Лизинг как метод инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является создание более полного представления о лизинге и перспективах его развития в РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- во-первых, определить понятие, сущность и основные функции лизинга;
- во-вторых, дать характеристику основным видам лизинга;
- в-третьих, проанализировать преимущества и недостатки лизинга как инвестиционной деятельности;
- в-четвертых, проанализировать современное состояние рынка лизинга в РФ и выявить основные направления его развития.

Содержание

Введение 3
1 Основные положения о лизинге 5
1.1 Понятие, сущность и функции лизинга 5
1.2 История развития лизинга в России ..7
1.3 Классификация лизинговых отношений 16
2 Лизинг как инвестиционная деятельность 24
2.1 Инвестирование предприятий с помощью лизинга 24
2.2 Основные участники лизинговых отношений и организационный механизм лизинговой сделки 27
2.3 Преимущества и недостатки лизинга как инвестиционной деятельности 34
3 Развитие лизинга в Российской Федерации 39
3.1 Значение лизинга для экономического развития 39
3.2 Современное состояние рынка лизинговых отношений в Российской Федерации 43
Заключение 52
Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая Лизинг.doc

— 825.50 Кб (Скачать)

Таким образом, промышленники  сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными  средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для  расширения сбыта своих  автомобилей.

В США лизинг превратился  в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название “финансово-лизинговых обществ”; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

В США значительная часть американских лизинговых компаний была создана крупными производителями оборудования. Другая часть лизинговых компаний организована крупными коммерческими банками. Сфера деятельности таких компаний совпадает с районом, на который распространяется влияние регионального банка. Характерно, что американское законодательство запрещает коммерческим банкам выполнять определённые виды финансовых услуг. Лизинговые компании отделены от банков. Кроме того, даже крупные страховые компании Америки не обходят стороной такую сферу как лизинг. Налоговое законодательство США таково, что частным лицам более выгодно вкладывать свои доходы в покупку оборудования и предоставлять его в лизинг [9-10].

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто") [11].

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых  были учреждены коммерческими банками.  К середине 90-х гг. Правительство  РФ, оценив потенциал лизинга и  его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов [11].

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 100 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".  Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление  №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что  лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат. Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем [12].

С момента появления  лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении  числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

Упадок российского  финансового сектора, последовавший  за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга  в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.

В результате кризиса 1998 года сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск. В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%.

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью. Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования. Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста [12].

В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг. Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге ", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок. В начале 2002 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствовало повышению качества и эффективности лизингового бизнеса.

Начиная с 2004 года, на рынке происходили как количественные, так и качественные изменения. Темпы роста лизинговых компаний по разным показателям составили от 50% до 70% по сравнению с показателями прошлых лет. В 2006 году рынок лизинга входит в фазу быстрого роста - прирост объема нового бизнеса составил 68%, объем нового бизнеса составил 15,1 млрд. долл. (9 млрд. долл. в 2005г.), а суммарный лизинговый портфель компаний - 19,5 млрд. долл. После кризиса объем рынка лизинга сократился более чем на четверть. По итогам 2008 года сумма новых сделок снизилась на 25% по сравнению с 2007 годом. Объем сделок на рынке составил 720 млрд. руб. (26,6 млрд. долл.) по сравнению с 997 млрд. руб. в 2007 году (35,4 млрд. долл.).  

Основными факторами, отрицательно влияющими на рынок, остаются неопределенность развития экономической ситуации и сроки восстановления финансового рынка. Объем новых сделок на рынке лизинга сократился в 2009 г. на 70% по сравнению с 2008 г. в результате смещения акцента в работе лизингодателей на урегулирование проблемных контрактов. Сумма вновь заключенных сделок по итогам 2009 г. составила 315 млрд. руб. (8 млрд. долл.), и впервые с 2002 г. оказалась меньше объема полученных платежей за год (320 млрд. руб.). Объем новых сделок на рынке лизинга за  2010 г. вырос в 2,2 раза по сравнению с 2009 г. Сумма вновь заключенных сделок по итогам 2010 г. составила 420 млрд. руб. (14,7 млрд. долл.).  Активность на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, наблюдалось уже не восстановление, а новый этап роста. Сумма новых сделок за 2011 год удвоилась по сравнению с прошлым годом, а сумма новых контрактов увеличилась на 35% и достигла 0,9-1,1 трлн. руб. (32 млрд. долл.).

Динамика темпа роста  российского рынка лизинга за последние десять лет представлена в таблице 1 и графически отражена на рисунке 1.

 

Таблица 1 – Объемы и  темпы роста российского рынка лизинга                        в 2002-2011 гг.

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объемы рынка, млрд. долл.

2,5

3,9

6,4

9

15,1

35,4

26,6

8

14,7

32

Прирост к предыдущему году

47%

56%

64%

40%

68%

134%

Спад на 25%

Спад на 70%

84%

118%


 

 

Рисунок 1. Объемы российского рынка  лизинга в 2002-2011 гг., в млрд. долл.

 

 

 

Лизинг является важным источником финансирования для предприятий во многих странах. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства. Лизинг стал неотъемлемой  частью экономики, и занимает устойчивую позицию в сфере производства и обращения. За последние несколько лет лизинг в России стал реальной возможностью обновления производственных фондов и привлечения инвестиций, а так же основой новых эффективных технологий ведения бизнеса. Опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности позволяет сделать вывод о его эффективности.  В условиях вялого инвестиционного спроса лизинг позволяет активизировать развитие производства. В российской экономике, где более половины основных фондов работает неэффективно, а оплата налогов и расходов на их содержание ложится на фондодержателя, выгодно передавать основные фонды в лизинг, в том числе для поддержки малого и среднего бизнеса [14].

 

1.3 Классификация  лизинговых отношений

 

В мировой практике находят применение  самые разнообразные виды лизинга. Их классификация может осуществляться по целому ряду признаков.

Виды лизинговых соглашений можно дифференцировать следующим  образом (таблица 2):

 

Таблица 2 – Классификация видов лизинга

Классификационный признак

Формы лизинговых отношений

Количество участников (субъектов) сделки

1. Двусторонние лизинговые сделки;

2. Многосторонние лизинговые сделки.

Объект (тип имущества)

1. Лизинг движимого имущества;

2. Лизинг недвижимого имущества.


 

Окончание таблицы 2

Классификационный признак

Формы лизинговых отношений

Сектор (сфера) рынка

1. Внутренний лизинг;

2. Международный лизинг.

Форма (тип) лизинговых платежей

1. Лизинг с денежным платежом;

2. Лизинг с компенсационным платежом;

3. Лизинг со смешанным платежом.

Объем обслуживания

1. Чистый лизинг;

2. Полный (комплексный) лизинг.

Условия начисления амортизации

1. Лизинг с полной окупаемостью;

2. Лизинг с неполной окупаемостью.

Условия сделки

1. Оперативный лизинг;

2. Финансовый лизинг;

3. Возвратный лизинг.

Информация о работе Лизинг как метод инвестирования