Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа
Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.
1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам 5
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона 5
1.2. Региональная система управления инвестициями 13
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России 20
2.1. Инвестиционный климат в регионах России 20
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики 27
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г. 30
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории, факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех регионов России.
Таблица 1[7]
Инвестиционный потенциал Чувашской Республики
Год рейтинга | Ранг потенциала | Доля в общероссийском потенциале, % | Ранги составляющих инвестиционного потенциала | |||||||||
Потребительский | Трудовой | Интеллектуальный | Производственный | Инфра структурный | Финансовый | Инновационный | Институциональный | Природно-ресурсный | Туристический | |||
2010 | 54 | 0,612 | 58 | 38 | - | 49 | 40 | 57 | 37 | 48 | 78 | 41 |
2009 | 52 | 0,672 | 57 | 41 | - | 48 | 19 | 55 | 38 | 43 | 78 | 49 |
2008 | 57 | 0,569 | 57 | 37 | - | 48 | 45 | 54 | 32 | 44 | 79 | 48 |
2007 | 58 | 0,508 | 53 | 38 | - | 50 | 46 | 53 | 46 | 51 | 79 | 47 |
2006 | 54 | 0,561 | 56 | 40 | - | 51 | 16 | 56 | 31 | 50 | 82 | 54 |
2005 | 49 | 0,603 | 55 | 42 | - | 49 | 19 | 57 | 31 | 38 | 83 | 52 |
2004 | 52 | 0,615 | 53 | 39 | - | 47 | 19 | 53 | 36 | 49 | 83 | - |
2003 | 50 | 0,651 | 54 | 48 | - | 57 | 14 | 57 | 37 | 43 | 83 | - |
2002 | 47 | 0,654 | 56 | 33 | - | 48 | 15 | 57 | 31 | 39 | 83 | - |
2001 | 53 | 0,623 | 51 | 53 | - | 49 | 15 | 59 | 35 | 48 | 83 | - |
2000 | 56 | 0,589 | 60 | 51 | - | 49 | 15 | 59 | 38 | 45 | 82 | - |
1999 | 48 | 0,710 | 59 | 49 | - | 48 | 15 | 41 | 29 | 49 | 82 | - |
1998 | 48 | 0,694 | 53 | 53 | - | 51 | 12 | 46 | 33 | 46 | 81 | - |
1997 | 48 | - | 41 | - | 74 | 49 | 18 | - | 33 | 32 | 74 | - |
1996 | 47 | - | 49 | - | 64 | 48 | 19 | - | 12 | 45 | 74 | - |
Составляющие рейтинга инвестиционного риска Чувашской Республики
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из восьми видов риска. Учитывая новую тенденцию, рейтинговое агентство «Эксперт РА» ввело в состав интегрального инвестиционного риска новую компоненту - управленческий риск. При этом упор сделан на оценку результатов исполнения полномочий региональных органов власти в социальной, финансовой (бюджетирование), программно-целевой, экономической сферах с учетом динамики развития региона. Ранг региона по каждому виду риска определяется исходя из значения индекса инвестиционного риска - относительно отклонения от среднероссийского уровня, принимаемого за единицу.
В республике осуществляется целенаправленная инвестиционная политика. Реализуются инвестиционные программы, включающие приоритетные инвестиционные проекты, поддерживаемые Кабинетом Министров Чувашской Республики путем предоставления государственных гарантий, бюджетных кредитов, налоговых льгот.
Наиболее эффективный элемент инвестиционной политики - совершенствование нормативной базы инвестиционной деятельности, выработка и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии.
