Международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи:
o раскрыть сущность иностранных инвестиций;
o обозначить их виды и воздействие на экономику страны;
o рассмотреть механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций за рубежом;
o исследовать привлечение ПИИ в национальную экономику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность и их воздействие на
национальную экономику…………………………………………………………..5
1.1. Сущность иностранных инвестиций……………………………………5
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны….13
Глава 2. Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций…………...20
2.1. Зарубежный опыт привлечения ПИИ…………………………………20
2.2. Российский опыт стимулирования привлечения ПИИ………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 98.73 Кб (Скачать)

     Современные системы экономического регулирования  выступают как синтез государственных и рыночных методов, соотношение которых определяется спецификой конкретной ситуации. В условиях социально-экономической нестабильности усиливается роль государственных методов экономического регулирования, при устойчивом экономическом развитии возрастает значение рыночных методов, в то время как государство сохраняет за собой определенные функции в сфере экономического и социального регулирования.

     Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Вследствие этого, растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Тем не менее, еще не существует универсальной международной правовой базы для регулирования иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен.

     В состав формирующейся базы могут быть включены двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, региональные инструменты регулирования, многосторонние соглашения.

     В настоящее время в мире насчитывается  около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг13. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны – главные экспортеры капитала, с другой – развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

     Двусторонние  межправительственные соглашения о  поощрении и взаимной защите инвестиций – соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.

     В таких соглашениях, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:

    1. национальный режим, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);
    2. режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.

     Главная опасность для иностранного инвестора  состоит в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации14 его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.

     Соглашения  гарантируют инвесторам свободный  вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

     Важным  элементом современной международной  правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой – создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.

     Соглашения  об избежании двойного налогообложения  основаны на принципе взаимности, и  предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.

     Многосторонние  соглашения объединяют большинство  стран мира – развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).

     Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов справедливого и недискриминационного режима, который создает благоприятные условия для их деятельности.

     В последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие относятся следующие:

    1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д.
    2. Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со стопроцентным иностранным владением.
    3. Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».
    4. Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
    5. Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
    6. Введение ускоренной амортизации.
    7. Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
    8. Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
    9. Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.
    10. Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
    11. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.

     Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять  независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.

     К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют такие меры, как:

    • налоговые стимулы;
    • финансовые стимулы;
    • нефинансовые стимулы.

     Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

     «Налоговые  каникулы» – полное или частичное  освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.

     Смысл такого освобождения состоит в повышении  привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем  налогооблагаемой базы. При этом временное  снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др.

     Финансовые стимулы – различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.

     Нефинансовые  стимулы – создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры, создание свободных экономических зон и т.д.

     В тех или иных комбинациях эти  меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.

     Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

     Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к  более широкому использованию нефинансовых мер, таких как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.

     Одним из наиболее распространенных за рубежом  способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».

     Стабилизационная  оговорка – положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

     Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки – так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

     «Дедушкина  оговорка» создает временный  иммунитет от действия новых законов  и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.

     Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически  ко всем случаям ухудшения условий  инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.

Информация о работе Международный опыт разработки механизмов стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций