Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является создание более полного представления о лизинге и перспективах его развития в РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- во-первых, определить понятие, сущность и основные функции лизинга;
- во-вторых, дать характеристику основным видам лизинга;
- в-третьих, проанализировать преимущества и недостатки лизинга как инвестиционной деятельности;
- в-четвертых, проанализировать современное состояние рынка лизинга в РФ и выявить основные направления его развития.
Введение 3
1 Основные положения о лизинге 5
1.1 Понятие, сущность и функции лизинга 5
1.2 История развития лизинга в России ..7
1.3 Классификация лизинговых отношений 16
2 Лизинг как инвестиционная деятельность 24
2.1 Инвестирование предприятий с помощью лизинга 24
2.2 Основные участники лизинговых отношений и организационный механизм лизинговой сделки 27
2.3 Преимущества и недостатки лизинга как инвестиционной деятельности 34
3 Развитие лизинга в Российской Федерации 39
3.1 Значение лизинга для экономического развития 39
3.2 Современное состояние рынка лизинговых отношений в Российской Федерации 43
Заключение 52
Список литературы 54
В современных условиях хозяйствования финансовой функции лизинга принадлежит ведущая роль. Предприятие-лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных или привлечения заемных средств. Лизингополучатель освобождается от единовременной полной оплаты стоимости имущества, что выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи. Лизинг может открывать доступ к нужному имуществу как в случае каких-либо кредитных ограничений, так и в случае невозможности привлечения для этих целей заемных средств. С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются, как правило, те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном владении ими.
Однако необходимым условием осуществления договора лизинга является наличие у лизингодателя свободных средств для его реализации или доступ к деньгам других финансовых структур. В наших условиях, как показывает первый опыт создания лизинговых компаний в стране, такими структурами являются в основном банки, кредитные учреждения или дочерние лизинговые компании, созданные при банках или с их участием. Этот недостаток относят прежде всего к несовершенству правовой и нормативной базы нашей страны [31].
Основными недостатками лизинга являются:
1. На лизингодателя
ложится риск морального
2. Лизингополучатель,
не являющийся собственником
своих основных средств, не
может предоставить их в
3. Лизингодатель, не
имеющий "дешевых" и
Тем не менее положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга во многих странах подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности. Особенно привлекательным лизинг становится с введением налоговых и амортизационных льгот.
3.2 Современное состояние рынка лизинговых отношений в Российской Федерации
Рынок лизинга в России продолжает расти рекордными темпами. В результате лизинговые компании становятся выгодным объектом покупки, а сама отрасль - привлекательной стартовой площадкой для выхода иностранных компаний и банков на российский рынок.
Формально темпы роста лизингового рынка в 1 полугодии 2012 года оказались вдвое выше ожиданий его участников. Прирост новых сделок за 6 месяцев 2012 года составил 34%, а их сумма -712 млрд рублей (участники рынка в начале года прогнозировали годовые темпы прироста менее 20%).
Совокупный лизинговый портфель на 01.07.2012 года составил 2,1 трлн рублей (таблица 3). Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС достигла 388 млрд рублей (9,6 млрд евро).
Наибольший вклад в развитие рынка в 1 полугодии внесла компания ВЭБ-Лизинг, темпы прироста новых сделок без учета показателей компании составили 10,3% [32].
Таблица 3 – Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели |
1 пол. 2009 г. |
2009 г. |
1 пол. 2010 г. |
2010 г. |
1 пол. 2011 г. |
2011 г. |
1 пол. 2012 г. |
2012 г. (прогноз) |
Объем нового бизнеса, млрд. руб. |
90,1 |
315 |
255,5 |
725 |
530 |
1300 |
712 |
1700 |
Средняя сумма сделки, млн. руб. |
6,1 |
8,1 |
7,7 |
10,6 |
11,2 |
12,1 |
11,2 |
- |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб. |
167,2 |
320 |
159 |
350 |
210 |
540 |
275 |
700 |
Объем профинансированных средств, млрд. руб. |
57,2 |
154 |
152 |
450 |
310 |
737 |
290 |
- |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб. |
992 |
960 |
1037 |
1180 |
1360 |
1860 |
2100 |
3000-3100 |
Номинальный ВВП России, млрд. руб. |
- |
39016,1 |
- |
44491,4 |
- |
54369,1 |
- |
60590 |
Доля лизинга в ВВП, % |
- |
0,81 |
- |
1,63 |
- |
2,39 |
- |
2,8 |
Пессимистические прогнозы по развитию рынка на текущий год не оправдались, спрос по-прежнему остается стабильным. Определенное влияние на это оказали и законодательные инициативы. Например, стимулом для развития сегмента авиатехники стало вступление в силу постановления Правительства РФ № 1212, предусматривающего возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей при покупке самолетов для региональных и местных авиаперевозок.
Позитивной новостью для участников лизингового рынка в 2012 году стало исключение из ежегодно подготавливаемого Минфином документа «Основные направления налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предложения об отмене ускоренной амортизации предметов лизинга. Появившееся два года назад предположение о нецелесообразности ускоренной амортизации (вследствие введения других механизмов налоговой экономии при инвестициях, например амортизационных премий) было встречено резкой критикой участников рынка и обусловило пессимистичные прогнозы большинства лизингодателей в 2011 и 2010 годах [32].
Очевидно, положительно на инвестиционные процессы в стране повлияли и планы правительства по отмене налога на имущество, хотя для лизинговых компаний это означает потерю одного из конкурентных преимуществ по сравнению с другими инструментами инвестиций.
О повышении инвестиционной активности в стране свидетельствует и средняя сумма лизинговой сделки. За два года она выросла почти вдвое - с 6,1 млн рублей в 1 полугодии 2009 года до 11,2 млн рублей в 1 полугодии 2011 года, а в 2012 году сохранилась на таком же уровне, несмотря на значительный прирост числа заключенных сделок (+40%).
Основным фактором, сдерживающим рост рынка, остаются опасения, что случится вторая волна кризиса, сомнения в сохранении макроэкономической стабильности и ожидания высокой волатильности (изменчивости) курса рубля.
По сравнению с кризисным 2009 годом сумма новых сделок возросла в 8 раз (рисунок 4).
Рисунок 4. Динамика изменения объемов новых лизинговых сделок
Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 1 полугодии 2012 года - «ВЭБ-Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 43% объема новых сделок. Крупнейшей лизинговой компанией России по сумме полученных платежей стала компания «ВТБ Лизинг».
Первое место на рынке по объему новых сделок (222,2 млрд рублей) заняло ОАО «ВЭБ-Лизинг», в 4,5 раза превысив сумму контрактов ближайшего конкурента. Сумма сделок компании за 1 полугодие 2012 года оказалась выше, чем за полный 2011 год. Успех компании был обусловлен, в том числе, победой в тендере РЖД на поставку в 2012-2016 годах путевой техники на общую сумму 89 млрд рублей.
Сумма сделок государственных лизинговых компаний в 1 полугодии 2012 года вновь составила более половины объема нового бизнеса - 54,6% (рисунок 5).
Рисунок 5. Распределение компаний на рынке лизинга
В отраслевой разбивке новых сделок традиционно лидирует железнодорожная техника (рисунок 6), в 1 полугодии 2012 года ее доля вновь превысила половину заключенных контрактов (55%). Лидер сегмента в текущем году изменился – им стало ОАО «ВЭБ-лизинг» (192,6 млрд рублей от новых сделок).
Примечательно, что в текущем году прочие сегменты рынка продемонстрировали сопоставимую динамику – темпы прироста рынка, очищенные от влияния железнодорожного сегмента, составили 30,4% (в целом по рынку – 34%) [32].
Рисунок 6. Отраслевая структура рынка лизинга
Вторым и третьим по объему сегментами стали грузовой и легковой автотранспорт. Во 2 полугодии серьезно улучшить позиции может сегмент лизинга авиатехники, опустившийся за год с седьмого на восьмое место: в августе ОАО «ВЭБ-лизинг» и ОАО «Аэрофлот» договорились о поставке в лизинг четырех самолетов общей каталожной стоимостью 1,26 млрд долларов. Кроме того, основной акцент на лизинг малых воздушных судов в текущем году сделала «Государственная транспортная лизинговая компания». Компания заключила прямые контракты с производителями, в частности – на приобретение 15 самолетов с опционом еще на 15 воздушных судов данного типа. На сегодняшний день это является самой крупной закупкой самолетов для местных авиаперевозок в России. Развитие местной и региональной авиации становится одним из приоритетных направлений государственной политики и получило дополнительный импульс развития за счет введения в действие постановления Правительства РФ № 1212 от 30.12.2011 о государственном субсидировании лизинговых платежей.
Для крупных иностранных лизингодателей Россия сегодня - самый привлекательный рынок для инвестиций. Это особенно актуально на фоне перенасыщения и невысоких темпов роста собственных рынков у традиционных экспортеров лизингового капитала - США, ЕС, Японии. Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций - Китай и Индия - в данном случае заметно уступают. Рынки лизинга Китая (4,25 млрд долл. в 2011 г.) и Индии (440 млн долл. в 2011 г.) не обладают пока серьезным размером с точки зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала. Эта ситуация может радикально измениться. Потенциально рынок лизинга Китая способен стать одним из крупнейших в мире. Индия также могла бы занять ведущие позиции. Это особенно подчеркивает необходимость скорее использовать уникальное положение на мировом рынке, которое приобрела сейчас российская лизинговая отрасль.
Определенную конкуренцию России может составить и Бразилия с объемом рынка 9,77 млрд долл. в 2011 г. и темпом прироста 76% за 2011 г. В целом рынок лизинга Латинской Америки, на котором Бразилия является безусловным региональным лидером, - самый быстрорастущий в мире, за исключением российского. В частности, прирост рынка лизинга Мексики в 2011 г. составил 26,5% (объем - 2,91 млрд долл.), Колумбии - 54% (объем - 2,22 млрд долл.). Быстрый рост продемонстрировали рынки и других латиноамериканских стран, но у них объем пока крайне мал (таблица 3). Еще один заметный конкурент России на мировой лизинговой арене - ЮАР с объемом рынка 7,6 млрд долл. и темпом прироста 15% в 2011 г.
В Латинской Америке
традиционно сильны позиции лизинговых
компаний США. Американские компании планируют
и дальше расширять там свое присутствие.
А вот для европейских лизингод
Дополнительную
Наконец, еще один немаловажный фактор привлекательности российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ. Наличие одного сильного лидера характерно для лизинга в нескольких регионах мира. В Латинской Америке это Бразилия, в Африке - ЮАР, в Юго-Восточной Азии - Япония. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в Россию, они делают шаг в освоение не только российского рынка, но и всего региона СНГ и Восточной Европы.
Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга станет главной движущей силой роста этого рынка. Однако в настоящий момент еще нельзя утверждать, что иностранные инвесторы и зарубежные компании ориентируются в ситуации на российском рынке лизинга.