Региональная инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является максимально раскрыть вопросы, а также дать общую картину инвестиционной деятельности .
Предметом курсовой работы является сама региональная инвестиционная политика, ее принципы, деятельность, инструменты и различные особенности. Ключевым направлением инвестиционной деятельности, в контексте РИП является ориентированная направленность инвестиций в объекты, соответствующие приоритетным направлениям развития того или иного региона, формирование благоприятного инвестиционного климата а также вопросы налоговой и финансово-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические основы региональной
инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования РИП……………….…………….…. 6
1.2. Принципы и инструменты РИП………………………………..14
Глава 2. Особенности формирования региональной
инвестиционной политики
2.1. Особенности регулирования…………………………………...
2.2.


Заключение…...………………………………………………..50
Список использованной литературы....................................53

Работа содержит 1 файл

Региональная.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    • Содержание
     

         Введение…………………………………………………….…3

     

         Глава 1. Теоретические основы  региональной       

           инвестиционной политики

      1.1. Проблемы  формирования РИП……………….…………….…. 6

    1.2. Принципы  и инструменты РИП………………………………..14 

           Глава 2. Особенности формирования региональной  

              инвестиционной  политики

    2.1. Особенности  регулирования…………………………………...

    2.2.  
     
     

         Заключение…...………………………………………………..50 

         Список  использованной литературы....................................53 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                       Введение 

    Российская  экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит исправить  сложившуюся ситуацию. Россия -  страна настолько резких межрегиональных  экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.  
           В современных условиях ключевой проблемой инвестиционной политики для всех без исключения регионов стал поиск источников финансирования. Основную роль в инвестиционном процессе могут играть три источника: собственные средства региональных бюджетов и предприятий и федеральный бюджет. Возможными источниками финансирования также могут стать прямые частные иностранные инвестиции и долгосрочные кредиты российских коммерческих банков. Однако, как показывает опыт, если привлеченные финансовые ресурсы не будут своевременно инвестированы в соответствующие проекты, то это может привести к очередному экономическому спаду в регионе.

    Сегодня   много   говорится о потребностях в инвестициях в экономику России и ее отдельных регионов. Стремление многих стран, в том числе и России, привлечь как внутренние, так и внешние инвестиции подчеркивает их решающую роль в экономическом развитии. Несмотря на многочисленные заявления со стороны потенциальных инвесторов о нестабильной политической обстановке, непродуманной налоговой политике, политических и экономических рисках, наблюдается устойчивый интерес к инвестированию в отдельные отрасли экономики и регионы России.                                                                                                                                                                                                       

     Одной из наиболее бурно развивающихся отраслей российской экономической науки в последнее десятилетие была региональная экономика. Региональные особенности экономической жизни страны, механизм регионального экономического процесса,  взаимоотношение регионов и федерального центра – все эти проблемы не только вышли на передний план экономических и политических исследований, но и в какой-то степени стали научной модой. Помимо научных центров, давно занимающихся изучением региональных вопросов, появились десятки новых структур и тысячи исследователей проблем региональной экономики.

    Эффективность региональной инвестиционной политики во многом зависит от того, как она  соотносится с действием объективных  законов рынка, федеральной инвестиционной политикой, а также с возможностями  данного региона. Иными словами, разработка и реализация региональной инвестиционной политики требует разнообразных знаний в области права, экономики, банковской деятельности, финансов, бухгалтерского и статистического учета, а также знаний о конкретных инвестиционных компаниях, фондах, банках, лизинговых и страховых компаниях, органах государственного управления и других участниках инвестиционного рынка.  

    Целью работы является максимально раскрыть  вопросы, а также дать общую картину инвестиционной деятельности . 

    Предметом курсовой работы является сама региональная инвестиционная политика, ее принципы, деятельность, инструменты и различные особенности. Ключевым направлением инвестиционной деятельности, в контексте РИП является ориентированная направленность инвестиций в объекты, соответствующие приоритетным направлениям развития того или иного региона, формирование благоприятного инвестиционного климата а также вопросы налоговой и финансово-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности.     

