Региональная инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – определить теоретические основы разработки региональной инвестиционной политики, а также направления совершенствования механизмов её реализации.

В соответствии с целью работы были определены задачи:

•охарактеризовать основные западные концепции регулирования инвестиций;
•определить структуру и раскрыть содержание региональной инвестиционной политики;
•выявить специфику разработки и реализации инвестиционной политики;
•рассмотреть пути совершенствования механизмов реализации региональной инвестиционной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы региональной инвестиционной политики
1.Теоретические концепции инвестиций……............................................5
2.Содержание региональной инвестиционной политики………………..15
2.Современная практика разработки и реализации региональной инвестиционной политики
1.Специфика разработки и реализации инвестиционной политики……..21
2.Совершенствование механизмов реализации инвестиционной политики………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………38

Список использованных источников.………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа,.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы региональной инвестиционной политики 
    1. Теоретические концепции инвестиций……............................................5
    2. Содержание региональной  инвестиционной политики………………..15
  2. Современная практика разработки и реализации региональной инвестиционной политики
    1. Специфика разработки и реализации инвестиционной политики……..21
    2. Совершенствование механизмов реализации инвестиционной политики………………………………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………38

Список  использованных источников.………………………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Региональные  проблемы России во многом связаны  с формированием единого экономического пространства и принципиально новой  модели экономического развития. В  настоящее время российская экономика характеризуется кардинальным изменением системы межрегиональных связей, роли и места отдельных регионов и территорий в национальном хозяйстве. Неоднородность экономического пространства, сложившаяся в условиях традиционной системы хозяйствования, предопределила различие стартовых условий регионов для перехода к системе рыночных отношений. Сложность проблем регионального развития также связана с противоречиями в системе размещения производительных сил и элементов национального богатства, различиями в динамике изменений экономических условий и факторов, формирующих рыночную среду. Возникшие по этой причине диспропорции в уровнях социального и экономического развития регионов России создают реальную угрозу национальной безопасности, требуют со стороны государства принятия мер для уменьшения различий в уровнях развития отдельных регионов, территорий и экономических районов.

     Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого  экономического развития территорий принадлежит  самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.

     Эффективная региональная инвестиционная политика - это результат синтеза экономических  интересов государства, населения  и бизнеса. Регионы, наделенные существенными полномочиями в сфере управления инвестиционной привлекательностью территорий, подчас создают серьезные препятствия для притока инвестиций, применяют инструменты государственного воздействия, характеризующиеся низкой экономической, бюджетной и социальной эффективностью. Поэтому вопросы разработки и реализации региональной инвестиционной политики приобретает новую актуальность, особенно в условиях стабилизации и перехода к росту национальной экономики.

      Основная  цель курсовой работы – определить теоретические основы разработки региональной инвестиционной политики, а также направления совершенствования механизмов её реализации.

     В соответствии с целью работы были определены задачи:

  • охарактеризовать основные западные концепции регулирования инвестиций;
  • определить структуру и раскрыть содержание региональной инвестиционной политики;
  • выявить специфику разработки и реализации  инвестиционной политики;
  • рассмотреть пути совершенствования механизмов реализации региональной инвестиционной политики.

     Предмет и объект исследования – социально  – экономические отношения в сфере разработки и реализации региональной инвестиционной политики.

      Информационной  основа -  статистические данные, материалы  федеральных и региональных органов, статьи печатной периодики и монографии. 
 
 

  1. Теоретические основы региональной инвестиционной политики
    1. Теоретические концепции инвестиций

     Проблемы  в инвестиционной сфере российской экономики в существенной степени  связаны с ослаблением системы  государственного управления в условиях несформированности рыночных механизмов, занижением значимости экономической роли государства в развитии страны. Отсутствие эффективного рыночного управления внутренними и внешними денежными потоками для обеспечения подъема реального сектора определяет необходимость усиления на современном этапе государственного регулирования инвестиционной деятельности.

     При этом актуализируется необходимость  взвешенного подхода к использованию  рекомендаций тех концепций государственной  экономической политики, которые  были выработаны применительно к  условиям сформировавшегося рынка, на основе учета реальной ситуации, сложившейся в российской экономике.1

     Программы государственного регулирования инвестиционного  процесса строятся на определенных теоретических  воззрениях. В западной экономической  практике в качестве базисных концепций экономического регулирования используются, как правило, противостоящие научные направления — кейнсианство и монетаризм, содержащие различные (в соответствии с их трактовкой причинно-следственных связей рыночной экономики) подходы к государственному регулированию инвестиционного процесса. При этом сторонники кейнсианской теории делают акцент на достижение целей экономического роста, а монетаризма — на стабилизацию денежного обращения, уровня цен и курсов валют.

  • Кейнсианская концепция

     В соответствии с кейнсианской доктриной инвестиционный спрос является важнейшей составляющей, определяющей динамику валового национального продукта. Частный инвестиционный спрос изменчив. Это обусловлено следующими факторами:

     1) субъекты сбережений и инвестиций  выступают как различные группы, принимающие решения о сбережениях и инвестициях на различных основаниях;

     2) источником финансирования инвестиций  являются не только текущие  сбережения, но и наличные сбережения  домашних хозяйств и эмиссия  денежных средств кредитными организациями.

     В связи с этим кейнсианская концепция  предполагает возможность разрыва  между объемами сбережений и инвестиций при изменении наличных сбережений домашних хозяйств и ссуд коммерческих банков. Изменчивость частного спроса вызывает нестабильность экономики, что определяет необходимость государственного вмешательства, в основе которого должно лежать воздействие на динамику цен и процентных ставок. 
Логика кейнсианской модели состоит в следующем. Предположим изначально, что при прогнозируемой величине денежной массы в обращении устанавливается равновесная ставка ссудного процента. Согласно кейнсианским рекомендациям с целью стимулирования инвестиций государство увеличивает предложение денег. При сохраняющемся спросе на деньги рынок отвечает на данное воздействие снижением ставки процента. Изменения на денежном рынке дают толчок к реакции инвестиционного рынка: уменьшение ссудного процента приводит к росту инвестиций вследствие удешевления кредита и повышения курса
ценных бумаг. При повышении вложений в производство возрастает объем национального продукта, увеличивается масса дохода, на который прирост инвестиций (чистых) оказывает мультиплицирующий эффект. Таким образом, краткосрочное воздействие государства приводит к стимулированию роста инвестиций и производства. Однако рыночный механизм, отвечая на повысившийся уровень дохода и соответствующее повышение спроса на деньги, увеличивает ставку процента, что блокирует инвестиции. 
Таким образом, рыночный механизм, отреагировав на государственное вмешательство, в конечном счете гасит первоначальный импульс. Это значит, что в долгосрочной перспективе ставка процента слабо подвержена регулирующему воздействию. Политика дальнейшего наращивания денежной массы приводит не только к инфляционному финансированию, но и к бесконечной эластичности спроса на деньги по проценту. В результате экономика попадает в ликвидную ловушку, описанную Д. Робертсоном. Дальнейшее наращивание денежной массы не даст эффекта, так как ставка процента не опустится ниже определенного минимума. В этой ситуации инвестиционный рынок не получит импульса от денежного, что приведет к блокированию инвестиций, спаду производства.

     Следовательно, механизм воздействия на инвестиции через динамику нормы процента в  условиях депрессии, когда процентная ставка не уменьшается, не действует. Политика дешевых денег еще не означает, что банки готовы предоставлять ссуды. Низкий процент обусловливает рост курса ценных бумаг, однако фирмы не могут получать средства от продажи своих ценных бумаг, так как последние в условиях спада ненадежны. Возрастает предпочтение ликвидности, увеличение массы наличных денег повышает платежеспособный потребительский спрос, что при уменьшающемся товарном предложении ведет к инфляционному росту цен.                    

