Международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи:
o раскрыть сущность иностранных инвестиций;
o обозначить их виды и воздействие на экономику страны;
o рассмотреть механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций за рубежом;
o исследовать привлечение ПИИ в национальную экономику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность и их воздействие на
национальную экономику…………………………………………………………..5
1.1. Сущность иностранных инвестиций……………………………………5
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны….13
Глава 2. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций…………...20
2.1. Зарубежный опыт привлечения ПИИ…………………………………20
2.2. Российский опыт стимулирования привлечения ПИИ………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 98.73 Кб (Скачать)

     Инвестиции  являются одной из составных частей ВВП9:

                                             GNP = C + I + G + X,                          (1)

     где GNP – валовой внутренний продукт;

         С – потребление;

         I – инвестиции;

         G – государственные закупки;

         X – чистый экспорт.

     Из  формулы (1) следует, что при росте инвестиций растет ВВП и наоборот:

                                            GNP­ = C + I­ + G + X                       (2)

     Также наблюдается косвенное воздействие  на потребление, государственные закупки и экспорт:

                                       GNP­ = C­ + I­ + G­ + X­                     (3)

     Иными словами, инвестиции повышают ВВП страны, что, несомненно, приводит к повышению  уровня жизни и доходов каждого  гражданина государства в отдельности, увеличивают налоговые поступления в бюджет. Это способствует осуществлению национальных социальных проектов и увеличению оплат труда социальных работников, улучшению инфраструктуры. Кроме этого, привлечение инвестиций приводит к увеличению рабочих мест и, как следствие, сокращению безработицы.

     При осуществлении прямого инвестирования инвестор, вкладывая средства в какое-либо предприятие, заинтересован в получении прибыли, поэтому будет проводить маркетинговые исследования, расширять ассортимент продукции, улучшать технологии производства, что благоприятно сказывается на экономике страны.

     Тем не менее, иностранное инвестирование может иметь и отрицательные  последствия:

    • Репатриация10 капитала и перевод прибыли в различных формах, что ухудшает состояние платежного баланса страны;
    • Увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
    • Подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
    • Усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
    • Игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
    • Возможная деформация структуры национальной экономики;
    • Упадок традиционных отраслей национальной экономики;
    • Усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
    • Ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном итоге может привести к усилению технологической зависимости;
    • Ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
    • Негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей, насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и т.д.

     Исходя  из сказанного, отметим, что основные недостатки инвестирования связаны  с ухудшением национальных производств  и социально-экологической сферой жизни населения. При хорошей  государственной поддержке национальных предприятий и большой доле собственного производства недостатки привлечения иностранных инвестиций становятся не столь значимыми по сравнению с их достоинствами. То есть, например, для развивающегося государства, не способного поддерживать собственные предприятия в силу низкого уровня экономического развития, инвестирование станет ступенью к экономическому росту. За счет иностранных инвесторов бюджет страны будет получать постоянные отчисления, что поможет развить собственные производства.

     Тем не менее, остается существенной проблема влияния стран-инвесторов на социокультурную  сторону развития государства. При  неправильном государственном регулировании вложений в экономику страны существует риск потери культурных особенностей и ценностей, что является актуальной проблемой в связи с тем, что инвесторами являются в большей степени развитые страны, а странами-реципиентами – развивающиеся.

     Таким образом, отметим, что наличие иностранных  инвестиций является неотъемлемой частью экономики страны, отражающей уровень ее благосостояния. Для инвестора существенную роль играет инвестиционная сфера государства, то есть ее инвестиционная активность. Иностранные инвестиции имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относится увеличение ВВП и ускорение темпов роста, повышение уровня жизни населения и ассортимента товаров, привлечение местных капиталов и использование ресурсов, поступление новых технологий и развитие инфраструктуры, снижение безработицы и увеличение отчислений на социальные нужды и т.д. Негативными последствиями являются: отток прибыли в другие страны, дополнительные расходы на импорт оборудования и инструментов, подавление местных производителей, культурная интервенция, ухудшение состояния окружающей среды и т.д. Тем не менее, при проведении правильной политики и поддержке национальных производителей негативные последствия привлечения иностранных инвестиций можно уменьшить.

 

Глава 2. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций

2.1. Зарубежный опыт стимулирования притока ПИИ

     Как было сказано в первой главе данной работы, иностранные инвестиции, в частности, прямые могут существенно улучшить экономическое, а вследствие этого и социальное состояние страны. Исходя из этого, было бы логично предположить необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны и создание благоприятного инвестиционного климата.

     Инвестиционный  климат принято оценивать качественно, то есть, в общем: благоприятный, неблагоприятный, нейтральный. Однако, факторы, образующие инвестиционный климат, далеко не равнозначны.

     Главными  факторами, влияющими на решение  инвестора, являются политические факторы. Для инвестора важна прежде всего политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране.

     Следующей по важности для иностранного инвестора  является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие11:

    1. размер и характер внутреннего и внешнего рынков, на которые ориентированы инвестиции;
    2. характер налоговой системы;
    3. наличие и степень развития инфраструктуры;
    4. возможные пределы участия иностранных инвесторов в активах и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций;
    5. уровень цен и оплаты труда;
    6. наличие государственных гарантий для инвесторов;
    7. способы таможенного и валютного регулирования внешнеэкономических операций;
    8. динамика курса национальной валюты и степень его соответствия паритету покупательной способности в сопоставлении с валютой, в которой осуществляются инвестиционные вложения;
    9. наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций;
    10. роль профсоюзов и степень их влияния на действия менеджмента предприятий в сфере организации и оплаты труда;
    11. уровень корпоративной культуры и степень соответствия информации о ходе и результатах производства на предприятиях страны-реципиента международным стандартам;
    12. возможности репатриации доходов и прибыли, полученных в результате иностранных инвестиций.

     Очевидно, что каждый из перечисленных экономических  факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности  вложений иностранного капитала в стране-реципиенте иностранных инвестиций. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.

     Еще одной важной составляющей инвестиционного  климата является группа социальных факторов:

    • жизненный уровень населения страны, где осуществляются иностранные инвестиции;
    • особенности быта этого населения;
    • уровень современной культуры населения и его образовательный уровень;
    • структура доходов и расходов населения;
    • степень законопослушности и дисциплинированности населения;
    • менталитет населения;
    • уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;
    • степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;
    • характер и устойчивость обычаев делового оборота.

     Обратим внимание на то, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их направление не может быть быстро изменено, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ.

     Природные факторы инвестиционного климата (средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности), наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

     Опыт  разных стран показывает, что для  привлечения иностранных инвестиций могут использоваться различные организационные механизмы. В одних странах эту задачу с успехом выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные учреждения.

     Анализ  международного опыта позволяет  выделить несколько типов организации процессов привлечения и управления:

    1. децентрализованная система принятия решений с более или менее выраженной ролью координирующего органа, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств;
    2. децентрализованная система, в которой координирующим органом является комитет представителей министерств (министры и их заместители), занимающихся деятельностью в сфере регулирования иностранных инвестиций;
    3. создание независимого органа в структуре правительства, организационно не подчиненного другим министерствам и ведомствам и несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики в отношении иностранных инвестиций;
    4. передача ключевых функций выработки и реализации политики в отношении иностранных инвестиций специализированному подразделению в структуре одного из действующих министерств, с одновременным возложением на данное министерство задачи координации тех функций регулирования инвестиционной деятельности, которые находятся в ведении других министерств и ведомств.

     Во  многом способ организации привлечения  иностранных инвестиций обусловлен исторически сложившейся в стране системой управления экономикой. Оказывают воздействие и многие другие экономические, политические и институциональные факторы, специфичные для конкретных стран.

     В современном мире широкое распространение  получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии, Китая. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики характерно сочетание вариантов 4 и 2, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств.

     На  данные агентства возлагается выполнение трех основных функций:

    • создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов;
    • осуществление целевого привлечения прямых иностранных инвестиций путем идентификации перспективных иностранных компаний и целенаправленной работы по привлечению их инвестиций в национальную экономику;
    • оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

     Однако создание специализированных агентств не является гарантией эффективности их работы. Очень часто оказывается, что подобные организации не справляются с поставленными перед ними задачами.

     Процессы  интернационализации и глобализации на современном этапе развития способствуют усилению взаимозависимости национальных экономик, что сближает механизмы и инструментарии в различных моделях, применяемых для достижения таких экономических целей, как достижение постоянного и равномерного экономического роста, увеличение занятости, стабилизация денежного обращения и курса валют, повышение благосостояния и улучшение качества жизни людей12.

Информация о работе Международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций