Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:03, курсовая работа
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в высокодоходные отрасли предпринимательства. Они становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность и их воздействие на
национальную экономику…………………………………………………………...4
1.1. Сущность иностранных инвестиций……………………………………4
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны….11
Глава 2. Методы стимулирования привлечения прямых иностранных
инвестиций …..………………………………………………………………….....17
2.1. Зарубежный опыт стимулирования притока прямых иностранных
инвестиций………………………………………………………………………….17
2.2. Межгосударственная система регулирования и стимулирования
иностранных инвестиций ………………………………….……………………..31
2.3. Российский опыт стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….48
Таким образом, отметим, что наличие иностранных инвестиций является неотъемлемой частью экономики страны, отражающей уровень ее благосостояния. Для инвестора существенную роль играет инвестиционная сфера государства, то есть ее инвестиционная активность. Иностранные инвестиции имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относится увеличение ВВП и ускорение темпов роста, повышение уровня жизни населения и ассортимента товаров, привлечение местных капиталов и использование ресурсов, поступление новых технологий и развитие инфраструктуры, снижение безработицы и увеличение отчислений на социальные нужды и т.д. Негативными последствиями являются: отток прибыли в другие страны, дополнительные расходы на импорт оборудования и инструментов, подавление местных производителей, культурная интервенция, ухудшение состояния окружающей среды и т.д. Тем не менее, при проведении правильной политики и поддержке национальных производителей негативные последствия привлечения иностранных инвестиций можно уменьшить.
Глава 2. Методы стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций
2.1. Зарубежный опыт стимулирования притока прямых иностранных инвестиций
Как было сказано в первой главе данной работы, иностранные инвестиции, в частности, прямые могут существенно улучшить экономическое, а вследствие этого и социальное состояние страны. Исходя из этого, было бы логично предположить необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны и создание благоприятного инвестиционного климата.
Существуют два подхода в политике по стимулированию инвестиций. Оба подхода используются в мировой практике, имеют свои плюсы и минусы.
Первый подход состоит в радикальном улучшении инвестиционного климата для осуществления всех видов капиталовложений, включая иностранные, без использования селективных мер поощрения инвестиций.
Второй подход заключается в том, что наряду с действиями по улучшению инвестиционного климата использовать возможности государства по целенаправленному привлечению иностранных инвестиций с помощью специальных стимулирующих мер.
В первом случае создаются условия для масштабного долгосрочного роста инвестиций, и в этом смысле он предпочтительней. Однако его реализация связана с большими сложностями и поэтому многие страны идут по второму пути.
Второй подход, предполагающий проведение специальной политики в отношении ПИИ, несет угрозу неправильного выбора направлений и способов стимулирования, способствует появлению неравных условий для местных и иностранных инвесторов, рисунок 1.
Вместе с тем значительным плюсом является концентрация усилий на ключевых инвестиционных направлениях, что может позволить стране сэкономить время и средства на цели привлечения инвестиций.
Рисунок 1 - Стимулирование инвестиционной деятельности
Инвестиционный климат принято оценивать качественно, то есть, в общем: благоприятный, неблагоприятный, нейтральный. Однако, факторы, образующие инвестиционный климат, далеко не равнозначны.
Главными факторами, влияющими на решение инвестора, являются политические факторы. Для инвестора важна, прежде всего, политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране.
Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие[11]:
1) размер и характер внутреннего и внешнего рынков, на которые ориентированы инвестиции;
2) характер налоговой системы;
3) наличие и степень развития инфраструктуры;
4) возможные пределы участия иностранных инвесторов в активах и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций;
5) уровень цен и оплаты труда;
6) наличие государственных гарантий для инвесторов;
7) способы таможенного и валютного регулирования внешнеэкономических операций;
8) динамика курса национальной валюты и степень его соответствия паритету покупательной способности в сопоставлении с валютой, в которой осуществляются инвестиционные вложения;
9) наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций;
10) роль профсоюзов и степень их влияния на действия менеджмента предприятий в сфере организации и оплаты труда;
11) уровень корпоративной культуры и степень соответствия информации о ходе и результатах производства на предприятиях страны-реципиента международным стандартам;
12) возможности репатриации доходов и прибыли, полученных в результате иностранных инвестиций.
Очевидно, что каждый из перечисленных экономических факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности вложений иностранного капитала в стране-реципиенте иностранных инвестиций. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.
Еще одной важной составляющей инвестиционного климата является группа социальных факторов:
жизненный уровень населения страны, где осуществляются иностранные инвестиции;
особенности быта этого населения;
уровень современной культуры населения и его образовательный уровень;
структура доходов и расходов населения;
степень законопослушности и дисциплинированности населения;
менталитет населения;
уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;
степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;
характер и устойчивость обычаев делового оборота.
Обратим внимание на то, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их направление не может быть быстро изменено, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ.
Природные факторы инвестиционного климата (средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности), наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.
Опыт разных стран показывает, что для привлечения иностранных инвестиций могут использоваться различные организационные механизмы. В одних странах эту задачу с успехом выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные учреждения.
Анализ международного опыта позволяет выделить несколько типов организации процессов привлечения и управления:
1) децентрализованная система принятия решений с более или менее выраженной ролью координирующего органа, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств;
2) децентрализованная система, в которой координирующим органом является комитет представителей министерств (министры и их заместители), занимающихся деятельностью в сфере регулирования иностранных инвестиций;
3) создание независимого органа в структуре правительства, организационно не подчиненного другим министерствам и ведомствам и несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики в отношении иностранных инвестиций;
4) передача ключевых функций выработки и реализации политики в отношении иностранных инвестиций специализированному подразделению в структуре одного из действующих министерств, с одновременным возложением на данное министерство задачи координации тех функций регулирования инвестиционной деятельности, которые находятся в ведении других министерств и ведомств.
В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии, Китая. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики характерно сочетание вариантов 4 и 2, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств.
На данные агентства возлагается выполнение трех основных функций:
создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов;
осуществление целевого привлечения прямых иностранных инвестиций путем идентификации перспективных иностранных компаний и целенаправленной работы по привлечению их инвестиций в национальную экономику;
оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.
Однако создание специализированных агентств не является гарантией эффективности их работы. Очень часто оказывается, что подобные организации не справляются с поставленными перед ними задачами.
Процессы интернационализации и глобализации на современном этапе развития способствуют усилению взаимозависимости национальных экономик, что сближает механизмы и инструментарии в различных моделях, применяемых для достижения таких экономических целей, как достижение постоянного и равномерного экономического роста, увеличение занятости, стабилизация денежного обращения и курса валют, повышение благосостояния и улучшение качества жизни людей[12].
Современные системы экономического регулирования выступают как синтез государственных и рыночных методов, соотношение которых определяется спецификой конкретной ситуации. В условиях социально-экономической нестабильности усиливается роль государственных методов экономического регулирования, при устойчивом экономическом развитии возрастает значение рыночных методов, в то время как государство сохраняет за собой определенные функции в сфере экономического и социального регулирования.
Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Вследствие этого, растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Тем не менее, еще не существует универсальной международной правовой базы для регулирования иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен.
В состав формирующейся базы могут быть включены двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, региональные инструменты регулирования, многосторонние соглашения.
В настоящее время в мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг[13]. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны – главные экспортеры капитала, с другой – развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.
Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.
В таких соглашениях, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:
Информация о работе Методы стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций