Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:03, курсовая работа
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в высокодоходные отрасли предпринимательства. Они становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность и их воздействие на
национальную экономику…………………………………………………………...4
1.1. Сущность иностранных инвестиций……………………………………4
1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны….11
Глава 2. Методы стимулирования привлечения прямых иностранных
инвестиций …..………………………………………………………………….....17
2.1. Зарубежный опыт стимулирования притока прямых иностранных
инвестиций………………………………………………………………………….17
2.2. Межгосударственная система регулирования и стимулирования
иностранных инвестиций ………………………………….……………………..31
2.3. Российский опыт стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….48
DTTs определяют и разграничивают, в каком из государств, какие виды доходов облагаются налогами.
К числу задач, которые ставит перед собой государство, заключающее такие соглашения, относятся следующие:
1) разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов субъектов внешнеэкономической деятельности;
2) упорядочение взаимоотношений участников внешнеэкономического оборота с налоговыми органами стран, заключивших соглашения;
3) определение схемы избежания двойного налогообложения;
4) установление механизма устранения двойного налогообложения в тех случаях, когда право налогообложения определенного вида дохода сохраняется за обоими государствами, заключившими соглашение;
5) защита налогоплательщиков от дискриминационного налогообложения при осуществлении деятельности в стране, заключившей договор со страной его постоянного местопребывания;
6) установление порядка взаимного обмена информацией в целях соблюдения соглашения;
7) выработка механизма и взаимосогласительных процедур предотвращения уклонения от налогообложения и злоупотребления положениями соглашения.
Большинство соглашений регулируют налогообложение доходов капитала (имущества), так как сфера действия других налогов (особенно налогов на потребление, на добавленную стоимость, на продажу, акцизы) редко выходит за рамки государственных границ.
На 2006 год в мире было подписано 2573 соглашений о содействии и защите инвестиций и 2316 - об избежании двойного налогообложения. В 2008 году эти цифры составили 3890 и 2954 соглашений соответственно. Однако мировой финансовый кризис 2008 года, проявившийся в сентябре-октябре 2008 года сильно ухудшил основные экономические показатели большинства развитых стран, в том числе и эти.
Причем в данном направлении в последние годы значительно активизировалась работа между государствами. Эти документы становятся официальными после ратификации национальными парламентами. Сегодня примерно 25% таких соглашений не прошло эту стадию.
В России имеется «типовое соглашение» о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В настоящее время действует 29 таких соглашений, некоторые были подписаны еще во времена СССР. Что касается соглашений об избежании двойного налогообложения, то сегодня в России действует 70 подобных соглашений.
Соглашения об избежании двойного налогообложения имеют целью защитить инвесторов, а также решить вопрос с перераспределением налогов между страной источников инвестиций и страной получателем. Принятие таких соглашений обычно существенно улучшает потоки инвестиций и товаров между странами.
Специальные формы стимулирования: оффшорные зоны и свободные экономические зоны.
Оффшор (от англ. offshore — «вне берега», «вне границ») — один из самых известных и эффективных методов налогового планирования и оптимизации при осуществлении международной инвестиционной деятельности. Широко используется и в торговых операциях.
Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.
Термин «оффшор» впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х годов XX века. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем географического размещения. Компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать на территорию с благоприятным налоговым климатом.
«Оншор» или просто «шорная» компания - в противоположность «оффшору» переводится с английского языка как «в пределах берега», «внутри границ».
Существует так называемый чёрный список оффшоров, в который входят страны, которые не сотрудничают с FATF. Сделки со странами из этого списка находятся под особым контролем в большинстве государств.
А в 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). С тех пор именно эта межправительственная организация играет лидирующую роль во всемирной борьбе с отмыванием капиталов. Сейчас в неё входят 34 государства и две международные организации — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и Еврокомиссия. 19 июня 2003 г. Россия стала членом FATF.
FATF публикует отчеты по тем странам, которые не сотрудничают с организацией и не раскрывают информации. Это «черный список стран» - "Non-Cooperative Countries or Territories" (NCCTs). Летом 2000 года комиссия включила Россию в чёрный список стран, а в 2002 году исключила её из него. Сегодня в списке больше нет стран. Но OECD и ЕС в 2007 г. включила туда снова Андорру, Монако и Лихтенштейн и хотят Швейцарию.
Также ФАТФ разработала сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денежных средств, которые были пересмотрены с учётом развивающихся технологий отмывания доходов, и девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма.
Эти документы признаны в качестве международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Рассмотрим преимущества и недостатки оффшорных юрисдикций. При этом основные черты и преимущества состоят в следущем:
Низкое налогообложение в этих зонах позволяет оптимизировать общую налоговую нагрузку компаний.
Простота в создании и управлении в отличии от многих регулируемых бизнесов (финансовые институты).
Юридическая защита. Во многих зонах действуют жесткие нормы препятствующие раскрытию информации о корпорациях и проникновению в них по решению судов. Считается, что по правилам корпоративного управления действует суд именно этой юрисдикции.
Платежи и сборы. Ряд зон устанавливает более высокие сборы за регистрацию, чем другие. Могут быть и более высокими платежи за поддержание и управление компанией.
Отчетность. Уровень требуемой отчетной информации отличается в разных зонах.
Защита активов. С помощью оффшорных компаний можно так организовать управление активами, что они будут защищены от возможных судебных исков.
Анонимность. Осуществляя операции от имени частной оффшорной компании, имя бенефициара или принципала не указывается в документах. Именно поэтому в связи с борьбой против отмывания денег многие банки требуют раскрытия конечных владельцев.
Небольшая капитализация. Как правило, не требуется достаточность капитала при проведении определенных сделок (за исключением регулируемых организаций – банков и страховых компаний). Достаточно номинального размера капитала.
Финансовые услуги. Как правило, оффшорным компаниям разрешены т.н. финансовые услуги при осуществлении сделок со своими акциями, что позволяет в некоторых финансовых операциях избегать операций по «отмыванию».
Основные недостатки:
Оффшорным компаниям, как правило, запрещается вести бизнес или нанимать служащих в месте их регистрации.
По причинам контроля и регулирования очень часто таким компаниям запрещены некоторые виды бизнесов. Как правило, банковский бизнес, страховой и трастовые операции.
Поскольку оффшорные компании предоставляют немного информации, то обычно банки проводят проверку документов и запрашивают информацию, ссылаясь на законодательство по борьбе с отмыванием денег. В банках действуют правила – KYC, по которым требуется раскрыть информацию о собственниках (бенефициарах), предоставить заверенные подписи и иногда даже рекомендации от банков.
В некоторых странах существует законодательство, направленное против компаний из «налогового рая» и которое препятствует проведению сделок с ними. Например, во Франции запрещены выпуски облигаций от имени оффшорных компаний.
В случае, если владелец оффшорной компании умирает, обычно требуется оформленное завещание, чтобы подтвердить владение такой компанией или переоформление всех документов на владение непосредственно на месте регистрации. Это обычно приводит к излишним затратам, задержкам в принятии решений и управлении компанией.
2.3. Российский опыт стимулирования привлечения прямых
иностранных инвестиций
Перейдем от мирового опыта стимулирования к рассмотрению механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации. При этом стоит учитывать особенности политической и социально-экономической структуры страны, в которой переход к рыночной экономике и соответствующим ей механизмам произошел сравнительно недавно.
Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.
Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, это медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских и международных коммерческих банков. Сказывается также опережение экспорта инвестиций над их импортом в силу различных факторов.
Политика привлечения иностранных инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны заложить основу устойчивого притока капитала. Среди этих требований можно выделить следующие:
1. стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования иностранных инвестиций;
2. введение конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот, соответствующих условиям для иностранных инвестиций, сложившимся в других странах, которые являются конкурентами России как рынки приложения иностранного капитала;
3. наличие гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в раз витии народного хозяйства;
4. разграничение компетенции государственных органов при решении вопросов иностранного инвестирования, устранение дублирования со стороны различных ведомств;
5. разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
6. обеспечение привлечения средств, как государственных, так и частных, на конкурсной основе;
7. организация комплексной системы страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
8. разработка государственной программы и создание специальных институтов для возврата вывезенного из России капитала.
Главной задачей государства на современном этапе развития российской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения и использования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения.
В отечественной практике имеется некоторый опыт государственного стимулирования процессов привлечения иностранных инвестиций на предприятия. В общем случае, возможны следующие варианты[15]:
предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов;
предоставление государственных гарантий по кредитным займам, осуществляемым предприятиями;
компенсация части процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями;
компенсация части расходов на обслуживание корпоративных облигационных займов или части эмиссионных затрат при проведении вторичных эмиссий акций.
Основой регулирования, следовательно, и стимулирования иностранных инвестиций является законодательство. До появления российского законодательства об иностранных инвестициях создаваемые в результате этих инвестиций совместные предприятия имели особый статус по сравнению с российскими предприятиями. Существовало ограничение на долю иностранного инвестора в активах совместного предприятия. Не допускалось также предоставление иностранцам права руководить предприятием в лице генерального директора. Имелись определенные ограничения на вывоз доли прибыли, возникающей при деятельности совместного предприятия и причитающейся иностранному инвестору. В настоящий момент все эти ограничения российским законодательством сняты, и статус предприятия с участием иностранного капитала, а также полностью принадлежащего иностранцам, равен статусу российских предприятий.
С переходом России к открытой экономике началась интенсивная нормотворческая работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм, однако, сформировалась далеко не сразу. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.
Информация о работе Методы стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций