Региональное распределение инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.

Содержание

1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам 5
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона 5
1.2. Региональная система управления инвестициями 13
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России 20
2.1. Инвестиционный климат в регионах России 20
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики 27
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г. 30

Работа содержит 1 файл

986-а.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

Костромская область вместе с подавляющим большинством регионов Центральной России попадает в наиболее многочисленную группу (пониженный потенциал - умеренный риск), в которую входят 25 субъектов федерации. Попадание в эту группу как Костромской, так и Владимирской, Ярославской, Тульской и других областей обусловлено снижением их некогда более солидного промышленного потенциала. Иными, словами, они все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал. Костромская область среди других регионов Центральной России выделяется более высоким инновационным и инфраструктурным потенциалом, а также низким социальным и криминальным риском. Несмотря на снижение инвестиционного потенциала Костромской области, риск инвестирования в нее имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению, что повышает ее инвестиционную благоприятность для иностранных инвесторов.

Анализ взаимосвязи и взаимодействия совокупного спроса, инвестиций, занятости и денежной политики ценен и актуален для регионов тем, что позволяет лучше видеть тенденции развития региональных экономических явлений, связанных с инвестиционным процессом, и факторы, на них влияющие. Учитывать тенденции и факторы представляется важным как при осмыслении причин резкого спада инвестиций в условиях транзитивной экономической системы, так и при разработке предложений, направленных на исправление сложившегося положения. Проблема спроса является, по всей видимости, вторым (после денег) наиболее уязвимым и не отработанным моментом региональной экономической доктрины.

Стратегический эффект устойчивого развития, как следует из концепции В. Леонтьева, может обеспечить определенная критическая масса мер воздействия с целью вывести экономическую систему на траекторию нового витка экономического роста. Это достигается за счет:

а) задействования структурных факторов (новые технологии и др.), увеличивающих крутизну производственной функции;

б) изменения потребительских предпочтений (стимулирование накопления);

в) массированного притока капитала из-за рубежа (что создает новые исходные условия для развития экономики).

Все эти меры на уровне региональной экономики давно используются. Однако по причине хаотичного, случайного во времени их использования и комбинирования, без отслеживания общего экономического эффекта, все вместе они не достигают, очевидно, той самой критической массы.

В общей сложности в субъектах РФ разного уровня (республиках, краях, областях, автономных образованиях) принято 80 соответствующих правовых актов, в том числе 50 законов. Только в 1999 г. появились региональные законодательные и иные акты по вопросам господдержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Смоленской, Тамбовской и Новосибирской областях, в Краснодарском крае. Разрабатывается законодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Хакасия, Орловской, Рязанской, Тверской, Читинской, Камчатской и Сахалинской областях.


1.2. Региональная система управления инвестициями

Управление инвестиционной деятельностью в масштабе региона представляет собой совокупность практических действий органов государственного управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. От эффективности инвестиционных решений зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона в целом. Поэтому особый интерес приобретает изучение и обобщение новейших достижений и зарубежного опыта управления инвестициями со стороны органов власти[4].

Для решения проблем инвестиционного развития в регионе требуется кропотливая, планомерная и системная работа. От того, что понимается под системой государственного управления инвестициями, какие элементы в ней выделяются, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, какие критерии оценки качества управления инвестициями применяются, зависит почти все, что ассоциируется с государственным управлением[5].

В практике и теории накоплен определенный опыт исследования проблем государственного регулирования инвестиционной сферы. Однако вопросы управления инвестициями и оценки качества инвестиционной политики на уровне субъекта федерации и местного самоуправления на сегодняшний день остаются малоизученными, не дают полного представления о целостности и системности государственной инвестиционной политики и о механизмах ее реализации и мониторинга. Особую роль в этом играет тот факт, что местное самоуправление в современной России является новым общественным институтом, что обусловливает отсутствие навыков самостоятельной постановки целей и задач при управлении инвестициями. Следовательно, на первый план выдвигается методологический аспект оценки качества управления инвестициями на региональном и муниципальном уровне.Понятие управления инвестициями. Следует подчеркнуть, что мнения отечественных авторов относительно данной проблемы несколько разнятся, однако существенно дополняют друг друга. Под управлением инвестициями предлагается понимать определенное состояние такого управления, характеризующееся степенью соблюдения теоретических основ (инструментов и механизмов) и его совершенствование.

Общеизвестно, что системой называют совокупность элементов, связанных между собой цепью взаимоотношений с целью реализации определенных задач. Исходя из этого можно предположить, что государственное управление инвестициями представляет собой процесс управления всеми функциональными блоками инвестиционной сферы: инвестиционным рынком, инвестиционной деятельностью и инфраструктурой этой деятельности.

Задачу оживления инвестиционной активности и целенаправленной реструктуризации реального сектора экономики региона нельзя сегодня решить без помощи банковской системы, через которую осуществляется передача средств из финансовой сферы в реальный сектор. Актуальная задача формирования полноценного регионального рынка инвестиционных капиталов не может быть сегодня решена без стратегического развития региональной банковской системы как необходимого элемента, формирующегося социально ориентированное рыночное хозяйство региона, обеспечивающего надежное, качественное и эффективное ведение кредитных и расчетных операций реального сектора социальной сферы, а также обслуживание сбережений населения.

Важнейшими и самыми многочисленными экономическими субъектами являются потребители (домохозяйства), не занимающиеся бизнесом, однако имеющие доходы, осуществляющие расходы и имеющие склонность к сбережению. В развитых капиталистических странах представители государственной власти еще несколько столетий назад осознали необходимость займов у населения. Кредитными ресурсами могут пополняться бюджеты всех уровней, в том числе региональный (областной).

Важную роль в региональных инвестициях играют также инвестиции иностранных экономических агентов.

Инвестиционная стратегия является структурированной совокупностью нескольких информационно связанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой и информационно-аналитический (Приложение, рис.1).

Институциональный аспект инвестиционной стратегии представляет собой совокупность таких основных составных частей как: виды инвестиций, инвестиционный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в инвестициях (Приложение, рис. 2).

Нормативно-правовой аспект инвестиционной стратегии состоит из таких основных частей как: во-первых, законодательные и иные нормативные правовые акты государства, образующие юридическую основу и формирующие фискальную среду, в рамках которых корпорация формирует инвестиционную стратегию и осуществляет инвестиционный процесс; во-вторых, учетная политика корпорации, внутренние регулирующие документы, которые позволяют обеспечивать единый инвестиционный процесс в рамках подразделений корпорации.

Экономический аспект – совокупность экономических частей инвестиционной стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки инвестиционной стратегии, управление, финансирование инвестиционного процесса. В рамках экономического аспекта выделяются основные методы, критерии и цели инвестиционной стратегии (Приложение, рис. 3).

Информационно-аналитический аспект инвестиционной стратегии представляет собой систему обработки информации, состоящую из следующих частей: подсистема сбора и сортировки информации, подсистема хранения информации, подсистема поиска, подсистема анализа информации. Система обработки информации является базисом для создания информационного механизма региона и позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта инвестиционной стратегии.

Таким образом, инвестиционная стратегия на уровне региона – единая высоко-интегрированная система, состоящая из вышерассмотренных аспектов, неразрывно связанных между собой информационными потоками.

Рассмотрим организационную структуру инвестиционного рынка региона. Она состоит из трех равных по значимости секторов (Приложение, рис.4):

- сектор инвестиционных ресурсов;

- сектор обязательств и долей;

- сектор гарантий.

Каждый из названных секторов служит для определения реальных цен на объекты, обращающиеся на рынке. В связи с наличием у инвесторов свободных ресурсов возникает их предложение в секторе инвестиционных ресурсов. Предприятия предлагают в обмен на инвестиционные ресурсы свои доли и обязательства. Это порождает образование сектора долей и обязательств, при этом, как правило, возникают различные виды рисков, поэтому для их минимизации возникает сектор гарантий.

Для принятия решений на инвестиционном рынке региона помимо трех вышеприведенных секторов необходимо наличие достоверной информации, что обуславливает существование системы информации и адекватного ей информационного механизма региона.

Инвестиционный рынок региона также может быть представлен в виде модели кругооборота инвестиций и объектов инвестирования (Приложение, рис.5). Данная система основана на свободном движении инвестиционных ценностей и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций и финансовых средств), связывающем путем обмена инвесторов и потребителей инвестиций, а также регион в качестве субъекта рынка, предлагающего гарантии, через сектор инвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств и сектор гарантий.

Под инвестором при этом понимается лицо, предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы (например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).

Сектор инвестиционных ресурсов – часть инвестиционного рынка, на которой инвесторы и потребители инвестиций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инвестиционных ресурсов, получают информацию об объемах ценах инвестиционных ресурсов, а также непосредственно сами инвестиции[6].

В качестве компенсационного выступают сектор долей и обязательств, а также сектор гарантий. Сектор долей и обязательств – часть рынка на которой, посредством спроса и предложения устанавливаются цены на доли обязательства, которая обеспечивает получение информации об объемах и ценах долей и обязательств, а также на которой происходит переход долей и обязательств от потребителей инвестиций к инвесторам.

В свою очередь, сектор гарантий – часть инвестиционного рынка, которая позволяет определить цену и объемы необходимых гарантий на инвестиционные ресурсы, доли и обязательства.

Суммарная стоимость предложенных инвестиционных ресурсов в регионе может рассматриваться как инвестиционный потенциал региона, а суммарная потребность в инвестиционных ресурсах, то есть суммарная стоимость долей и обязательств, предлагаемых к реализации, может рассматриваться как инвестиционные потребности региона.

Главная мысль концепции «Управление инвестициями в реальный сектор» заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Управление в масштабах региона – это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам – все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.

Становление региональных инвестиционных институтов должно проходить за счет проведения следующих мероприятий:

1. Принятие региональных законов, направленных на прямое или косвенное принуждение внесения денежных средств субъектами экономики в инвестиционные институты. Одним из таких способов могут быть отдельные виды обязательного страхования населения, например, от несчастных случаев или страхование водителей автотранспорта.

Информация о работе Региональное распределение инвестиций