    Теоретическая значимость проведённых исследований заключается в структурировании большого объёма информации по вопросам современного состояния и перспектив развития региональной инвестиционной политики. В работе исследовались и были структурированы элементы инвестиционной политики региона. Были рассмотрены такие категории как: инвестиционный климат и его влияние на производство и экономику региона; инвестиционный потенциал и климат региона и т.д.

    В курсовой работе были определены и структурированы  основные, приоритетные и эффективные  направления формирования и развития региональной инвестиционной политики.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. Теоретические основы  региональной       инвестиционной политики 

      1.1. Проблемы формирования  РИП

      Регулирование экономических взаимоотношений  между федеральным центром и регионами стало одной из самых острых и актуальных проблем российской экономики. Это убедительно показывает постоянное воспроизведение разногласий между центром и регионами по вопросам распределения между ними доходов и дефицита при принятии федерального бюджета.

         Прежде  чем дальше раскрывать содержание данной работы, отмечу ключевые понятия и  термины, которые характеризуют  инвестиционную политику и которыми в последствии я буду оперировать.

         Инвестиции  – поток вложений средств, с определенной целью отвлеченных от непосредственно потребления.

         Инвестиционная  политика – составная часть общей  финансовой стратегии, которая заключается  в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления экономического потенциала. Под региональной инвестиционной политикой следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона.

         Инвестиции  осуществляются в различных формах, а для учета, анализа и планирования они классифицируются по отдельным признакам.

         Во-первых, по объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.

         Реальные  инвестиции – направленные в основном на подержание и развитие материального  производства и сферы услуг, включают в себя: капитальные вложения, инвестиции на приобретение земельных участков и т.д. включая затраты оборотного капитала.

         Финансовые  – вложение средств на приобретение ценностей фондового и денежного  рынков (акции, облигации).

         Во-вторых, по характеру участия в инвестировании, а также в рамках иностранных инвестиций обычно выделяют прямы и косвенные инвестиции.

         Прямые  – предполагают непосредственное участие  инвестора в выборе объекта для  вложения денежных средств.

         Косвенные – осуществляются через финансовых посредников – коммерческие банки, инвестиционные компании. Также выделяют портфельные инвестиции -  вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

         В-третьих – по периоду инвестирования вложения делятся на краткосрочные (на срок до 1 года) и долгосрочные (выше 1 года).

         В-четвертых – по форме собственности:

      Частные инвестиции выражают вложение средств  в объекты предпринимательской  деятельности юридических лиц, а также граждан.

      Государственные – характеризуют вложение капитала государственных унитарных и  муниципальных предприятий, а также  средств федерального и регионального  бюджетов и внебюджетных фондов.

         В-пятых, по региональному признаку подразделяются на вложения внутри страны и за рубежом.1

      Немаловажными являются понятие инвестиционного  климата, который включает объективные  возможности страны или региона  (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

      Понятно, почему для принятия решений недостаточно рассматривать только потенциал  или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала - например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного завода, например, население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тих и спокоен, но делать там инвестору просто нечего.

      Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.

      Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье - так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому по сути риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

      Классификация форм инвестиций и видов, четкое формирование задач и целей, позволяет органам  власти и предприятиям более эффективно управлять инвестиционными потоками как в регионе, так и за ее пределами. 

      В области инвестиций наблюдается прогрессирующее ослабление позиций федерального центра, что выражается в систематическом снижении доли средств из федерального бюджета в общем объеме инвестиций в стране.

      Наблюдается чрезвычайно сильная дифференциация динамики инвестиций в основной капитал в отдельных субъектах федерации.

      Еще более наглядной, стала тенденция  ухудшения динамики инвестиций по мере продвижения с Запада на Восток страны.

      Москва  является безусловным, абсолютным лидером  среди регионов РФ по объему накопленных иностранных инвестиций, на нее приходится чуть менее половины от общего объема иностранных инвестиций, накопленных в России.

      Ряд регионов, а именно  Санкт -Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Тюменская и Сахалинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и Краснодарский край,  также являются лидерами среди других регионов Российской Федерации по привлечению иностранных инвестиций.

      Около 10 регионов, а именно Архангельская  область, Республика Коми, Нижегородская, Белгородская, Самарская, Омская, Иркутская области, Красноярский и Приморский край накопили иностранных инвестиций в размере 280-480 млн. дол. США или от 1 до 1,7% каждый от общего объема иностранных инвестиций, осуществленных в России за годы реформ.                      И, наконец, в более чем 30 регионах объем накопленных иностранных инвестиций не превысил 30-45 млн. долл. США (или не более 0,1-0,16% в каждом из этих регионов от общего объема иностранных инвестиций в России), что дает основание сделать заключение о практически полном отсутствии влияния фактора иностранных инвестиций на экономику этих регионов.2           

      Хочу  отметить, что в обществе бытует убеждение, что главным инструментом  формирования инвестиционной политики является налоговое регулирование. И потому наиболее привлекательны те регионы, где налоги ниже, а льготы инвесторам больше. Именно поэтому, считают многие, инвесторы предпочитают Ленинградскую и Новгородскую области другим регионам Северо-запада.

      С такой точки зрения проводимая в  последние годы федеральным центром политика в бюджетно-финансовой сфере, все больше уменьшающая возможности региональных властей регулировать налоги, подрывает основы инвестиционной политики.  
         Ситуация с распределением привлеченных инвестиций по регионам требует серьезного анализа и соответствующих немедленных действий со стороны органов законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

      Практика  показывает, что региональная инвестиционная политика в условиях становления  рыночной среды находится в стадии формирования с точки зрения экономического механизма ее реализации. К тому же не до конца отлажена ее организационная сторона. Иными словами, многие регионы не готовы вести инвестиционную политику в рыночных условиях. И одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.

             В период Советского Союза региональную инвестиционную политику проводил союзный центр. Причем, бывшие союзные республики не были экономически самостоятельными субъектами. Именно центр решал, для каких республик и регионов требуются дополнительные финансовые средства. Свыше 90% государственных капитальных вложений осуществлялось из союзного бюджета. Еще одной особенностью региональной инвестиционной политики, проводимой союзным центром, была преимущественно предметная (отраслевая) специализация хозяйства регионов по типу: Урал - металл, тяжелое оборудование, Восточная Сибирь - лес, Кузбасс - уголь, Тюмень - нефть и газ и т.д.

         Так как инвестиции служат одним из главных  факторов повышения эффективности  хозяйствования, в условиях спада  производства особую важность приобрел вопрос нахождения количественного  увеличения и качественного улучшения  инвестиционных проектов. Анализируя динамику основных показателей экономики за последние несколько лет, несложно сделать вывод о невысокой результативности и ограниченности сфер инвестиционных процессов.

         Характерной особенностью российского рынка  является заметная дифференциация инвестиционной активности по отдельным секторам экономики. Аналогичная ситуация наблюдается и на региональном уровне.

    Ключевой  проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов РФ бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. 

          Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Отмечу, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие. 3

           Другим, более или менее стабильным источником инвестиций в регионах являются капиталовложения за счет собственных средств предприятий через аккумуляцию финансовых средств в специализированные фонды, долевое участие, механизм гарантий и т.д.

           Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы резко сократился. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.  

          При формировании РИП должны быть учтены4:

     - характеристики стратегической социально-экономической ориентации региона;

     - рамки инвестиционной политики и ее финансовые возможности;

     - наличие природных, демографических, производственных финансовых ресурсов;

     - особенности регионального инвестиционного климата, промышленной политики, экспортных возможностей, уровня жизни населения региона:

     - наличие профессиональной команды, способной осуществить разработку инвестиционной политики и дальнейшие ее реализацию и управление;

     - возможные взаимосвязи отраслевых проектов с другими отраслями, как региональными, так и федеральными;

     - будущий спрос на определенные потребительские товары, потребление которых может возрасти за счет увеличения численности населения или покупательной способности, или предполагаемый спрос на вновь создаваемые товары.

         Анализ  научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне:

     - формирование благоприятного инвестиционного климата;

     - поиск источников финансирования структурных преобразований;

     - повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

     - усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

     - снижение инвестиционных рисков и т.д.

      Немаловажное  значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических  условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

      Использование вышеназванных инструментов позволит не только сформировать благоприятный  инвестиционный климат, но и реализовать  инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала. 5 
     
     
     
     

                     1.2. Принципы и инструменты РИП                                             

        Региональная инвестиционная политика подразумевает выработку и строгое соблюдение ключевых принципов инвестирования, к ним относятся такие как:

           - усиление государственного и муниципального контроля за целевым расходованием средств бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

           - последовательная децентрализация инвестиционных процессов на основе развития многообразных форм собственности;

           - государственная поддержка предприятий, работающих в рамках РИП, с постепенным переносом центра тяжести с безвозвратного финансирования на кредитования на возвратной и платной основе;

           - размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов исключительно на конкурсной основе;

           - приоритетное использование возрастающей части инвестиционных средств на реализацию эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от форм собственности;

           - расширение практики совместного финансирования инвестиционных проектов как государственными, так и коммерческими структурами региона и других государств;

           - конверсия долгов в собственность при отсутствии согласованного партнерами способа взаиморасчетов и др.6 

         Перечисленные выше принципы нельзя назвать общими для РИП, в различных источниках они звучат по разному. Выработка принципов зависит, например, от модели развития экономики региона, можно выделить и такие принципы как:

     - активное содействие выравниванию инвестиционного потенциала, создание равных конкурентных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и оживление на этой основе инвестиционных процессов в регионах;

     - расширение самостоятельности регионов в выборе направлений и объектов инвестирования с учетом местных потребностей;

     - развитие регионального инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки бизнеса;

     -  эффективное использование ограниченных бюджетных инвестиций,

     - обеспечение гарантий, как экономических так и политических;

     - формирование информационной открытости региона;

     - создание специализированной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс.

         Реализация  этих задач и принципов требует  совершенствования правовых, финансово-экономических  основ и организационных инструментов инвестиционного взаимодействия центра и регионов.7

         Экономическая политика должна быть единой. Обеспечение  единства экономического пространства на территории РФ посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения  как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.). Отдельные регионы должны конкурировать друг с другом лишь льготами в пределах их регионального законодательства.

         Существует  ряд экономических и административных регуляторов или инструментов, для привлечения в регион инвесторов, на основе которых строится РИП:

         - льготный режим или налоговые  льготы - являются для инвесторов  более распространенным способом  стимулирования инвестиций. Целью  этой политики является привлечение  инвестиций в ожидании срока  действия налоговых льгот. В большинстве случаев налоговые льготы включают в себя временное сокращение или отмену налога на прибыль, отчисляемого региону. Размер и сроки отмены налога сильно колеблются в зависимости от региона.  

         -государственные гарантии, которые позволяют привлечь средства в инвестиционные проекты с открытого рынка ресурсов, не прибегая к масштабному финансированию за счет бюджетов субъектов. Также предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона.

           -конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах

           -инфраструктура оказывает значительное влияние на эффективность частных инвестиций, поэтому ее предоставление является средством привлечения в регион инвесторов. Возможность использования зданий и земли (право распоряжения которыми часто принадлежат региональным или муниципальным администрациям) также являются значительным определяющим фактором для привлечения иностранных инвестиций.    

         -инвестирование  за счет средств бюджетов субъектов  федерации. Законодательство многих субъектов предусматривает систему бюджета развития, создаваемую по аналогии с Бюджетом развития на федеральном уровне.

         Также целесообразно создание системы  информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике регионов по привлечению инвестиций. Участие федеральных органов власти в предоставлении инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, механизмом поощрения регионов, стремящихся к созданию "прозрачного" и благоприятного для экономического развития законодательства. Возможно, что именно общеизвестность регионов с благоприятным законодательством (естественно, при наличии такого) станет стимулом для привлечения в них инвестиций.

         От  того, какая направленность будет  задана этим экономическим регулятором  в нормативно-законодательных актах  по инвестиционной деятельности зависит, будет или нет инвестиционная политика в регионе иметь структурно - инвестиционный характер.8  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2.Особенности  формирования региональной  инвестиционной политики

    2.1. Особенности регулирования 

          Помимо  инструментов и принципов РИП, существуют инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, которые регулируют инвестиционную деятельность. Эти проекты могут быть разделены на следующие три группы:

         1.Проекты,  поддерживаемые и частично финансируемые  администрацией региона в силу их социальной, экологической или иной общественно полезной направленности. К этой категории относятся проекты, связанные с созданием региональной инфраструктуры, в том числе с дорожным строительством, развитием связи и малой энергетики, созданием современной рыночной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры регионального инвестиционного рынка. К этой же категории могут относится проекты, связанные с созданием значительного количества новых рабочих мест, если речь идет о депрессивных регионах.

         2. Проекты, поддерживаемые администрацией региона, но финансируемые только из других источников в силу экономической эффективности и, следовательно, выгодности для потенциального инвестора. К этой категории относятся проекты, связанные с освоением новейших технологий и выпуском новых конкурентоспособных видов продукции, а также проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот материальных ресурсов и научно-технического потенциала региона.

         3. Проекты, не поддерживаемые администрацией  региона, но реализуемые в силу их исключительной рентабельности. К этой категории относятся проекты, реализация которых может привлечь ухудшение экологической обстановки в регионе, а также проекты по организации производства продукции, пользующейся спросом населения, но не признаваемой полезной (например табачная промышленность). Здесь необходимо учитывать альтернативные варианты удовлетворения спроса на такую продукцию и выбирать наиболее приемлемый из них именно для региона.

         Рассмотрение  альтернативных вариантов вложения средств и альтернативных вариантов развития ситуации в регионе следует рассматривать как ключевой момент при определении приоритетов и регулировании инвестиционной политики. В зависимости от привлекательности или, наоборот, привлекательности альтернативных вариантов развития ситуации возможен пересмотр отношения к тем или иным конкретным инвестиционным проектам и к системе приоритетов в целом.9

         Основными положениями региональной инвестиционной деятельности, принимаемой высшим региональным органом законодательной власти являются:

           - цели участников регионального инвестиционного рынка;

           - приоритеты региональной инвестиционной программы;

           - формирование критериев отбора региональных инвестиционных проектов и программ, которые будут поддерживаться администрацией региона, а возможно, и частично финансироваться из бюджета;

           - определение масштабов инвестиционной программы и возможных реальных источников ее финансирования;

           - основные пути развития и элементы региональной инвестиционной инфраструктуры, необходимые к созданию и поддержке, включая и государственные;

           - место инвестиционной политики администрации региона при осуществлении региональной социально-экономической политики;

           - задачи активизации международного сотрудничества, создания положительного имиджа региона как надежного потребителя инвестиционных ресурсов.

         К процессу регулирования инвестиционной деятельности относится формирование нормативно-правовой базы РИП. Создание и развитие системы нормативно-правовой поддержки РИП, отражение в законодательных и нормативных актах администрации региона интересов субъектов РИП и инвестиционных интересов региона. Это позволяет превращение региона в территорию:

           - благоприятную для развития инвестиционной деятельности, создания инвестиционных институтов;

           - c положительным международным имиджем как надежного и крупного потребителя инвестиций, где защищены интересы иностранного инвестора; администрация поддерживает инвестора и имеет развитую профессиональную инвестиционную инфраструктуру, использует все прогрессивные инвестиционные инструменты, сотрудничает с надежными инвестиционными институтами.

         Финансово-кредитная  поддержка РИП. Эта поддержка  должна сочетать оптимальность ведения  на территории региона налоговых  льгот; проведение сбалансированной амортизационной  политики;   систему грантов для развития системы региональных инвестиционных институтов; прямое бюджетное финансирования мероприятий РИП, проектов и программ; создание региональных инвестиционных фондов, страховых, лизинговых, консалтинговых компаний и т.д.

         Немаловажным считается информационное обеспечение РИП, которое основывается на:

           - профессиональном информационном обеспечении предпринимательства и промышленников региона через специализированные информационно-аналитические центры, имеющие и поддерживающие актуальность инвестиционной информации;

           - реализация мер по широкой пропаганде инвестиционных знаний и инвестиционной информации через федеральные, региональные и международные СМИ, в том числе и электронные;

           - создание специальной комплексной программы в рамках РИП, позволяющей обеспечить открытость информации в регионе, его инвестиционном рынке, способствовать созданию единого регионального инвестиционного пространства.

         В некоторых источниках затрагиваются  такие аспекты регулирования, как  методическое и кадровое обеспечение РИП, а также вопросы безопасности.

         Все выше перечисленные особенности  регулирования инвестиционной политики на территории региона, решаются в каждом конкретном случае применительно к  особенностям субъекта.  
     
     
     
     
     
     
     

         2.2. Механизм реализации региональной инвестиционной политики

    Современное состояние отечественной экономики  требует реализации структурных  преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося  на инновационной основе. Особенно актуальными становятся разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого и модифицирующегося взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования .

    Практическое  достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Однако заметим, что авторы ряда научных работ, рассматривая вопросы управления инвестиционной деятельностью, обычно ак-центируют внимание на методах, с помощью которых можно воздействовать на этот вид деятельности, обходя при этом содержание и структуру такой категории как «механизм реализации инвестиционной политики».

    Современные энциклопедические издания понятие  «механизм» трактуют следующим образом :

    - внутреннее  устройство, система чего-либо;

    - совокупность  и последовательность состояний,  стадий процессов, из которых  складывается какое-либо явление.

    Выделенные  характеристики, присущие данной категории, позволяют раскрыть особенности  и дополнить содержание этого понятия применительно к инвестиционному процессу. Подчеркнем, что механизм (в том числе экономический, хозяйственный) является результатом целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность  норм, обеспечивающих при определенных условиях  формирование заданных

     явлений .

    В соответствии с принятой общей схемой построения регуляционного механизма модельное  представление изучаемого нами механизма  включает в себя следующие элементы:

    - субъект  - движущая сила, осмысленно запускающая  в действие данный механизм;

    - цели - программируемые желаемые результаты действия механизма;

    - методы - инструментарий, способы и технологии  процессов достижения поставленных  целей;

    - форма  - организационное и правовое  оформление методического обеспечения;

    - средства - совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения поставленных целей;

    - объекты  - хозяйствующие субъекты, экономическая  среда . 

    По вопросу  структуры механизма реализации региональной политики существуют разные точки зрения, однако принципиальных расхождений между ними не наблюдается. Так, к механизму политики относят общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей.

    Методические  подходы к формированию и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающие проведение самостоятельной, собственной политики на региональном уровне.

    Региональная  инвестиционная политика - это система  мер, осуществляемых региональными  органами власти и управления по привлечению  и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-ориентированного развития региона .

    Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.

    Первый  блок - это основные факторы, от которых  будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Первые главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые в свою очередь определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой .  

    Второй  блок представляет непосредственно  этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и  главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.  

    Третий  блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).  

    Целенаправленное  воздействие структур регионального  управления на всех участников инвестиционного  процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

    Формирование  и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную  многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

    Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.

    К числу  главных целей функционирования рассматриваемого механизма относятся:

    - мобилизация  инвестиционных ресурсов в регионе;

    -  формирование  инвестиционных потоков и направление  их в сектора и отрасли экономики,  где обеспечивается наибольшая  эффективность от вложений;

    - повышение  эффективности использования инвестиций;

    - повышение  инвестиционной активности в  регионе.

    Функции, которые призван выполнять данный механизм, состоят:

    - в упорядочении  воспроизводственного процесса  с помощью формирования благоприятной  инвестиционной среды и соответствующей  системы государственного регулирования;

    - реализации  инвестиционного потенциала территории;

    - формирование  мотивационного механизма процесса  инвестирования;

    - в снижении  возможного или ожидаемого противоречий  экономических интересов участвующих  субъектов .

    Содержание  механизма реализации инвестиционной политики в регионе, которое, по их мнению, можно охарактеризовать как процесс концентрации и мобилизации инвестиционных ресурсов, организации контроля за их эффективным использованием, выработки регулирующих воздействий, направленных на усиление позитивных тенденций и инвестиционной сфере и ослаблении негативных . 

    Такое понимание содержания исследуемого механизма позволяет выделить основные его структурные составляющие в  виде отдельных блоков, каждый из которых  имеет самостоятельное содержание и значение, реализуемое в различных формах и с помощью разнообразных методов.  

    Таким образом, особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон»  поэтому важное место в структуре  рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место противоречие интересов, поэтому важно установить полный спектр движущих мотивов. 
     
     
     

    Заключение

         Для инвестиционного процесса в экономике  России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет  исключительно важное значение. Именно в регионах реализуются конкретные шаги по изменению структуры производства, его диверсификации и обновлению, в регионах осуществляется привязка инвестиционных проектов к конкретным предприятиям, развивается предпринимательство и проводятся рыночные реформы. Без самого активного участия самих российских регионов в решении этих проблем невозможны ни преодоление инвестиционного кризиса, ни экономическая стабилизация в целом.10

      В данной работе были рассмотрены и  сформулированы основные цели и задачи, принципы и инструменты, а также проблемы формирования РИП. Теоретическую часть я отразил на примере инвестиционной политики Иркутской области.

      Региональная  инвестиционная политика понимается в  настоящей работе как система  действий по привлечению инвестиций в экономику региона, в том числе: средств федерального и регионального бюджетов, иностранных инвестиций, свободных средств граждан. Разумеется, цель каждого инвестора, будь это иностранный инвестиционный фонд или скромный местный пенсионер, заключается не в размещении свободных средств, а в получении права на предполагаемые доходы от инвестиций и, в конечном счете, в получении дохода, существенно превышающего объем вложенных средств.

      Ключевой  проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов является поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов.

      Рассматривая  проблемы формирования РИП можно  сделать вывод, что в инвестиционной сфере назрела необходимость  фундаментальных реформ, нужны новые  правила в налогообложении, в  регулировании. Изученность современных  проблем, надо отметить, носит поверхностный, описательный характер. Не во всех работах содержатся научно обоснованные выводы.

            Привлечение инвестиций на сегодняшний день играет действительно большую роль, наличие  инвестиций говорит об экономическом  развитии того или иного региона.

          Применение  каких-либо инструментов, задач и принципов, на мой взгляд должно проводиться индивидуально к каждому отдельному региону. Нельзя “равнять” регионы, так как у каждого региона своя специфика, отраслевая, хозяйственная и следовательно нужен особый подход. Почти в каждом регионе существуют департаменты, комитеты которые занимаются инвестиционной деятельностью, создаются и разрабатываются модели, концепции инвестиционной политики.  

            

           
     
     
     
     
     
     
     

    3. Инвестиционный климат  в России

    3.1. Оценка и анализ  текущего состояния инвестиционного климата в России 

          Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, можно  приступить к оценке, а затем и  к анализу инвестиционного климата  России.

          В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

          Анализируя  сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия  населения государству, а за рубежом  размер капиталовложений зависит в  основном от индекса инвестиционного  климата.

          Ранжирование  стран мирового сообщества по индексу  инвестиционного климата или  обратному ему показателю индекса  риска служит обобщающим показателем  инвестиционной  привлекательности  страны и "барометром" для  иностранных  инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация  заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести уже в 1999 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов.

     В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются  на  оценки  многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов,  представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  использованной литературы:

    1. Амбросов В.Н. Равновесное состояние в управлении экономической системой. Иркутск: Изд-во ИГЭА,1998.
    2. Бандман М.К. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири //Регион: экономика и социология.1996.№2
    3. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. С-П. 2000.
    4. Индрисов А.Б. Инвестиционная политика на территории муниципального образования. М: Изд-во “Муниципальная власть”. 2001.
    5. Инвесторам города Иркутска. Иркутск: комитет по экономике и финансам. 2003.
    6. Концепция инвестиционной политики Брянской области. 2001.
    7. Мансухани Г.Р. Золотоне правило инвестирования. М.1994.
    8. Никольский А.Ф., Безруков Л.А. Концепция устойчивого социально-экономического развития Иркутской области. Иркутск.1995.
    9. Отдел инвестиционной и кредитной политики экономического управления г.Иркутска. Статистические данные 2001-2002
    10. План работы координации инвестиционной деятельности департамента инвестиционной политики администрации Иркутской области. Май.2004
    11. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. http://www.raexpert.ru/Expert/Regions95-96/data/region.htm
    12. http://www.babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=36281
    13. http://www.webplan.ru/news/invest/detail.php?ID=2866
    14. http://www.sibcity.ru/index.php?news=0_585&line=business&page=15
    15. http://www.baikal-info.ru/
    16. www.forecast.ru
    17. http://www.ria-sibir.ru/viewnews/8645.html

Информация о работе Региональная инвестиционная политика