Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:42, методичка
Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры является, на сегодняшний день, одним из актуальных вопросов.
В первую очередь его актуальность вызвана повышенным интересом органов государственной власти к развитию культуры через механизмы государственно-частного партнерства, о чем свидетельствуют выступления Президента России и Председателя Правительства РФ по данной тематике1.
Актуальность данной темы обусловлена текущей экономической ситуацией в отрасли культуры, необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, помимо бюджетных. Это связано с общей тенденцией снижения федеральных расходов на культуру (в 2005 году 2,5% от общего объема расходной части федерального бюджета, в 2011 году - 0,75%)2.
Министерство культуры
Российской Федерации
ООО «Центр развития правовых
технологий»
ИССЛЕДОВАНИЕ
по теме:
«Предпосылки использования механизмов
государственно-частного партнерства
в сфере культуры»
Москва
2011 г.
Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры является, на сегодняшний день, одним из актуальных вопросов.
В первую очередь его актуальность вызвана повышенным интересом органов государственной власти к развитию культуры через механизмы государственно-частного партнерства, о чем свидетельствуют выступления Президента России и Председателя Правительства РФ по данной тематике1.
Актуальность данной темы обусловлена текущей экономической ситуацией в отрасли культуры, необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, помимо бюджетных. Это связано с общей тенденцией снижения федеральных расходов на культуру (в 2005 году 2,5% от общего объема расходной части федерального бюджета, в 2011 году - 0,75%)2.
При том, что сфера культуры сегодня рассматривается не только как способ развития духовного и нравственного потенциала российского общества, но и как ресурс для экономического развития и объект для эффективного инвестирования, бизнес, заняв доминирующее положение во многих сферах государственной и общественной жизни, оказался практически не задействованным в развитии и сохранении отечественной культуры, а его огромный экономический и инновационный потенциал до сих пор здесь мало востребован3.
В этой связи выявление предпосылок использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры, актуализация предпосылок для привлечения государством частного инвестора для совместной деятельности в сфере культуры, представляются чрезвычайно необходимыми.
Актуальность изучения возможностей применения государственно-частного партнерства в культуре подтверждается также тем, что в структуре государственного имущества высока доля объектов культуры, приватизация которых запрещена или нецелесообразна, но для эффективного развития данных объектов, требуется, как привлечение частных инвестиций, так и новые бизнес-идеи.
Практика использования такого инструмента как государственно-частное партнерство для развития отрасли культуры в зарубежных странах имеет позитивный опыт.
Основной предпосылкой для развития взаимодействия государства и бизнеса зарубежных стран явилась необходимость привлечения дополнительных финансовых средств для снижения финансового бремени государства. Примеры показывают4, что современные механизмы государственно-частного партнерства задумывались и предлагались государственными органами для той или иной сферы непосредственного государственного интереса в целях передачи функций их финансирования в частные руки.
Почти за двадцать лет своего существования в зарубежных странах государственно-частное партнерство подтвердило свое основное предназначение – механизма эффективного привлечения дополнительных финансовых средств, в том числе в отрасль культуры5.
Несмотря на то, что предпосылки для использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры становятся все очевиднее, позитивных примеров применения форм государственно-частного партнерства в культуре в России крайне мало и они пока еще не столь эффективны как за рубежом, что еще раз показывает актуальность рассматриваемой темы для нашей страны6.
Целью настоящего исследования является выявление и систематизация предпосылок использования государственно-частного партнерства в сфере культуры через призму очевидного экономического эффекта, получаемого органами культуры при применении возможных форм государственно-частного партнерства в культуре.
В рамках поставленной цели определены задачи исследования:
- определение применимого для отрасли культуры правового понятия государственно-частного партнерства;
- анализ и классификация актуальных предпосылок использования государственно-частного партнерства в сфере культуры;
- выявление возможных форм
- анализ зарубежной практики
использования механизмов
- описание реализованных ГЧП проектов в сфере культуры в зарубежных странах;
- формулировка предложений по устранению барьеров на пути развития государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Указанное исследование позволяет выделить актуальные предпосылки для использования механизмов государственно частного партнерства в сфере культуры, классифицирует формы его возможного использования и отображает типичные препятствия, мешающие эффективному развитию в культуре такого инструмента как государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство относительно новый инструмент развития общества, появившийся в современной российской действительности. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации, не сформулировано легальное определение государственно-частного партнерства.
При этом сам термин государственно-частное партнерство используется в нормативных правовых актах федерального уровня: Бюджетный кодекс России7, Федеральный закон «О банке развития»8, Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении стратегии национальной безопасности»9, Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года»10, постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2011 годы)»11 и др., и на региональном уровне.
Основываясь на Модельном законе «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства»12, в котором была предпринята попытка предложить субъектам РФ единое определение государственно-частного партнерства, во многих регионах России были приняты законы о государственно-частном партнерстве.
Анализируя имеющееся региональное законодательство о государственно-частном партнерстве можно сделать вывод о том, что правовые определения понятия «государственно-частного партнерства» в регионах различаются, но при этом все они имеют ряд общих черт, в частности, практически во всех нормативно-правовых актах субъектов РФ государственно-частное партнерство определяется как взаимодействие или сотрудничество между государством и частным партнером (хозяйствующим субъектом) в целях реализации общественно-значимых проектов в социально-экономической сфере на территории данного субъекта РФ.
Определение государственно-частного партнерства дано известными финансовыми институтами и законодателями других стран (Организация Объединенных Наций;13 Международная экономическая организация «Организация экономического сотрудничества и развития»;14 Международное объединение консалтинговых компаний Deloitte;15 Всемирный Банк16; Соединенные Штаты Америки17; Великобритания18), также определение отражено в трудах российских экспертов19.
Однозначного понятия ГЧП нет, при этом понятие ГЧП используется | |||
В Федеральном законодательстве |
Модельном законе «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства» |
Региональное законодательство, более 20 законов субъектов в области ГЧП |
В трудах российских экспертов и мировыми финансовыми институтами и законодателями зарубежных государств |
В результате проведенного анализа предложенных определений государственно-частного партнерства, можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство в первую очередь является способом привлечения дополнительных инвестиций и повышения эффективности бюджетного финансирования.
Эксперты при определении государственно-частного партнерства выделяют ряд специфических особенностей государственно-частного партнерства и основных принципов его построения:
Основываясь на совокупности указанных специфических черт, присущих государственно-частному партнерству, можно предложить следующее понятие:
Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций государства (публичной власти) и частных физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между сторонами, основанное на принципах равенства сторон, в целях имеющих важное общественно-государственное значение.
Отталкиваясь от существа
понятия государственно-
Общественно-политические
предпосылки использования
В указанном процессе,
исходя из определения и основных
принципов государственно-
- государство в лице органов власти и управления культурой на разных уровнях;
- личность как пользователь конечным культурным продуктом и гражданское общество, являющееся одновременно как пользователем культурного продукта, так и движущей силой, способной объективно влиять и активно участвовать в формировании культурного продукта и способов его получения;
- бизнес, желающий активно участвовать в процессе создания культурного продукта на выгодных для себя условиях.
Заинтересованность
В соответствии с положениями Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)»20 следствием экономических и политических преобразований в нашей стране является необходимость реформирования в сфере культуры. В указанном документе Правительством России обозначается задача в соответствии с которой, при осуществлении реформирования культуры необходимо найти решения, которые позволили бы при неукоснительном обеспечении сохранности культурных ценностей, создать экономические механизмы, способствующие эффективному развитию культуры в рыночных условиях.
Правительство России в Федеральной целевой программе делает основной акцент на том, что для решения указанных выше задач развития культуры необходимо создание механизмов государственно-частного партнерства в данной сфере.
Также общественно-политические предпосылки для развития государственно-частного партнерства в области культуры нашли свое отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года»21.
Одним из направлений развития культуры, в соответствии с указанной Концепцией, является совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития культуры; развитие механизмов государственно-частного партнерства.