Международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи:
o раскрыть сущность иностранных инвестиций;
o обозначить их виды и воздействие на экономику страны;
o рассмотреть механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций за рубежом;
o исследовать привлечение ПИИ в национальную экономику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность и их воздействие на
национальную экономику…………………………………………………………..5
1.1. Сущность иностранных инвестиций……………………………………5
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны….13
Глава 2. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций…………...20
2.1. Зарубежный опыт привлечения ПИИ…………………………………20
2.2. Российский опыт стимулирования привлечения ПИИ………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 98.73 Кб (Скачать)

     Иными словами, многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:

    1. право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
    2. право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
    3. право на репатриацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;
    4. право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
    5. недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
    6. включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок;
    7. возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

     Подводя итоги, отметим, что основой привлечения иностранных инвестиций в целом и прямых инвестиций в частности является благоприятный инвестиционный климат, то есть благоприятная для инвесторов политическая, экономическая и социальные сферы в стране-реципиенте. Важную роль в привлечении иностранных инвестиций играют организационные и правовые механизмы, то есть создание специализированных институтов и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционные поступления и инвестиционную деятельность в стране. При этом в различных странах регулирующие институты организованы по-разному, что происходит благодаря учету специфики политико-экономического развития государства. В современном мире наблюдается стремление к интеграции и глобализации экономик, что является поводом для создания международной правовой базы для регулирования иностранных инвестиций. Для привлечения иностранных инвестиций используются налоговые, финансовые и нефинансовые методы стимулирования. Налоговые методы включают в себя предоставление льгот, освобождение от таможенных пошлин и сборов и т.д., что позволяет повысить инвестиционную привлекательность государства. Финансовыми стимулами являются субсидии, льготы и гарантии по кредитам. Под нефинансовыми методами стимулирования подразумевается развитие законодательной базы и инфраструктуры, создание свободных экономических зон и т.д. 

     2.2. Российский опыт  стимулирования привлечения  ПИИ

     Перейдем  от мирового опыта стимулирования к  рассмотрению механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации. При этом стоит учитывать особенности политической и социально-экономической структуры страны, в которой переход к рыночной экономике и соответствующим ей механизмам произошел сравнительно недавно.

     Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и  подъема отечественной экономики.

     Актуальность  привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, это медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских и международных коммерческих банков. Сказывается также опережение экспорта инвестиций над их импортом в силу различных факторов.

     Политика  привлечения иностранных инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны заложить основу устойчивого притока капитала. Среди этих требований можно выделить следующие:

    1. стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования иностранных инвестиций;
    2. введение конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот, соответствующих условиям для иностранных инвестиций, сложившимся в других странах, которые являются конкурентами России как рынки приложения иностранного капитала;
    3. наличие гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в раз витии народного хозяйства;
    4. разграничение компетенции государственных органов при решении вопросов иностранного инвестирования, устранение дублирования со стороны различных ведомств;
    5. разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
    6. обеспечение привлечения средств, как государственных, так и частных, на конкурсной основе;
    7. организация комплексной системы страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
    8. разработка государственной программы и создание специальных институтов для возврата вывезенного из России капитала.

     Главной задачей государства на современном  этапе развития российской экономики  является структурная перестройка  в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения и использования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения.

     В отечественной практике имеется  некоторый опыт государственного стимулирования процессов привлечения иностранных инвестиций на предприятия. В общем случае, возможны следующие варианты15:

    • предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов;
    • предоставление государственных гарантий по кредитным займам, осуществляемым предприятиями;
    • компенсация части процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями;
    • компенсация части расходов на обслуживание корпоративных облигационных займов или части эмиссионных затрат при проведении вторичных эмиссий акций.

     Основой регулирования, следовательно, и стимулирования иностранных инвестиций является законодательство. До появления российского законодательства об иностранных инвестициях создаваемые в результате этих инвестиций совместные предприятия имели особый статус по сравнению с российскими предприятиями. Существовало ограничение на долю иностранного инвестора в активах совместного предприятия. Не допускалось также предоставление иностранцам права руководить предприятием в лице генерального директора. Имелись определенные ограничения на вывоз доли прибыли, возникающей при деятельности совместного предприятия и причитающейся иностранному инвестору. В настоящий момент все эти ограничения российским законодательством сняты, и статус предприятия с участием иностранного капитала, а также полностью принадлежащего иностранцам, равен статусу российских предприятий.

     С переходом России к открытой экономике  началась интенсивная нормотворческая работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм, однако, сформировалась далеко не сразу. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

     Правовое  регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации  осуществляется Федеральным законом  № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

     Как закреплено в п.1 ст. 1 Закона об иностранных  инвестициях, данный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

     Закон содержит ряд важных гарантий для  иностранных инвесторов16:

    • гарантия возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов,
    • гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу,
    • гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм,
    • гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции,
    • гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, а также гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

     Также в данном законе предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, то есть стабилизационная оговорка, рассмотренная в параграфе 2.1 данной работы.

     Федеральный закон «Об иностранных инвестициях  в РФ» регулирует отношения, связанные  с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении  ими инвестиций на территории Российской Федерации. В соответствии с ним  иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами и проч17.

     Субъекты  Российской Федерации вправе принимать  законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

     В Российской Федерации иностранные  инвесторы могут осуществлять деятельность путем:

    1. открытия филиала или представительства иностранного юридического лица;
    2. создание юридического лица по законодательству РФ, полностью или частично принадлежащего иностранному инвестору;
    3. действий исключительно в качестве инвестора на основе инвестиционного контракта или договора о совместной деятельности.

     Филиал  иностранного юридического лица, созданный  на территории Российской Федерации, выполняет  часть функций, включая функции  представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица. При этом цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация  несет полную имущественную ответственность  по обязательствам филиала.

     Порядок и особенности открытия и аккредитации иностранных филиалов и представительств определен в ФЗ «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» и ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц».

     Однако  стоит отметить, что на практике иностранные юридические лица часто  предпочитают открывать представительства, а не филиалы так как только представительства наделены рядом важных привилегий, в том числе и налоговых.

     Инвестиционные  контракты с нерезидентами, как  правило, заключаются либо в валюте их стран, либо в международных резервных  валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи  с этим непосредственное отношение  к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в  российской экономике, в частности  Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле».

     Большое значение для регулирования отношений  в инвестиционной сфере имело  принятие Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления  иностранных инвестиций в хозяйственные  общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры»  для иностранных инвесторов более  прозрачными и конкретными.

Информация о работе Международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций