Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:08, курсовая работа
Цель: исследовать международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи:
o раскрыть сущность иностранных инвестиций;
o обозначить их виды и воздействие на экономику страны;
o рассмотреть механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций за рубежом;
o исследовать привлечение ПИИ в национальную экономику.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность и их воздействие на
национальную экономику…………………………………………………………..5
1.1. Сущность иностранных инвестиций……………………………………5
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны….13
Глава 2. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций…………...20
2.1. Зарубежный опыт привлечения ПИИ…………………………………20
2.2. Российский опыт стимулирования привлечения ПИИ………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….45
Инвестиции являются одной из составных частей ВВП9:
где GNP – валовой внутренний продукт;
С – потребление;
I – инвестиции;
G – государственные закупки;
X – чистый экспорт.
Из формулы (1) следует, что при росте инвестиций растет ВВП и наоборот:
Также
наблюдается косвенное
Иными словами, инвестиции повышают ВВП страны, что, несомненно, приводит к повышению уровня жизни и доходов каждого гражданина государства в отдельности, увеличивают налоговые поступления в бюджет. Это способствует осуществлению национальных социальных проектов и увеличению оплат труда социальных работников, улучшению инфраструктуры. Кроме этого, привлечение инвестиций приводит к увеличению рабочих мест и, как следствие, сокращению безработицы.
При
осуществлении прямого
Тем не менее, иностранное инвестирование может иметь и отрицательные последствия:
Исходя
из сказанного, отметим, что основные
недостатки инвестирования связаны
с ухудшением национальных производств
и социально-экологической
Тем не менее, остается существенной проблема влияния стран-инвесторов на социокультурную сторону развития государства. При неправильном государственном регулировании вложений в экономику страны существует риск потери культурных особенностей и ценностей, что является актуальной проблемой в связи с тем, что инвесторами являются в большей степени развитые страны, а странами-реципиентами – развивающиеся.
Таким образом, отметим, что наличие иностранных инвестиций является неотъемлемой частью экономики страны, отражающей уровень ее благосостояния. Для инвестора существенную роль играет инвестиционная сфера государства, то есть ее инвестиционная активность. Иностранные инвестиции имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относится увеличение ВВП и ускорение темпов роста, повышение уровня жизни населения и ассортимента товаров, привлечение местных капиталов и использование ресурсов, поступление новых технологий и развитие инфраструктуры, снижение безработицы и увеличение отчислений на социальные нужды и т.д. Негативными последствиями являются: отток прибыли в другие страны, дополнительные расходы на импорт оборудования и инструментов, подавление местных производителей, культурная интервенция, ухудшение состояния окружающей среды и т.д. Тем не менее, при проведении правильной политики и поддержке национальных производителей негативные последствия привлечения иностранных инвестиций можно уменьшить.
Глава 2. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций
2.1. Зарубежный опыт стимулирования притока ПИИ
Как было сказано в первой главе данной работы, иностранные инвестиции, в частности, прямые могут существенно улучшить экономическое, а вследствие этого и социальное состояние страны. Исходя из этого, было бы логично предположить необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны и создание благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат принято оценивать качественно, то есть, в общем: благоприятный, неблагоприятный, нейтральный. Однако, факторы, образующие инвестиционный климат, далеко не равнозначны.
Главными факторами, влияющими на решение инвестора, являются политические факторы. Для инвестора важна прежде всего политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране.
Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие11:
Очевидно, что каждый из перечисленных экономических факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности вложений иностранного капитала в стране-реципиенте иностранных инвестиций. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.
Еще одной важной составляющей инвестиционного климата является группа социальных факторов:
Обратим внимание на то, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их направление не может быть быстро изменено, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ.
Природные факторы инвестиционного климата (средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности), наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.
Опыт
разных стран показывает, что для
привлечения иностранных
Анализ международного опыта позволяет выделить несколько типов организации процессов привлечения и управления:
Во
многом способ организации привлечения
иностранных инвестиций обусловлен
исторически сложившейся в
В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии, Китая. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики характерно сочетание вариантов 4 и 2, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств.
На
данные агентства возлагается
Однако создание специализированных агентств не является гарантией эффективности их работы. Очень часто оказывается, что подобные организации не справляются с поставленными перед ними задачами.
Процессы
интернационализации и