Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:08, дипломная работа
Рассмотрим взаимосвязь понятия инвестиционная привлекательность с другими экономическими категориями, в частности с понятием инвестиционного климата. В экономической литературе существует несколько точек зрения по поводу соотношения этих категорий. Одни авторы отождествляют эти понятия, например, Г.И. Иванов использует эти термины как синонимы, представляющие собой комплексную оценку состояния объекта инвестирования во взаимосвязи с внешней средой. Другие авторы, например, А.А. Агеенко, отмечают их различие, считая инвестиционную привлекательность более широким понятием, включающим помимо инвестиционного климата доходность возможного инвестирования.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности как экономической категории 3
1.2 Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия 7
1.3 Современные проблемы в области оценки инвестиционной привлекательности предприятия 8
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОГО СОСТОЯНИЯ Филиала ОАО ОГК-6 "Красноярский ГРЭС-2" 16
2.1. Анализ имущественного состояния и источников средств предприятия 16
2.2. Структура имущества и источники его формирования 20
2.3. Оценка стоимости чистых активов организации 22
2.4. Оценка вероятности банкротства (Индекс Альтмана) 23
2.5. Интегральная оценка финансового состояния 24
2.6. Анализ финансового левереджа 26
2.7. Анализ ликвидности 27
2.8. Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения 28
2.9. Анализ ликвидности баланса 29
2.10. Анализ платежеспособности 31
2.11. Анализ финансовой устойчивости 33
2.12. КОЭФФИЦИЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 36
2.13. Анализ деловой активности 38
2.14. Анализ прибыли и рентабельности 41
2.15. Анализ рентабельности 43
2.16. Выводы по результатам анализа 46
2.17. Аналитический отчет о прибылях и убытках 48
2.18. Определение неудовлетворительной структуры баланса 50
2.19. Показатели рентабельности 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
После расчета коэффициентов, сравнивают их с оптимальными (т.е. выявляют отклонение значения от оптимального) и на основе этого делается вывод о инвестиционной привлекательности.
История оценки инвестиционной привлекательности насчитывает около 40 лет. Но, несмотря на длительность существования данной экономической категории, на сегодняшний день существует ряд нерешенных проблем в области оценки инвестиционной привлекательности. Прежде всего, среди отечественных исследователей до сих пор нет единого мнения не только о том, как оценивать инвестиционную привлекательность, но и о том, что это такое. При этом авторы имеют различные подходы и называют разнообразные положения, лежащие в основе определения инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов, в результате чего отсутствует точная однозначная трактовка данного понятия.[9]
Также, на сегодняшний день до сих пор не выработана единая объективная методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия, круг показателей которой был бы достаточно детален для адекватного отражения всего комплекса условий, обычно принимаемых во внимание инвесторами. [15]
Иногда оценка инвестиционной привлекательности проводится по слишком ограниченному набору показателей или даже по одному из них. Согласно, например, предложенному в «Основах проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности» методу, инвестиционная привлекательность инвестиционного комплекса определяется на основе макроэкономического мультипликатора. Он показывает, насколько увеличится валовой внутренний продукт, если инвестиции в данный комплекс возрастут на единицу, и отражает механизм создания косвенных макроэкономических эффектов через дополнительный спрос в результате осуществления инвестиционных проектов и функционирования единиц, составляющих комплекс. Инвестиционный мультипликатор рассчитывается на основе матрицы межотраслевого баланса. Известно, что макроэкономический мультипликатор для нефтегазового комплекса больше двух. Это означает, что увеличение инвестиций в нефтегазовый комплекс на один рубль приводит к увеличению ВВП более чем на два рубля. [9]
Существует противоположный подход, при котором десятки и сотни показателей, характеризующих комплекс, механически агрегируются в один, смысл которого уловить довольно трудно.
Кроме того, существующие методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий имеют свои недостатки и противоречия.
Так, несмотря на
1. Финансовые показатели могут давать противоречивые оценки состояния фирмы. Даже если для целей анализа выбраны и рассчитаны необходимые показатели, то зачастую бывает так: одни показатели создают положи тельное впечатление о фирме, а другие нельзя; назвать даже удовлетворительными. Например, стремительный рост объема продаж сопровождается значительным снижением оборачиваемости дебиторской задолженности. В этом случае сложно сделать однозначный вывод о делах фирмы. Для разрешения такой затруднительной ситуации можно подключить к финансовому анализу статистические методы исследования рядов динамики и проследить изменение финансовых показателей во времени.
2. Общепризнанные
граничные значения финансовых
коэффициентов применимы в
3. Результаты анализа зависят от достоверности данных финансовых отчетов. Поскольку финансовый анализ основывается главным образом на данных финансовой отчетности и примечаний к ней, то очень важно, чтобы эти данные были достоверными. Иначе результаты анализа не будут представлять никакой ценности, поскольку они строятся на изначально ложной информации об имущественном состоянии предприятия: «мусор на входе - мусор на выходе», желательно, чтобы отчетность была подтверждена аудиторским заключением. О достоверности величины имущественного состояния, указанной в отчетности, свидетельствует заключение оценщика.
4. Сложность
сопоставления результатов анал
Для заключения о состоянии бизнеса инвесторам не мешало бы узнать, как «смотрится» ваша компания на фоне других, целесообразно сравнить результаты собственного финансового анализа со среднеотраслевыми показателями или с результатами анализа фирм-конкурентов. Однако сделать это не так просто [15] :
5.Влияние сезонных колебаний бизнеса. На величину финансовых показателей оказывают сильное влияние сезонные колебания бизнеса. К примеру, в периоды пика продаж товарный оборот будет колоссальным, а в периоды спада он значительно уменьшится, зато параллельно будут увеличиваться товарные запасы на складе. Разумеется, итог и структура баланса, а также величина прибыли в периоды пика и спада будут существенно отличаться. Поэтому для аналитика есть риск впасть в заблуждение относительно финансового состояния компании в тот или иной промежуток времени. Выходом из такой ситуации является обращение к средним величинам (среднемесячным, квартальным и т. д.). Для отслеживания тенденций развития фирмы результаты анализа в период пика (спада) стоит сравнивать с аналогичными результатами предыдущего периода пика (спада) продаж.
6.Результаты финансовых
Зачастую на дату составления отчетности, которая в дальнейшем является источником информации для анализа, часть активов переводится в наиболее ликвидную форму, что искусственно завышает показатели ликвидности фирмы. Поэтому чтобы избежать ложных выводов, финансовый анализ стоит проводить в динамике.
Или вот вам еще одна уловка, на которую не стоит попадаться. Если руководство компании стремится представить свои годовые финансовые отчеты в лучшем свете, с хорошими показателями платежеспособности, то оно постарается выплатить свои долги перед отчетной датой. Изучив такой отчет, поверхностный аналитик сделает заключение о достаточно устойчивом положении компании. А аналитик, понимающий ограниченность финансовых отчетов, составляемых на определенную дату, задастся вопросом: «Насколько характерна такая ситуация для данного предприятия?" Частично подозрения второго аналитика можно проверить по сумме расходов на проценты из отчета о финансовых результатах.
10. Финансовый анализ отражает
лишь финансовую сторону
Результаты анализа не могут выступать в качестве единственного критерия для принятия того или иного управленческого решения. Управленческие решения должны базироваться ко всему еще и на неформализованных методах на интуиции, опыте, профессиональном чутье
Поэтому не стоит воспринимать этот метод как универсальное средство для принятия решения потенциальным инвестором.
Также, следует отметить то, что
на сегодняшний день, отсутствует
единая нормативная база оценки финансового
состояния предприятий
Но, в настоящее
время, проблемы оценки инвестиционной
привлекательности заключаются
не только в недостатках и
противоречии методик ее оценки,
но и также существует проблема
доверия аналитикам при оценке инвестиционной
привлекательности компании.[
В настоящее время при принятии инвестиционных решений инвесторы все более ориентируются на специализированные рейтинги,
Среди рейтинговых агентств России особо можно выделить консалтинговое агентство «Эксперт-РА» [2], которое начиная с 1996 г. оценивает инвестиционный потенциал субъектов федерации по условиям инвестирования. Для составления такого инвестиционного рейтинга была разработана с учетом зарубежного и отечественного опыта оригинальная, основанная на сочетании статистического и экспертного подходов методика, в соответствии с которой все российские предприятия и рассматриваются в плоскости потенциал-риск. Но, следует отметить, что практически все используемые индикаторы и параметры, лежащие в основе подходов к определению рейтинга уровня инвестиционной привлекательности предприятий, не поддаются точкой количественной оценке. Исследователи применяют к ним субъективные экспертные методы при оценке их влияния на общий потенциал рассматриваемой хозяйствующей системы. Как показывает практика, сбор необходимой информации по этим вопросам требует существенных материальных, трудовых временных затрат.[2]
Итак, основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности являются:
Таким образом, на основе обобщения зарубежной и отечественной экономической литературы можно констатировать, что в настоящее время не выработана единая оценка уровня инвестиционной привлекательности предприятий, как не выработана и оценка факторов, из которых эта привлекательность складывается. Вместо этого, разрабатывая методику определения инвестиционной привлекательности, каждый автор уделяет внимание отдельным специфическим аспектам этой категории, в том числе в зависимости от целей и с позиции конкретных заинтересованных лиц — пользователей результатов оценки инвестиционной привлекательности. Различная интерпретация средств и приемов оценки такой привлекательности существенно затрудняет процесс выработки грамотных решений и формирования эффективной инвестиционной политики, соответствующей определенным целям. Факторы (индикаторы) инвестиционной привлекательности весьма разнообразны. Состояние хозяйственных комплексов может быть описано большим количеством (до нескольких десятков) групп индикаторов, учитывающих влияние как внутренних так и внешних (экономико-правовая среда) факторов экономического роста.
Изучив теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия, проследим реализацию процесса оценки инвестиционной привлекательности конкретного предприятия и определим его инвестиционную привлекательность для потенциального инвестора.
Показатели |
Значение* |
31.12.2009 |
31.12.2010 |
31.12.2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
значение, тыс. руб. |
3 454 504 |
3 461 483 |
3 412 359 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+6 979 |
-49 124 | |
изменение, % |
x |
+0,2% |
-1,4% | |
удельный вес, % |
83,6% |
79,8% |
88,2% | |
Основные средства |
значение, тыс. руб. |
3 051 187 |
3 042 583 |
2 923 741 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-8 604 |
-118 842 | |
изменение, % |
x |
-0,3% |
-3,9% | |
удельный вес, % |
73,8% |
70,1% |
75,6% | |
Финансовые вложения |
значение, тыс. руб. |
4 883 |
– |
– |
изменение, тыс. руб. |
x |
-4 883 |
0 | |
изменение, % |
x |
-100% |
– | |
удельный вес, % |
0,1% |
– |
– | |
Отложенные налоговые активы |
значение, тыс. руб. |
219 701 |
245 467 |
284 653 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+25 766 |
+39 186 | |
изменение, % |
x |
+11,7% |
+16% | |
удельный вес, % |
5,3% |
5,7% |
7,4% | |
Прочие внеоборотные активы |
значение, тыс. руб. |
178 733 |
173 433 |
203 965 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-5 300 |
+30 532 | |
изменение, % |
x |
-3% |
+17,6% | |
удельный вес, % |
4,3% |
4% |
5,3% | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
значение, тыс. руб. |
679 546 |
876 322 |
457 344 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+196 776 |
-418 978 | |
изменение, % |
x |
+29% |
-47,8% | |
удельный вес, % |
16,4% |
20,2% |
11,8% | |
Запасы |
значение, тыс. руб. |
184 131 |
234 802 |
198 916 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+50 671 |
-35 886 | |
изменение, % |
x |
+27,5% |
-15,3% | |
удельный вес, % |
4,5% |
5,4% |
5,1% | |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
значение, тыс. руб. |
96 544 |
– |
– |
изменение, тыс. руб. |
x |
-96 544 |
0 | |
изменение, % |
x |
-100% |
– | |
удельный вес, % |
2,3% |
– |
– | |
Дебиторская задолженность |
значение, тыс. руб. |
308 325 |
624 548 |
258 295 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+316 223 |
-366 253 | |
изменение, % |
x |
+102,6% |
-58,6% | |
удельный вес, % |
7,5% |
14,4% |
6,7% | |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
значение, тыс. руб. |
49 023 |
9 500 |
– |
изменение, тыс. руб. |
x |
-39 523 |
-9 500 | |
изменение, % |
x |
-80,6% |
-100% | |
удельный вес, % |
1,2% |
0,2% |
– | |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
значение, тыс. руб. |
41 523 |
7 472 |
133 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-34 051 |
-7 339 | |
изменение, % |
x |
-82% |
-98,2% | |
удельный вес, % |
1% |
0,2% |
<0,1% | |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
значение, тыс. руб. |
1 703 385 |
1 902 042 |
1 393 028 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+198 657 |
-509 014 | |
изменение, % |
x |
+11,7% |
-26,8% | |
удельный вес, % |
41,2% |
43,8% |
36% | |
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
значение, тыс. руб. |
99 685 |
99 685 |
1 794 337 |
изменение, тыс. руб. |
x |
0 |
+1 694 652 | |
изменение, % |
x |
– |
в +18 раз | |
удельный вес, % |
2,4% |
2,3% |
46,4% | |
Добавочный капитал (без переоценки) |
значение, тыс. руб. |
3 145 108 |
3 144 229 |
1 445 823 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-879 |
-1 698 406 | |
изменение, % |
x |
-<0,1% |
-54% | |
удельный вес, % |
76,1% |
72,5% |
37,4% | |
Резервный капитал |
значение, тыс. руб. |
5 537 |
4 984 |
4 984 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-553 |
0 | |
изменение, % |
x |
-10% |
– | |
удельный вес, % |
0,1% |
0,1% |
0,1% | |
Нераспределенная прибыль ( |
значение, тыс. руб. |
-1 546 945 |
-1 346 856 |
-1 852 116 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+200 089 |
-505 260 | |
изменение, % |
x |
↑ |
↓ | |
удельный вес, % |
-37,4% |
-31% |
-47,9% | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
значение, тыс. руб. |
1 651 817 |
1 353 499 |
1 146 204 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-298 318 |
-207 295 | |
изменение, % |
x |
-18,1% |
-15,3% | |
удельный вес, % |
40% |
31,2% |
29,6% | |
Заемные средства |
значение, тыс. руб. |
652 690 |
817 466 |
801 726 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+164 776 |
-15 740 | |
изменение, % |
x |
+25,2% |
-1,9% | |
удельный вес, % |
15,8% |
18,8% |
20,7% | |
Отложенные налоговые |
значение, тыс. руб. |
12 050 |
19 615 |
22 130 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+7 565 |
+2 515 | |
изменение, % |
x |
+62,8% |
+12,8% | |
удельный вес, % |
0,3% |
0,5% |
0,6% | |
Прочие долгосрочные обязательства |
значение, тыс. руб. |
987 077 |
516 418 |
322 348 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-470 659 |
-194 070 | |
изменение, % |
x |
-47,7% |
-37,6% | |
удельный вес, % |
23,9% |
11,9% |
8,3% | |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
значение, тыс. руб. |
778 848 |
1 082 264 |
1 330 471 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+303 416 |
+248 207 | |
изменение, % |
x |
+39% |
+22,9% | |
удельный вес, % |
18,8% |
24,9% |
34,4% | |
Заемные средства |
значение, тыс. руб. |
283 534 |
593 149 |
993 020 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+309 615 |
+399 871 | |
изменение, % |
x |
+109,2% |
+67,4% | |
удельный вес, % |
6,9% |
13,7% |
25,7% | |
Кредиторская задолженность |
значение, тыс. руб. |
495 314 |
489 115 |
337 451 |
изменение, тыс. руб. |
x |
-6 199 |
-151 664 | |
изменение, % |
x |
-1,3% |
-31% | |
удельный вес, % |
12% |
11,3% |
8,7% | |
Актив/Пассив |
значение, тыс. руб. |
4 134 050 |
4 337 805 |
3 869 703 |
изменение, тыс. руб. |
x |
+203 755 |
-468 102 | |
изменение, % |
x |
+4,9% |
-10,8% |