Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:21, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – определить теоретические основы разработки региональной инвестиционной политики, а также направления совершенствования механизмов её реализации.
В соответствии с целью работы были определены задачи:
•охарактеризовать основные западные концепции регулирования инвестиций;
•определить структуру и раскрыть содержание региональной инвестиционной политики;
•выявить специфику разработки и реализации инвестиционной политики;
•рассмотреть пути совершенствования механизмов реализации региональной инвестиционной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы региональной инвестиционной политики
1.Теоретические концепции инвестиций……............................................5
2.Содержание региональной инвестиционной политики………………..15
2.Современная практика разработки и реализации региональной инвестиционной политики
1.Специфика разработки и реализации инвестиционной политики……..21
2.Совершенствование механизмов реализации инвестиционной политики………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников.………………………………………….40
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников.………………………………………….40
Введение
Региональные
проблемы России во многом связаны
с формированием единого
Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.
Эффективная
региональная инвестиционная политика
- это результат синтеза
Основная цель курсовой работы – определить теоретические основы разработки региональной инвестиционной политики, а также направления совершенствования механизмов её реализации.
В соответствии с целью работы были определены задачи:
Предмет и объект исследования – социально – экономические отношения в сфере разработки и реализации региональной инвестиционной политики.
Информационной
основа - статистические данные, материалы
федеральных и региональных органов,
статьи печатной периодики и монографии.
Проблемы в инвестиционной сфере российской экономики в существенной степени связаны с ослаблением системы государственного управления в условиях несформированности рыночных механизмов, занижением значимости экономической роли государства в развитии страны. Отсутствие эффективного рыночного управления внутренними и внешними денежными потоками для обеспечения подъема реального сектора определяет необходимость усиления на современном этапе государственного регулирования инвестиционной деятельности.
При
этом актуализируется необходимость
взвешенного подхода к
Программы государственного регулирования инвестиционного процесса строятся на определенных теоретических воззрениях. В западной экономической практике в качестве базисных концепций экономического регулирования используются, как правило, противостоящие научные направления — кейнсианство и монетаризм, содержащие различные (в соответствии с их трактовкой причинно-следственных связей рыночной экономики) подходы к государственному регулированию инвестиционного процесса. При этом сторонники кейнсианской теории делают акцент на достижение целей экономического роста, а монетаризма — на стабилизацию денежного обращения, уровня цен и курсов валют.
В соответствии с кейнсианской доктриной инвестиционный спрос является важнейшей составляющей, определяющей динамику валового национального продукта. Частный инвестиционный спрос изменчив. Это обусловлено следующими факторами:
1)
субъекты сбережений и
2)
источником финансирования
В
связи с этим кейнсианская концепция
предполагает возможность разрыва
между объемами сбережений и инвестиций
при изменении наличных сбережений
домашних хозяйств и ссуд коммерческих банков.
Изменчивость частного спроса вызывает
нестабильность экономики, что определяет
необходимость государственного вмешательства,
в основе которого должно лежать воздействие
на динамику цен и процентных ставок.
Логика кейнсианской модели состоит в
следующем. Предположим изначально, что
при прогнозируемой величине денежной
массы в обращении устанавливается равновесная
ставка ссудного процента. Согласно кейнсианским
рекомендациям с целью стимулирования
инвестиций государство увеличивает предложение
денег. При сохраняющемся спросе на деньги
рынок отвечает на данное воздействие
снижением ставки процента. Изменения
на денежном рынке дают толчок к реакции
инвестиционного рынка: уменьшение ссудного
процента приводит к росту инвестиций
вследствие удешевления кредита и повышения
курса ценных
бумаг. При
повышении вложений в производство возрастает
объем национального продукта, увеличивается
масса дохода, на который прирост инвестиций
(чистых) оказывает мультиплицирующий
эффект. Таким образом, краткосрочное
воздействие государства приводит к стимулированию
роста инвестиций и производства. Однако
рыночный механизм, отвечая на повысившийся
уровень дохода и соответствующее повышение
спроса на деньги, увеличивает ставку
процента, что блокирует инвестиции.
Таким образом, рыночный механизм, отреагировав
на государственное вмешательство, в конечном
счете гасит первоначальный импульс. Это
значит, что в долгосрочной перспективе
ставка процента слабо подвержена регулирующему
воздействию. Политика дальнейшего наращивания
денежной массы приводит не только к инфляционному
финансированию, но и к бесконечной эластичности
спроса на деньги по проценту. В результате
экономика попадает в ликвидную ловушку,
описанную Д. Робертсоном. Дальнейшее
наращивание денежной массы не даст эффекта,
так как ставка процента не опустится
ниже определенного минимума. В этой ситуации
инвестиционный рынок не получит импульса
от денежного, что приведет к блокированию
инвестиций, спаду производства.
Следовательно, механизм воздействия на инвестиции через динамику нормы процента в условиях депрессии, когда процентная ставка не уменьшается, не действует. Политика дешевых денег еще не означает, что банки готовы предоставлять ссуды. Низкий процент обусловливает рост курса ценных бумаг, однако фирмы не могут получать средства от продажи своих ценных бумаг, так как последние в условиях спада ненадежны. Возрастает предпочтение ликвидности, увеличение массы наличных денег повышает платежеспособный потребительский спрос, что при уменьшающемся товарном предложении ведет к инфляционному росту цен.
Поскольку денежно-кредитная политика оказывается недействительной, кейнсианская модель предполагает использование фискальной политики для стабилизации экономики, в частности увеличение государственных расходов. Эта мера может оказать стимулирующее воздействие на инвестиционный спрос, однако приведет к увеличению дефицита госбюджета. Попытка его финансирования даже наименее инфляционным способом — за счет займов на кредитном рынке — может усилить рыночное неравновесие. Во-первых, она приведет к оттоку денежных средств с рынка частных инвестиций в государственные обязательства, являющиеся более надежными (crowding-out effect), в результате чего сбережения будут направлены на покрытие дефицита государственного бюджета, а не инвестиционного спроса фирм, определяющего инвестиционный процесс в рыночной экономике. Во-вторых, нехватка денежных средств на рынке ссудного капитала обусловит рост ставок банковского кредита, снижение курса ценных бумаг, что также уменьшает инвестиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде кейнсианские рекомендации недостаточно эффективны. Кроме того, рассмотренному механизму присущи и внутренние противоречия. Если экспансионистские меры, включающие кредитную экспансию Центрального банка и функции государства как гаранта частных сделок имеют стимулирующее воздействие на инвестиции, другие мероприятия (прогрессивное налогообложение, увеличение бюджетных расходов на потребление) ведут к снижению мотивов сбережения и инвестирования. Использование кейнсианских рекомендаций возможно в условиях:
а) кризисных периодов, требующих усиления вмешательства государства;
б) установления контроля за эмиссией и темпами инфляции;
в)
государственной поддержки
Монетаристы,
являющиеся последователями
В
отличие от кейнсианской теории монетаризм
предполагает, что дискретная политика
государства по манипулированию
денежным предложением препятствует функционированию
рыночной экономики, которая обладает
высокой степенью стабильности. Вследствие
инерционности рыночного механизма могут
возникать различные последствия, которые
не являются полностью предсказуемыми
и могут быть подвержены краткосрочному
воздействию. Постоянное вмешательство
государственных органов управления приводит
к искажению рыночной конъюнктуры, лишает
хозяйствующие субъекты экономических
ориентиров. Регулирование инвестиций
посредством воздействия на процентную
ставку вызывает нарушение механизма
саморегулирования, ведет к резким колебаниям
денежной массы в обращении, росту инфляции.
Поэтому для стабилизации экономики необходимо
поддерживать постоянный обоснованный
рост денежной массы в соответствии с
требованиями рынка.
Регулирование величины и темпов роста
денежной массы осуществляется методом
таргетирования, предполагающего установление
целевых ориентиров роста денежных агрегатов
на предстоящий период исходя из ожидаемого
повышения производственного потенциала
и роста цен в течение таргетируемого
периода, а также учет количественных
параметров денежной массы в действиях
всех участников рынка.
Стабилизация цен, нивелирование инфляционной компоненты в результате политики таргетирования ведет к стимулированию конкуренции. В этих условиях происходит восстановление механизма равновесных цен, ориентирующих инвестора на вложение в более прибыльные сферы инвестиционной деятельности. С целью воздействия на инвестиционный процесс государство использует также снижение налогового бремени, сокращение бюджетного дефицита и др.