Таблица 2
Инвестиционный риск Чувашской Республики
Год рейтинга | Ранг риска | Ранг риска без учета законодательного риска | Средневзвешенный индекс риска (Россия=1) | Средневзвешенный индекс риска без учета законодательного риска | Ранги составляющих инвестиционного риска | ||||||||
Законодательный | Политический | Экономический | Финансовый | Социальный | Криминальный | Экологический | Управленческий | ||||||
2010 | 40 | - | 1,051 | - | 58 | - | 54 | 22 | 74 | 13 | 8 | 29 | |
2009 | 18 | - | 0,918 | - | 58 | - | 44 | 21 | 49 | 6 | 6 | 14 | |
2008 | 10 | - | 0,885 | - | 42 | - | 57 | 18 | 37 | 11 | 8 | 2 | |
2007 | 12 | - | 0,877 | - | 25 | - | 30 | 54 | 22 | 14 | 7 | 10 | |
2006 | 18 | - | 0,964 | - | 27 | 39 | 32 | 58 | 39 | 26 | 7 | 9 | |
2005 | 17 | - | 0,942 | - | 16 | 26 | 61 | 38 | 23 | 19 | 8 | - | |
2004 | 20 | - | 0,988 | - | 18 | 46 | 64 | 33 | 27 | 23 | 8 | - | |
2003 | 21 | - | 0,919 | - | 40 | 45 | 53 | 47 | 48 | 6 | 5 | - | |
2002 | 16 | - | 0,915 | - | 34 | 45 | 49 | 46 | 52 | 10 | 9 | - | |
2001 | 23 | - | 0,958 | - | 30 | 32 | 56 | 45 | 64 | 18 | 9 | - | |
2000 | 18 | - | 0,922 | - | 33 | 32 | 60 | 49 | 31 | 22 | 11 | - | |
1999 | 16 | - | 0,841 | - | 36 | 59 | 40 | 17 | 33 | 15 | 7 | - | |
1998 | 33 | 19 | 1,003 | 1,004 | 65 | 60 | 72 | 26 | 22 | 37 | 6 | - | |
1997 | - | 48 | - | - | - | 76 | 49 | - | 69 | 28 | 8 | - | |
1996 | - | 36 | - | - | - | 66 | 40 | - | 69 | 28 | 8 | - |
Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства.
В 2010 году рейтинговое агентство Эксперт РА оценило инвестиционную привлекательность Чувашской Республики как 3В1 (средний класс). За 2009-2010 годы по сравнению с предыдущими годами республика поднялась на более высокую ступень по туристическому потенциалу (41 место при 49-м за 2008-2009 годы), трудовому потенциалу (38 и 41), не изменился законодательный риск (58 и 58)[8].
Среди 83 регионов России Чувашская Республика входит в число регионов с умеренным риском. По показателям инвестиционного климата республика находится на 54 месте по инвестиционному потенциалу, что на 2 пункта хуже показателей 2009 года, опередив такие регионы, как Астраханская, Кировская, Амурская, Тамбовская области и республику Бурятия.
В 2010 году в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 43751,0 млн. рублей инвестиций, или 122,0% к уровню 2009 года. На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение зданий (кроме жилых) и сооружений было направлено 15270,7 млн. рублей (34,9% от общего объема инвестиций), жилищ – 13447,3 млн. рублей (30,7%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента – 14362,0 млн. рублей (32,8%) и на возмещение прочих затрат – 670,0 млн. рублей (1,5%).
Из общего объема инвестиций 22892,3 млн. рублей (52,3%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства в 2010 году представлены в Приложении, рис. 6.
Об иностранных инвестициях, поступивших в организации Чувашской Республики
В 2010 году в организации республики от иностранных инвесторов поступило инвестиций на сумму 2611,3 млн. рублей и 976,2 тыс. долларов США. Инвестиции были получены в основном из Кипра, Испании, Соединенного Королевства (Великобритании), Объединенных Арабских Эмиратов, Украины, Республики Беларусь, Эстонии.
На конец 2010 года организациями республики накоплено инвестиций с начала их вложения (в соответствии с учредительными документами, договорами, контрактами и т.п.) 13,8 млн. долларов США и 7367,2 млн. рублей. В общей сумме накопленных инвестиций взносы в капитал составили 8,2 млн. долларов США и 6329,0 млн. рублей.
Данные об инвестициях, накопленных в организациях республики в разрезе их основного вида деятельности, приведены Приложении, табл. 1.
Из стран дальнего зарубежья (включая страны Прибалтики) значительные средства были направлены из Нидерландов (8157,3 тыс. долл., или 59,1% всех накопленных инвестиций), Объединенных Арабских Эмиратов (2675,4 тыс. долл., или 19,4%), Финляндии (1677,0 тыс. долл., или 12,2%), США (1143,5 тыс. долл., или 8,3%). Рублевые инвестиции вложены предприятиями Кипра (4383,3 млн. рублей, или 59,5%), Испании (1243,0 млн. рублей, или 16,9%), США (1062,8 млн. рублей, или 14,4%), Виргинских островов (Брит.) (606,0 млн. рублей, или 8,2%), Содружества Багамы (31,9 млн. рублей, или 0,4%), Польши (28,4 млн. рублей, или 0,4%). Из стран СНГ получено 1675,7 тыс. рублей и 137,3 тыс. долларов США[9].
Инвестиции из-за рубежа в основном инвестированы в основной капитал, использованы на оплату сырья, материалов, комплектующих изделий.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Чувашской Республике
В качестве финансового инструмента государственной поддержки инвестиционной деятельности в настоящее время используются различные формы:
- льготы по уплате налога на прибыль организаций, в части зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, при привлечении инвестиций в форме капитальных вложений свыше 30 млн. рублей.
На 1 января 2011 года льготы по налогу на прибыль предусмотрены для 7 организаций: ОАО «Завод «Чувашкабель», ОАО «АККОНД», ЗАО «Промтрактор-Вагон», ЗАО «ЧЭАЗ», ОАО «Комбинат автомобильных фургонов», ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат», ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей».
- государственная гарантия Чувашской Республики под коммерческие кредиты:
- по итогам конкурсного отбора в 2008 году одобрен инвестиционный проект ОАО «Дорисс» «Строительство и реконструкция автодорог городского значения г. Чебоксары по республиканской целевой программе ускоренного развития улично-дорожной сети городских округов Чувашской Республики на 2008-2010 гг. с прогнозом до 2012 г.».
- по итогам конкурсного отбора в 2010 году для обеспечения исполнения обязательств по кредитам, привлекаемым на реконструкцию очистных сооружений в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. № 123 «О республиканской целевой программе «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы» одобрен инвестиционный проект ГУП «БОС» Минстроя Чувашии «Реконструкция биологических очистных сооружений г. Новочебоксарск».
- по итогам конкурсного отбора в 2010 году для обеспечения исполнения обязательств по кредитам, привлекаемым на строительство и реконструкцию тепловых сетей и котельных в рамках реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2009 г. №238 «О республиканской целевой программе «Модернизация коммунальных котельных и тепловых сетей на территории Чувашской Республики на 2010-2015 годы» одобрен инвестиционный проект МУП «Теплоэнерго» г. Шумерля «Модернизация объектов МУП «Теплоэнерго» с целью повышения энергоэффективности».
Для оказания нефинансовых мер государственной поддержки одобрены 4 инвестиционных проекта:
- ООО «АртТекс» - «Производство ковров и ковровых изделий» (г.Шумерля);
- ЗАО «Волго-Вятская логистическая компания» - «Логистический комплекс с таможенным терминалом, товарной биржей и центром оптовой торговли в Чебоксарском районе Чувашской Республики»;
- ЗАО «ТУС» - «Строительство завода по производству облицовочного керамического кирпича и «теплой керамики» мощностью 60 млн. штук в год в с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики»;
- ЗАО «ТРИгрупп» - «Комплексное развитие Парка культуры и отдыха им. 500-летия г. Чебоксары Чувашской Республики».
Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
Инвестиционные ресурсы традиционно занимают позиции ведущего источника развития национальной экономики, обеспечения темпов экономического роста. Пристальное внимание к проблеме регулирования инвестиционного процесса, обозначившееся в последнее время, вызвано учетом как этого обстоятельства, так и того, что негативные тенденции в инвестиционной сфере стали представлять уже явную и серьезную угрозу экономической безопасности России. Следует также отметить, что разрушение системы инвестирования, существовавшей прежде в рамках централизованно управляемой экономики, произошло в относительно сжатые сроки. Период же установления элементов новой системы оказался длительным, причем процесс еще далек от стабильного состояния.
Вообще, под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышения эффективности инвестиций и решения социальных задач.
Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем. Инвестиционная политика государства должна оживить инвестиционную деятельность, направленную на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.
Таким образом, в экономике России сложилась непростая ситуация, когда амбициозные задачи поддержания высоких темпов экономического роста, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности отечественных товаров пока не могут быть в полной мере подкреплены соответствующей динамикой инвестиций. Сегодня требуются долгосрочные устойчивые, опережающие динамику ВВП темпы прироста инвестиций в основной капитал с тем, чтобы не просто восстановить необходимый его запас в экономике, но и провести его всеобъемлющую модернизацию, обеспечив возможности выпуска конкурентоспособной отечественной продукции.