     Поскольку денежно-кредитная политика оказывается недействительной, кейнсианская модель предполагает использование фискальной политики для стабилизации экономики, в частности увеличение государственных расходов. Эта мера может оказать стимулирующее воздействие на инвестиционный спрос, однако приведет к увеличению дефицита госбюджета. Попытка его финансирования даже наименее инфляционным способом — за счет займов на кредитном рынке — может усилить рыночное неравновесие. Во-первых, она приведет к оттоку денежных средств с рынка частных инвестиций в государственные обязательства, являющиеся более надежными (crowding-out effect), в результате чего сбережения будут направлены на покрытие дефицита государственного бюджета, а не инвестиционного спроса фирм, определяющего инвестиционный процесс в рыночной экономике. Во-вторых, нехватка денежных средств на рынке ссудного капитала обусловит рост ставок банковского кредита, снижение курса ценных бумаг, что также уменьшает инвестиции.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в долгосрочном периоде кейнсианские рекомендации недостаточно эффективны. Кроме того, рассмотренному механизму  присущи и внутренние противоречия. Если экспансионистские меры, включающие кредитную экспансию Центрального банка и функции государства как гаранта частных сделок имеют стимулирующее воздействие на инвестиции, другие мероприятия (прогрессивное налогообложение, увеличение бюджетных расходов на потребление) ведут к снижению мотивов сбережения и инвестирования. Использование кейнсианских рекомендаций возможно в условиях:

     а) кризисных периодов, требующих усиления вмешательства государства;

     б) установления контроля за эмиссией и темпами инфляции;

     в) государственной поддержки конкуренции.

  • Монетаризм

     Монетаристы, являющиеся последователями неоклассической  теории равновесия рыночной экономики, поддерживают ее концептуальное положение  о тождественности сбережений и  инвестиций. В противовес кейнсианству, которое спрос на деньги считает неустойчивым и подверженным воздействию спекулятивных мотивов, монетаризм исходит из стабильности функции спроса на деньги, обусловленной устойчивой склонностью к сбережениям. Из этого делается вывод, что эффективное функционирование и развитие рыночной системы могут быть достигнуты при условии постоянного приращения денежной массы, соответствующего потребностям экономики; в свою очередь, динамика инвестиций, рассматриваемых как воплощенная форма сбережений, определяется изменениями денежной массы.

     В отличие от кейнсианской теории монетаризм предполагает, что дискретная политика государства по манипулированию  денежным предложением препятствует функционированию рыночной экономики, которая обладает высокой степенью стабильности. Вследствие инерционности рыночного механизма могут возникать различные последствия, которые не являются полностью предсказуемыми и могут быть подвержены краткосрочному воздействию. Постоянное вмешательство государственных органов управления приводит к искажению рыночной конъюнктуры, лишает хозяйствующие субъекты экономических ориентиров. Регулирование инвестиций посредством воздействия на процентную ставку вызывает нарушение механизма саморегулирования, ведет к резким колебаниям денежной массы в обращении, росту инфляции. Поэтому для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка. 
Регулирование величины и темпов роста денежной массы осуществляется методом таргетирования, предполагающего установление целевых ориентиров роста денежных агрегатов на предстоящий период исходя из ожидаемого повышения производственного потенциала и роста цен в течение таргетируемого периода, а также учет количественных параметров денежной массы в действиях всех участников рынка.

     Стабилизация  цен, нивелирование инфляционной компоненты в результате политики таргетирования ведет к стимулированию конкуренции. В этих условиях происходит восстановление механизма равновесных цен, ориентирующих  инвестора на вложение в более прибыльные сферы инвестиционной деятельности. С целью воздействия на инвестиционный процесс государство использует также снижение налогового бремени, сокращение бюджетного дефицита и др.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика