Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:42, методичка
Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры является, на сегодняшний день, одним из актуальных вопросов.
В первую очередь его актуальность вызвана повышенным интересом органов государственной власти к развитию культуры через механизмы государственно-частного партнерства, о чем свидетельствуют выступления Президента России и Председателя Правительства РФ по данной тематике1.
Актуальность данной темы обусловлена текущей экономической ситуацией в отрасли культуры, необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, помимо бюджетных. Это связано с общей тенденцией снижения федеральных расходов на культуру (в 2005 году 2,5% от общего объема расходной части федерального бюджета, в 2011 году - 0,75%)2.
Кроме того, «Стратегия национальной безопасности»22 к числу национальных интересов России и стратегических национальных приоритетов относит развитие культуры, путем совершенствования государственно-частного партнерства.
Предложения, предусматривающие возможность
создания специальных культурно-
Активное участие граждан, гражданского общества в развитии культуры, сохранении объектов культурного наследия, проявляется в виде пожертвований, участия в благотворительной деятельности, создания некоммерческих организаций, общественных объединений, ставящих целью своей деятельности поддержку российской культуры, участие в разработке и реализации вопросов, связных с улучшением состояния российской культуры24.
В последние десятилетия во всем мире, в том числе и России, меняется представление о том какова роль культуры в региональном развитии, заметно изменение отношения к культуре, стремление превратить ее в доходную отрасль современной экономики, использовать экономический потенциал накопленного и вновь создаваемого богатства, активно включить его в экономический оборот.25 Изменение отношения к культуре приводит к тому, что бизнес осознает тот факт, что культурные бренды становятся ресурсами устойчивого развития территорий, что делает отрасль культуры репутационно привлекательной для бизнеса. Это подтверждается данными исследования Ассоциации Менеджеров, проведенного в 2006 г путем опроса представителей бизнеса. Тогда 10,8% респондентов выделили сферу культуры как приоритетную для развития государственно-частного партнерства.26
Общественно-политические предпосылки участия бизнеса в развитии культуры в форме ГЧП проектов проявляются через социальную функцию бизнеса, подвигающую его к участию в культурных проектах, в развитии культуры и искусства, в поддержании традиционных искусств и ремесел.
Рассматривая экономические
В условиях обостряющейся конкуренции для бизнеса становится не менее важным получение доступа к новым сферам экономики, какой для бизнеса и предстает культура во всем многообразии ее форм. Это преимущество указали 40,9% респондентов28.
Партнерство и гарантии государства открывают не только новые сферы для бизнеса, но и расширяют возможности для получения кредитов от российских и зарубежных финансовых организаций.
Имеющиеся положительные примеры участия бизнеса в проектах государственно-частного партнерства в сфере культуры являются подтверждением того, что экономическая предпосылка для участия бизнеса в сфере культуры объективно присутствует29.
Экономические предпосылки по использованию механизмов государственно-частного партнерства в культуре проявляются и со стороны государства.
Эксперты считают, что механизмы государственно-частного партнерства являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие культуры30. Посредством применения государственно-частного партнерства в культуре возможно решение таких задач, стоящих перед государством, как активное привлечение внебюджетных средств, а посредством него снятие нагрузки с бюджетов регионального и муниципального уровней, а также перенос финансовых рисков с публичного сектора на частный.31
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года»32 указана необходимость частичного переноса бремени финансирования культуры за счет использования форм государственно-частного партнерства с бюджета на частных инвесторов.
«Стратегия национальной безопасности»33 призывает укреплять материально-техническую базу учреждений культуры, совершенствуя используемые механизмы государственно-частного партнерства.
Публичный сектор в лице руководителей многих государственных учреждений культуры осознает необходимость привлечения частных партнеров для решения задач развития, стоящих перед учреждениями культуры, и призывает бизнес откликнуться и начать совместные проекты.34
Региональные власти проводят работу по подготовке инвестиционных предложений, привлекательных для частных партнеров, касающиеся в первую очередь тех объектов культуры, на которые у регионального бюджета не хватает финансовых ресурсов35.
Таким образом, и государство и частный бизнес признают возможность совместного участия в культурных проектах с использованием механизмов государственно-частного партнерства целесообразным и экономически выгодным.
Правовыми предпосылками использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры являются действующие нормативные правовые акты, регулирующие формы применения государственно-частного партнерства в сфере культуры.
В России правовые предпосылки для использования различных форм государственно-частного партнерства существуют, как на федеральном36, так и на региональном уроне37 и представлены широким кругом нормативных правовых актов.
Эксперты сходятся во мнении, что правовые предпосылки для использования в Российской Федерации различных форм государственно частного партнерства в сфере культуры полностью сформулированы.38 Однако, поскольку современный правовой мир, сфера культуры и искусства, а также бизнес-инструменты достаточно подвижны, нельзя отрицать необходимость подготовки новых нормативных правовых актов, являющихся предпосылками для развития существующих механизмов использования государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Далее схематично представлена предлагаемая классификация предпосылок для использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Классификация предпосылок использования ГЧП в сфере культуры | |||
Субъекты ГЧП в культуре |
Виды предпосылок | ||
Общественно-политические (сформированная воля сторон ГЧП реализовывать совместные проекты в сфере культуры) |
Экономические |
Правовые | |
Государство |
Наличие нормативных правовых актов, призывающих применять механизмы ГЧП в сфере культуры |
ГЧП - базовая конструкция для привлечения внебюджетных средств в сферу культуры; укрепление материальной базы учреждений культуры; частичный перенос финансовых рисков с публичного сектора на частный |
Правовые предпосылки представлены широким кругом нормативных правовых актов, позволяющих применять различные формы ГЧП в культуре, как на федеральном, так и на региональном уровне. |
Личность/ общество |
Участие в благотворительной деятельности; создании некоммерческих организаций; создании общественных объединений для поддержки российской культуры |
||
Бизнес |
Культура – репутационно - привлекательна для бизнеса; усиление социальной ответственности бизнеса |
Возможность привлечения бюджетных средств; доступ к новым сферам экономики, какой для бизнеса является культура | |
ВЫВОД |
Общественно-политические предпосылки для развития ГЧП в сфере культуры объективно присутствуют |
Государство и бизнес признают возможность совместного участия в культурных проектах экономически выгодным |
Правовые предпосылки сформированы, но нельзя отрицать необходимость в модернизации законодательства в данной области |
Государство предлагая, как бизнесу, так и соответствующим государственным органам и организациям, активно реализовывать государственно-частное партнерство в сфере культуры, на законодательном уровне не классифицирует формы и не ограничивает возможности партнеров по использованию форм государственно-частного партнерства.
Анализируя действующее законодательство можно выделить следующие формы государственно-частного партнерства, применимые в Российской Федерации.
Перечень форм государственно-частного партнерства не должен являться исчерпывающим, поскольку новые экономические отношения, возникающие в ходе преобразований в нашей стране, неизбежно повлекут за собой необходимость осуществления государственно-частного партнерства в новых правовых формах.
Сфера культуры имеет свои особенности, в ее рамках существуют различные виды деятельности и организации – библиотеки, музеи, театры, концертные залы, цирки, клубы, парки39. Отсюда вариативность применения форм государственно-частного партнерства в данной сфере.
Выбор формы зависит от разновидностей культурной деятельности, определяемой «Основами законодательства Российской Федерации о культуре»40 и видами объектов культуры, отраженными в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»41, Федеральными законами «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»42, «О библиотечном деле»43 и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных объектов культуры.
Кроме того, выбор конкретной применимой формы государственно-частного партнерства объективно зависит от задач, которые стоят перед государственными органами, учреждениями культуры и их возможностями решать эти задачи.
Выделяют следующие формы государственно-частного партнерства, применение которых возможно в сфере культуры в Российской Федерации (см. Схему, стр. 19)44:
Возможные формы применения ГЧП в культуре | |||||||
Виды объектов культуры/ виды деятельности в области культуры |
Формы ГЧП | ||||||
Приватизация недвижимых объектов культурного наследия |
Аренда и безвозмездное пользование объектом культуры |
Безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия |
Доверительное управление объектами культуры |
Концессия |
Аутсорсинг (выполнение работ и оказание услуг) |
Инвестиционные соглашения | |
Музеи |
Возможна |
Возможно совместное использование объектов культуры совместно с религиозными организациями |
Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности |
Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для ремонта действующих |
Может быть использована |
Может быть использована | |
Библиотеки |
Возможна |
Возможно совместное использование объектов культуры совместно с религиозными организациями |
Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности |
Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для ремонта действующих |
Может быть использована |
Может быть использована | |
Театры |
Возможна |
Возможно совместное использование объектов культуры совместно с религиозными организациями |
Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности |
Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для ремонта действующих |
Может быть использована |
Может быть использована | |
Объекты культурного наследия |
Возможна с обременениями (обязательствами по сохранению объекта культурного наследия) |
Возможна с указанием в договоре требований по сохранению объекта культурного наследия |
Возможна при передаче специальным субъектам - религиозным организациям |
Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности |
Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для реставрации действующих |
Может быть использована |
Может быть использована |
Иные объекты культуры |
Возможна. В отношении специальных субъектов возможно также использование договора безвозмездного пользования |
Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности |
Может использоваться |
Может быть использована |
Может быть использована |