Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:57, реферат
Финансирование любого международного инвестиционного проекта должно обеспечить, с одной стороны, динамику инвестиций, позволяющую выполнять проект в соответствии с периодом его осуществления и финансовыми ограничениями, с другой — снижение затрат и риска за счет соответствующей структуры использования денежных средств и налоговых льгот.
ГЛАВА 4
МЕТОДЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ
4.1. ЗАЕМНОЕ ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование любого международного инвестиционного проекта должно обеспечить, с одной стороны, динамику инвестиций, позволяющую выполнять проект в соответствии с периодом его осуществления и финансовыми ограничениями, с другой — снижение затрат и риска за счет соответствующей структуры использования денежных средств и налоговых льгот. Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании бюджета международного инвестирования предприятие решает следующие задачи:
В общем виде под проектным финансированием понимается строго целевой характер использования выделяемых средств на нужды исполнения конкретного международного инвестиционного проекта. Проектное финансирование может быть внутренним и внешним.
Внутреннее финансирование обеспечивается из средств предприятия, планирующего осуществить тот или иной международный инвестиционный проект, — за счет поступлений от операционной Деятельности, продажи избыточных активов и пр. Как правило, для
принятия решения о выделении средств на внутреннее проектное финанснрование требуется составление технико-экономического обоснования и так называемого внутреннего бизнес-плана соответствующего инвестиционного проекта.
Во внешнем проектном финансировании различают заёмное и до-левое, а также смешанные формы финансирования. Особой разновидностью внешнего проектного финансирования может быть и бюджетное финансирование в виде проектных субсидий, государственных гарантий и целевых инвестиционных налоговых льгот.
Главными формами заёмного проектного финансирования в ступают следующие:
Инвестиционный кредит как форма целевого проектного финансирования характеризуется следующими особенностями.
Кредитование — это метод возвратного финансирования предприятия и одновременно традиционная услуга банков. В настоящее время предприятие имеет право на получение кредита и в том банке, где ему открыт расчётный счет, и в любом другом банке, при этом объектом кредитования могут быть любые потребности предприятия-Кредитование предприятия осуществляется на основе кредитного договора, в котором определяются права и обязанности предприятия ссудозаемщика и банка с учетом характера предоставляемого кредита и финансового состояния предприятия, устанавливается ответственность за нарушение условий договора. Кредитование осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера кредита. Большое значение для заемщика банковского кредита имеет уровень учетного процента, который определяется спросом и предложением на ссудный капитал, величиной процента по депозитам, уровнем инфляции в стране, ожиданиями инвесторов относительно перспектив развития экономики. В зависимости от характера потребностей предприятия в инвестициях различают краткосрочный и долгосрочный кредит.
Краткосрочный кредит является одним из источников формирования оборотных средств предприятия. Он позволяет восполнить потребность в инвестициях, возникающую в процессе текущей деятельности предприятия с иностранными инвестициями. На срок более года предприятие может получить кредит на капитальные затраты. В этом случае кредит выступает источником заёмных финансовых ресурсов, направляемых на его развитие.
Объектами долгосрочного банковского кредитования являются затраты предприятий с иностранными инвестициями:
Для получения инвестиционного кредита в банк необходимо представить бизнес-план инвестиционного проекта, который должен быть оформлен в одном из принятых для этого форматах (например, Project Explorer) и подкреплён маркетинговыми исследованиями, обоснован калькуляциями. планами по прибылям и убыткам, денежным потокам, инвестиционными расчётами.
По испрашиваемому кредиту также необходимо предоставить адекватное имущественное обеспечение в виде залога имущества, гарантий и поручительств третьих лиц. При этом рыночная стоимость имущественного залога, оцениваемая за счет заемщика лицензированными оценщиками соответствующего имущества, должна превышать сумму кредита.
В кредитном соглашении по инвестиционному кредиту обычно предусматривается какой-либо достаточно надежный специальный механизм контроля кредитора за целевым расходованием денег, выделяемых на конкретный инвестиционный проект.
Для инвестиционного кредита характерно то, что льготный период по нему (т.е. период, когда ещё не надо приступать к выполнению оговоренного графика погашения основной части долга) является сравнительно длительным. Это облегчает обслуживание кредита, но увеличивает его стоимость, так как регулярные процентные платежи постоянно исчисляются с одной и той же ещё непогашенной суммы долга.
Третья волна связана с внесением в Государственную Думу РФ в 1994—1995 гг. трёх альтернативных проектов федерального закона «О свободных экономических зонах». И хотя ни один из них не был принят, но сам факт их рассмотрения послужил толчком к переориентации федеральных и местных властей в политике и практике создания СЭЗ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-Фз «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее -Закон № 116-ФЗ), особая экономическая зона — определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности1.
Закон № 116-ФЗ прямо предусмотрел прекращение существования на территории России всех свободных (особых) экономических зон, созданных до введения его в действие, за исключением двух зон: в Калининградской и Магаданской областях.
Всего в России на момент принятия Закона № 116-ФЗ, положившего начало новой волне реализации проекта особых зон. насчитывалось 24 специальные экономические зоны. Главными из них являлись «Янтарь» в Калининградской области; парк высоких технологий в Зеленограде; особые зоны в Находке и на Сахалине; свободные таможенные зоны вокруг аэропортов в Москве и Санкт-Петербурге.
В настоящее время на федеральном уровне существует шестнадцать особых экономических зон. Часть из них уже существовала ранее, а большая часть была организована в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особых экономических зонах в Российской Федерации"».
Главные задачи современных российских ОЭЗ — стимулировать приток инвестиций в производственный сектор обрабатывающих отраслей экономики, сформировать уникальную деловую среду для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок, способствовать диверсификации экономики и развитию транспортной инфраструктуры, стать дополнительным фактором улучшения предпринимательского климата, компенсировать недостатки нашей правоприменительной практики.
В таблице 5.1 перечислены существующие сейчас ОЭЗ федерального значения.
Таблица 5.1
На рисунке 5.3 показаны существующие сейчас в России особые экономические зоны (кроме зон туристско-рекреационного назначения и портового типа).
Специализация сегодняшних ОЭЗ в России «мягкая», жесткой специализации на определенном виде производств сейчас не практикуется. С одной стороны, жестко специализировать российские ОЭЗ — значит отсечь возможность для более интенсивного развития целого ряда других направлений.
Однако существуют и другие точки зрения на этот счет, основанные на мировом опыте, которые утверждают, что в России возможна, желательна и необходима более узкая специализация таких «точек роста».
Инвестиционные кредитные линии отличаются от инвестиционного кредита тем, что заемщик получает право в пределах объема кредитной линии и определенного длительного периода времени но мере возникновения потребности в финансировании отдельных капитальных затрат по проекту брать отдельные кредиты (транши) на суммы текущей потребности в упомянутых капитальных затратах. Для заемщика это означает экономию на процентном обслуживании кредитных сумм, превышающих текущие потребности финансирования проекта. Для кредитора выделение кредитной линии вместо единовременного предоставления крупного кредита облегчает рефинансирование необходимых кредитных средств, уменьшает кредитный риск, поскольку в этом случае в каждый отдельно взятый момент времени риску невозврата подвергается меньший объем средств.
Инвестиционные кредитные линии могут выделяться на разных условиях:
Процентные платежи в любом типе кредитной линии и в обычном инвестиционном кредите могут рассчитываться по формуле
Пp(K) = Kxi, где К — непогашенная часть ранее взятого кредита; i — кредитная ставка.
Одним из альтернативных методов финансирования иностранных инвестиций но отношению к традиционному банковскому кредито-ванию является выпуск облигационных займов. Во второй половине XX в. возникла тенденция увеличения доли долгового финансирования в форме облигационных займов по сравнению с традиционным банковским кредитованием. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время.
Облигация — это долговое обязательство, в соответствии с которым заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечении обусловленного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного процента. Доход по облигациям может выплачиваться также в форме премий, разыгрываемых в специальных тиражах, или путем оплаты купонов.
К преимуществам облигации можно отнести следующие:
Информация о работе Методы финансирования международных инвестиционных проектов