Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:42, методичка
Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры является, на сегодняшний день, одним из актуальных вопросов.
В первую очередь его актуальность вызвана повышенным интересом органов государственной власти к развитию культуры через механизмы государственно-частного партнерства, о чем свидетельствуют выступления Президента России и Председателя Правительства РФ по данной тематике1.
Актуальность данной темы обусловлена текущей экономической ситуацией в отрасли культуры, необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, помимо бюджетных. Это связано с общей тенденцией снижения федеральных расходов на культуру (в 2005 году 2,5% от общего объема расходной части федерального бюджета, в 2011 году - 0,75%)2.
К одной из форм государственно-частного партнерства в сфере культуры можно отнести приватизацию недвижимых объектов культурного наследия. Правовое регулирование данной формы осуществляется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»45 и Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»46, постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия»47, в которых установлен порядок приватизации объектов культурного наследия. Приватизация данного вида недвижимого имущества осуществляется с обременением, новый собственник недвижимого имущества принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Исключение составляют объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия, которые приватизации не подлежат. Таким образом, государство, даже передавая право собственности на объект культуры, обеспечивает, посредством охранного обязательства, его сохранение, содержание и использование с учетом особенностей, послуживших основанием для его отнесения к категории объектов культурного наследия, при любой намечаемой хозяйственной деятельности. Для собственников указанных памятников статья 14 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает льготы, в виде компенсации, в связи с проведением ими работ по сохранению памятников.
При реализации данной формы государственно-частного партнерства государство снимает с себя финансовое бремя ответственности за объект культурного наследия, оставляя за собой право контролировать исполнение условий охранного обязательства, что обеспечивает сохранение и надлежащее содержание объекта культурного наследия.
В отношении объектов культурного наследия также возможно использовать такую форму государственно-частного партнерства как аренда. Аренда имеет свою специфику применительно к объектам культуры. Регулируются арендные отношения в сфере культуры, положениями Гражданского кодекса48 об аренде зданий, сооружений с учетом особенностей, определенных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»49.
К числу особенностей данной формы нужно отнести обязательность указания в договоре аренды сведений об специфических чертах, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия, и требования к его сохранению. Договор аренды подлежит государственной регистрации. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия, является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Кроме того, указанный Федеральный закон (часть 1,2 статьи 14) предоставляет право Правительству России устанавливать льготы по размеру арендной платы для арендатора, вложившего свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.
Также аренда может активно
использоваться при осуществлении государствен
Ещё одной из форм государственно-частного партнерства, особенности осуществления которой, в отношении объектов культурного наследия закреплены в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»51, является предоставление объекта культурного наследия, включенного в реестр памятников культурного наследия и находящихся в федеральной собственности, в безвозмездное пользование. Обязательным условием заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, также как и договора аренды указанного объекта, является охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия.
Субъектами заключения данного договора могут являться следующие юридические лица:
Указанным законом (часть 3 статья 14) определено, что лицо, пользующееся объектом на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат. Порядок выплаты указанных компенсаций определяется Правительством России. К сожалению, до настоящего времени указанные льготы для собственников, арендаторов и пользователей объектов культурного наследия на федеральной уровне не установлены.
Положительным примером использования арендных отношений как формы государственно-частного партнерства в сфере культуры является усадьба «Середниково», расположенная в Московской области52.
Одной из форм государственно-частного партнерства в культуре является безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия.
Статьей 21 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»53 предусмотрено, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры; передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»54 объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться из государственной собственности только в собственность религиозных организаций.
Порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности урегулирован «Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».55
Передача находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, в том числе находящегося в пользовании религиозных организаций, в собственность религиозным организациям может осуществляться при условии обеспечения религиозной организацией его сохранности и использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом.
Имущество религиозного назначения, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит отчуждению из федеральной собственности, может быть передано религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования этой организации, а также может быть предоставлено ей в совместное с иными организациями использование.
Недвижимое и относящееся к нему движимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за организациями культуры, может использоваться ими совместно с религиозными организациями на условиях, определяемых по согласованию с централизованными религиозными организациями и утверждаемых Министерством культуры Российской Федерации.
Совместное использование объектов культуры возможно между организациями культуры, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, и религиозными организациями, и только в тех случаях, когда федеральное имущество религиозного значения, не подлежит отчуждению из федеральной собственности (Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения; распоряжение Министерства имущественных отношений «О делегировании полномочий Минимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»56).
Это довольно перспективная форма государственно-частного партнерства, с помощью которой, можно регулировать правовой режим совместного использования объектов культуры, которые не подлежат отчуждению из федеральной собственности, права на владение и пользование которыми не планируется передавать частным лицам, но в отношении, которых у инвестора есть потребность в совместном использовании, например: при организации выставок, концертов и т.д.
Одной из форм государственно-частного партнерства является передача в доверительное управление недвижимого имущества - объекта культуры. При этом надо иметь в виду, что правовым основанием использования данной формы государственно-частного партнерства являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации. Основными особенностями доверительного управления имуществом являются отсутствие перехода права собственности на имущество, ограниченный срок доверительного управления (не более 5 лет), повышенная ответственность доверительного управляющего.
Доверительное управление имуществом объекта культуры имеет определенные ограничения, так как имущество принадлежит учреждениям культуры на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с частью 3 статьи 1013 ГК РФ имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям. Так, имущество из оперативного управления у учреждения может быть изъято собственником, в случае признания им данного имущества излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства»57 определено, что организация культуры находящаяся в федеральной собственности, это организация созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на правах оперативного управления.
Использование такой формы государственно-частного партнерства, как передача имущества в доверительное управление, в отношении действующих учреждений культуры, в рамках действующего законодательства, не всегда целесообразно. Данная форма государственно-частного партнерства может применяться в отношении государственного имущества, которое не закреплено за учреждениями культуры. Указанный механизм государственно-частного партнерства может служить эффективным инструментом для проверки качества управления и надлежащего содержания объекта культуры определенным хозяйствующим субъектом перед его приватизацией.
Успешным примером доверительного управления памятником архитектуры является передача в 2001 году здания Дома Москвы в Софии (Болгария) его собственником - Правительством Москвы в доверительное управление ЗАО «Торговая компания «КОНКОР».58
Также успешно реализован проект государственно-частного партнерства «Творческий кластер города Коломна», где из муниципальной и государственной собственности в доверительное управление управляющей компании передано сразу несколько объектов культуры и туризма города Коломна (Коломенский Кремль, Коломенский Посад, Коломенский трамвай, Коломенская пастила, Коломенская репа, пристань Коломна и др.)59.
Концессионное соглашение
как форма государственно-
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, концессионер (частный партнер) обязуется за свой счет создать, создать и реконструировать или реконструировать недвижимое имущество (объект культуры), право собственности на который, принадлежит или будет принадлежать на праве собственности (концеденту) государству, с передачей данных объектов в эксплуатацию концессионеру за плату для осуществления деятельности по организации культурных мероприятий.