Методы стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в высокодоходные отрасли предпринимательства. Они становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность и их воздействие на
национальную экономику…………………………………………………………...4
1.1. Сущность иностранных инвестиций……………………………………4
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны….11
Глава 2. Методы стимулирования привлечения прямых иностранных
инвестиций …..………………………………………………………………….....17
2.1. Зарубежный опыт стимулирования притока прямых иностранных
инвестиций………………………………………………………………………….17
2.2. Межгосударственная система регулирования и стимулирования
иностранных инвестиций ………………………………….……………………..31
2.3. Российский опыт стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИИ 9 семестр.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Как закреплено в п.1 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях, данный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Закон содержит ряд важных гарантий для иностранных инвесторов[16]:

      гарантия возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов,

      гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу,

      гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм,

      гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции,

      гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, а также гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Также в данном законе предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, то есть стабилизационная оговорка, рассмотренная в параграфе 2.1 данной работы.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ № «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. В соответствии с ним иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами и проч[17].

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В Российской Федерации иностранные инвесторы могут осуществлять деятельность путем:

1)     открытия филиала или представительства иностранного юридического лица;

2)     создание юридического лица по законодательству РФ, полностью или частично принадлежащего иностранному инвестору;

3)     действий исключительно в качестве инвестора на основе инвестиционного контракта или договора о совместной деятельности.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица. При этом цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация несет полную имущественную ответственность по обязательствам филиала.

Порядок и особенности открытия и аккредитации иностранных филиалов и представительств определен в ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Однако стоит отметить, что на практике иностранные юридические лица часто предпочитают открывать представительства, а не филиалы так как только представительства наделены рядом важных привилегий, в том числе и налоговых.

Инвестиционные контракты с нерезидентами, как правило, заключаются либо в валюте их стран, либо в международных резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Большое значение для регулирования отношений в инвестиционной сфере имело принятие Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры» для иностранных инвесторов более прозрачными и конкретными.

Некоторые особые формы иностранных инвестиций, в том числе освоение с участием иностранного капитала месторождений полезных ископаемых на началах раздела продукции, передача нерезидентами российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных актов.

В обеспечение правоприменительной практики в сфере иностранных инвестиций на протяжении всего периода с начала российских экономических реформ было издано также большое число подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ, ряда Министерств РФ и т.д.

Безусловно, положительным является то, что российское законодательство, которое складывалось постепенно, сейчас содержит обширный перечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но, в то же время, признается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм, входящих в его состав. Всеобщим становится убеждение, что права собственности инвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызывает нарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаев необъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным является мнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать безупречным и необходимы меры по укреплению независимости судебной системы России.

Помимо законодательства, существуют другие факторы, влияющие на приток прямых иностранных инвестиций. Эти факторы были перечислены ранее, и к ним относятся политические, экономические, социальные и другие.

Если рассматривать политическую обстановку в стране, то существенным шагом в улучшении инвестиционного климата России стало решение об изменении порядка избрания глав регионов, что ограничило власть региональных элит и способствовало централизации управления.

В то же время имеется ряд политических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов как во внутренней, так и во внешнеэкономической сфере. К их числу следует также отнести следующие:

      сложность и недостаточную эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;

      допускаемый иногда произвол региональных властей;

      чрезмерно усложненные процедуры и длительные сроки согласования инвестиционных решений;

      недостаточный уровень гласности и открытости осуществления этих процедур;

      высокую степень коррумпированности государственного аппарата.

Иностранный бизнес, как и российский, волей-неволей приспосабливается к этим условиям. Но, естественно, необходимость такого приспособления замедляет сам процесс инвестирования и снижает эффективность инвестиционных решений.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции являются существенным фактором стабилизации и подъема отечественной экономики. Политика привлечения иностранных инвестиций должна отвечать некоторым требованиям, среди которых стабильное законодательство, приемлемый уровень налогов и льгот, организация страхования инвестиций и другие. В российской практике стимулирование притока инвестиций проявляется в предоставлении налоговых льгот и кредитов, государственных гарантий; компенсации части расходов и т.п. основой системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций является законодательство. Важнейшим законом в этой сфере является федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который регулирует инвестиционную деятельность на территории России. Также он содержит ряд гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, как то: гарантия возмещения убытков в результате незаконных действий государственных органов, гарантия использования на территории России и перевода за пределы РФ доходов и др. субъекты РФ вправе принимать собственные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, не противоречащие федеральным законам. Нельзя сказать, что законодательство Российской Федерации полностью регулирует инвестиционную деятельность в пределах РФ, однако в последнее десятилетие наметились значительные сдвиги в этом направлении. Существенной преградой на пути к улучшению инвестиционного климата являются такие факторы как: коррумпированность государственного аппарата, сложность и недостаточная эффективность государственных структур, бюрократизм и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были рассмотрены механизмы их привлечения, методы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, их влияние на национальную экономику. Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать следующие выводы:

Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала с целью получения дохода или иного положительного эффекта. По целям инвестиции бывают прямые, портфельные и прочие. Прямые иностранные инвестиции – долгосрочные вложения в основные средства и нематериальные активы, как правило, составляющие более 10% капитала предприятия, которые дают инвестору право на управление предприятием.

Привлечение иностранных (в частности, прямых) инвестиций в целом положительно влияет на экономику страны. Это выражается в увеличении рабочих мест, расширении ассортимента выпускаемой продукции, увеличении поступлений в бюджет, что, в свою очередь, приводит к ускорению реализации социальных программ, расширении экспорта и ускорении экономического роста в целом. Часто привлечение прямых иностранных инвестиций необходимо развивающимся странам для того, чтобы начать развивать собственное производство. Основным недостатком привлечения иностранного капитала в страну является его отрицательное воздействие на социокультурную сторону развития в силу различий в культурной и политико-экономической структуре государств-реципиентов и инвесторов.

На привлечение инвестиций, в первую очередь, влияет инвестиционный климат, то есть правовая, политическая, экономическая и социальная среда государства, которая непосредственно влияет на инвестиционные отношения. Для инвестора более всего важна политико-правовая сторона, то есть законодательное регулирование и страхование рисков, нормы и законы, обеспечивающие защиту капиталовложений.

Для привлечения иностранных инвестиций в различных странах используются различные организационные механизмы. В одних странах эту задачу выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные учреждения. Способ организации привлечения иностранных инвестиций зависит от исторически сложившейся политико-экономической структуры.

В последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Международной правовой базы в этой области еще не существует, однако она необходима. В дальнейшем она, несомненно, будет разработана, и в ее основу войдут уже существующие и вновь созданные международные соглашения.

К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют такие меры, как налоговые, финансовые и нефинансовые стимулы. Все они успешно применяются, однако применение конкретного вида стимулов зависит от экономической ситуации в конкретной стране.

В РФ актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств, таких как: медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских и международных коммерческих банков. Сказывается также опережение экспорта инвестиций над их импортом в силу различных факторов.

Главной задачей государства на современном этапе развития российской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с этим главными направлениями для привлечения и использования иностранных инвестиций выделим следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения.

Основными законами, регулирующими инвестиционную деятельность на территории России, являются федеральные законы «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», другие федеральные законы и постановления Правительства, а также международные договоры.

В целом можно отметить, что российское законодательство в сфере регулирования иностранных инвестиций недостаточно полно и противоречиво, что показывает необходимость совершенствования в данной сфере.

Правовые и политико-административные механизмы, существующие в России, не полностью отвечают требованиям иностранных инвесторов, заставляя их приспосабливаться к сложной среде российского рынка. Необходимость такого приспособления ухудшает инвестиционный климат РФ и снижает эффективность инвестирования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 18.12.2011) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

2.      Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3.      Постановление правительства РФ от 09.06.2001 № 456 (ред. от 17.12.2010) «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений».

4.      Загородников С. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Венгрии, Польше, Чехии / С. Загородников // Инвестиции в России. – 2004. – № 2. – С. 16-22.

5.      Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. – 261 с.

Информация о работе Методы стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций