитарий.

       ММВБ  как торговая система имеет всероссийскую сеть региональных представителей, функции которых в настоящее время выполняют:

    • Сибирская межбанковская валютная биржа (СМВБ);
    • Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ);
    • Ростовская валютно-фондовая биржа (РВФБ);
    • Уральская региональная валютная биржа (УРВБ);
    • Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (АТМВБ);
    • Нижегородская валютно-фондовая биржа (НВФБ);
    • Самарская валютная межбанковская биржа (СВМБ).

       В торговой системе рынка ГКБО/ОФЗ  осуществляются первичное размещение, вторичное обращение и погашение государственных ценных бумаг. Основой механизма торговли является Order driven market, т. е. рынок конкурирующих между собой заявок, при котором сделка заключается автоматически при пересечении условий во встречных заявках. Торговая система рынка ГКБО/ОФЗ является полностью компьютеризированной системой: ввод заявок и заключение сделок производится в электронной форме.

       Первичное размещение государственных облигаций осуществляется в форме простого аукциона закрытого типа. Дата аукциона, предельный объем выпуска, место и время проведения объявляются Центробанком России не позднее чем за семь дней до его проведения. В объявлении могут содержаться ограничения на участие в аукционе нерезидентов.

       Общая схема организации торговли на первичном рынке ГКБО включает следующие этапы:

       1. Дилер подает заявку на приобретение  облигаций в определенном проценте от объявленного объема эмиссии по номиналу. Введение дилером заявки означает его безусловное согласие на заключение сделки купли-продажи ГКБО/ОФЗ на определенных условиях. На аукцион принимаются заявки двух типов: конкурентные заявки, в которых указывается цена покупки (с точностью до сотых долей процента) и объем участия в аукционе покупки (количество облигаций в штуках), и неконкурентные заявки, где отражается сумма денежных средств на покупку по средневзвешенной цене аукциона. Соотношение конкурентных и неконкурентных заявок составляет, как правило, 70/30. Запрещается предварительный сговор дилеров по ценовым условиям аукционов.

       2. Конкурентные заявки удовлетворяются полностью по указанным в заявках ценам, но не ниже минимальной цены продажи или так называемой цены отсечения. Цену отсечения определяет Минфин РФ на основе анализа всех поступивших заявок на аукцион. Она устанавливается на уровне, обеспечивающем максимальный объем размещения ГКБО. Сделки, заключаемые в электронной торговой системе; проходят сверку в момент заключения и не требуют дополнительного подтверждения со стороны их участников, то есть являются locked-in-tmde. Неконкурентные заявки вводятся в торговую систему по средневзвешенным ценам, рассчитываемым торговой системой в автоматическом режиме на основе цен конкурентных заявок.

       Выпуск ГКБО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее 20% от общего объема облигаций, предлагавшихся на аукционе. Дополнительное размещение облигаций осуществляется на вторичном рынке.

       С ГКБО/ОФЗ на вторичном рынке могут заключаться сделки купли-продажи, сделки «репо» (сделки купли-продажи с обязательством обратного выкупа), сделки залога, иные сделки в порядке, установленном Центробанком России.

       Заключение  сделок по перепродаже либо по доразмещению облигаций осуществляется также на основе конкурентных (лимитных) и неконкурентных (разновидность лимитных) заявок дилеров на продажу или покупку ГКБО/ОФЗ, введенными в торговую систему. В зависимости от типа дилера конкурентные заявки могут быть с сохранением в котировках и без сохранения в котировках.

       Неконкурентные  заявки заключаются по средневзвешенной цене на момент подачи заявки, которая  рассчитывается торговой системой в автоматическом режиме по совершенным сделкам по данному выпуску облигаций. Реализация заложенных облигаций происходит на основании неконкурентных заявок.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг